город Ростов-на-Дону |
|
26 апреля 2016 г. |
Дело N А32-40456/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу: Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2016 по делу N А32-40456/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Гончаровой Инны Петровны
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара
о взыскании излишне уплаченных денежных средств
принятое судьей Колодкиной В.Г.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гончарова Инна Петровна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ в Карасунского округа г. Краснодара (далее - управление) суммы излишне уплаченной по страховым взносам в размере 8 639,11 руб. и процентов в размере 544,06 руб.
Дело рассматривалось в порядке упрощённого производства.
Решением от 18.01.16г. заявленные требования удовлетворены, поскольку у предпринимателя имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 8 639,11 руб. и проценты рассчитаны предпринимателем исходя из базы для начисления процентов, учитывая даты фактической оплаты и дату, указанную предпринимателем, в качестве окончания для начисления процентов.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ввиду отсутствия для этого предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ) оснований, поскольку предприниматель является неплательщиком страховых взносов. По состоянию на 31.12.14г. сумма фиксированного размера страховых взносов от предпринимателя не поступила на соответствующий код бюджетной классификации (далее - КБК). 27.02.15 г. предпринимателю управлением направлено уведомление об излишне уплаченной суммы страховых взносов на неверные КБК, соответствующие страховой части для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам. Заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа от плательщика страховых взносов на дату выявления недоимки не поступало. В связи с тем, что срок уплаты по страховым взносам, исчисленных с суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, истек на дату подачи предпринимателем заявления о возврате излишне уплаченных сумм (заявление предпринимателя от 29.04.15г. получено управлением 05.06.15г.), факт излишней уплаты не представляется возможным выявить без сведений о доходах. На основании этого 19.06.15 г. управлением правомерно вынесено и направлено решение об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов в установленный законом срок. Сведения ИФНС поступили 25.06.2015 г., после вынесения решения об отказе. Таким образом, для осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов после 25.06.15г. плательщику страховых взносов необходимо подать заявление вновь, в связи с тем, что по ранее поданному заявлению вынесено решение об отказе. Суд также неправомерно взыскал проценты, так как управлению не представлен расчет процентов и для этого не имелось предусмотренных ст.26 закона N 212-ФЗ оснований, так как задолженность имеется и 19.06.15г. Управлением в установленные законом сроки вынесено решение об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных страховых взносов.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощённого производства Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном гл. 34 АПК РФ. В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 09:25 МСК 14.04.16г. до 17:10 МСК 21.04.16г., о чём на сайте суда в сети Интернет размещено извещение. После перерыва судебное заседание продолжено.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 31.03.15г. с расчетного счета предпринимателя управлением списаны суммы: 8 343 руб. 66 коп. инкассовым поручением N 795 от 30.03.2015, с указанием назначения платежа "ПФР.СЧ Взносы. Фиксированный размер"; 295, 45 руб. инкассовым поручением N 796 от 30.03.2015, с указанным в нем назначения платежа - "ПФР.СЧ. Пеня. Фиксированный размер".
29.04.15г. предприниматель направила в управление заявление о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, поскольку по состоянию на 31.03.15г. у неё задолженность по страховым взносам отсутствовала, что подтверждается платежными документами.
19.06.15г. управлением вынесено и направлено решение об отказе предпринимателю в возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней в связи с отсутствием сведений о доходах плательщика за расчетный период 2014 года.
В связи с отказом управления в возврате излишне уплаченных страховых взносов, предприниматель и обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции и законности заявленных предпринимателем требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч.1 ст. 3 закона N 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Согласно ч.3 ст. 60 закона N 212-ФЗ, суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст.ст. 26, 27 закона N 212-ФЗ.
