г. Самара |
|
27 апреля 2016 г. |
А55-28565/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от истца - Федотов А.В.(доверенность от 20.11.2015 г.),
от ответчиков:
- Департамента управления имуществом г.о. Самара -
Меренкова Е.А.(доверенность от 24.12.2015 г.),
- Администрации г.о. Самара -
Абрамов А.А.(доверенность от 25.12.2015 г.),
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2016 года по делу N А55-28565/2015 (судья Лихачев А.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СамРЕМО",
к Департаменту управления имуществом г.о. Самара,
к Администрации г.о. Самара,
с участием третьего лица:
- Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара,
о признании бездействия незаконным и обязании.
УСТАНОВИЛ:
ООО "СамРЕМО" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, с учетом принятого судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнения предмета заявленных требований, в котором просило суд:
- признать незаконным бездействие органа осуществляющего публичные полномочия - Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившиеся в не предоставлении ООО "СамРЕМО" в 30-дневный срок решения с причиной отказа в приобретении арендованного имущества;
- обязать орган, осуществляющий публичные полномочия - Департамент управления имуществом г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара совершить действия направленные на заключение договора купли-продажи земельного участка расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пересечение ул. Солнечная/ул. Аминева, площадью 3230 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0704003:1225 с ООО "СамРЕМО";
- обязать орган, осуществляющий публичные полномочия - Департамент управления имуществом г.о. Самара, заключить договор купли-продажи земельного участка расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