В силу ч.1 ст. 26 закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные законом N 212-ФЗ, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Частью 2 ст. 26 закона N 212-ФЗ предусмотрено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено законом N с 212-ФЗ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
На основании ч.3 ст. 26 закона N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Согласно ч.ч. 11, 12 ст. 26 закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных законом N 212-ФЗ, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
В силу ч.14 ст. 26 закона N 212-ФЗ решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
Частью 15 ст. 26 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (далее - орган Федерального казначейства) для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
Главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом. Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР согласно Приложению 1 к настоящему Закону. Из Приложения 1 следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2010 г. является ПФР (первые три цифры КБК - 392). Также в ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 307-ФЗ указано, что главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является ФНС России (первые три цифры КБК - 182).
В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н (далее -Порядок Минфина России от 05.09.2008 N 92н), органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании Заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета (далее -Заявка на возврат).
Согласно положениям Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее - Порядок Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н), Заявка на возврат оформляется администратором доходов бюджета по администрируемым им КБК с учетом кода главы главного администратора дохода бюджета, в ведении которого находится администратор доходов бюджета.
Приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2010 N ММ-7-1/5@ предусмотрено, что полномочия по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации по КБК 18210202010060000160 и КБК 18210202020060000160 возложены на территориальные органы Федеральной налоговой службы. Эти же КБК закреплены за налоговыми органами приказом Минфина от 30.12.2009 N 150Н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Согласно распоряжению Правления Пенсионного фонда РФ N 331р "О порядке осуществления Пенсионным фондом Российской Федерации, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий главного администратора, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования", органы пенсионного фонда наделены полномочиями по администрированию только по страховым взносам, уплаченным по КБК с главой 392 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба России и Пенсионный фонд России совместно разработали и утвердили (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509@ от 11.08.2010) Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в 20022009 годы.
Согласно данному документу, ФНС России и ПФР осуществляют возвраты излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является ФНС России, в следующем порядке:
1. Плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
2. Территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам. По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
3. Указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
4. Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет Заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Порядком Минфина России от 05.09.2008 N 92н и Порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику.
6. Налоговый орган направляет территориальному органу ПФР в рамках Соглашения об информационном обмене между ФНС России и ПФР копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
На основе оценки приведённых выше положения суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что согласно им полномочия по принятию решения о возврате предоставлены территориальным органам Пенсионного фонда РФ, в то время как исполнение таких решений возложено на главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда РФ -соответствующие налоговые органы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается уведомлением начальника управления N 033 017 15 ПУ 0147062, что у предпринимателя образовалась переплата по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 8 343 руб. 66 коп. и пени в размере 294,45 руб. руб. 45 коп. Излишне уплаченные страховые взносы перечислялись предпринимателем в 2014 году: платежным поручением N 24 от 28.12.14г. на сумму 4 332,12 руб., платежным поручением N 20 от 29.09.14г. на сумму 849,76 руб., платежным поручением N 20 от 29.09.14г. на сумму 849,76 руб.
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что у предпринимателя имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 8 639 руб. 11 коп. При этом указание неверного КБК данного вывода нет порочит.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу предпринимателя излишне взысканной задолженности по страховым взносам.
Оценив правомерность требований предпринимателя в части взыскания процентов за невозврат излишне уплаченных страховых взносов в установленном законом порядке, суд первой инстанции правомерно их удовлетворил, исходя из следующего.
Частью 11 ст. 26 закона N 212-ФЗ установлено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
В соответствии с ч. 17 ст. 26 закона N 212-ФЗ в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного ч.11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Всего сумма подлежащих взысканию процентов равна: 544 руб. 06 коп.
Таким образом, сумма процентов за невозврат излишне уплаченных страховых взносов подлежит взысканию с УПФР по в Карасунском районе г. Краснодар в размере 545 руб. 06 коп. рублей.
Расчёт процентов имелся в материалах дела, и управление имело возможность с ним ознакомиться.
Данный расчёт проверен дополнительно судом апелляционной инстанции, и признан арифметически верным.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2016 по делу N А32-40456/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40456/2015
Истец: Гончарова И П, ИП Гончарова Инна Петровна
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, УПФР в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара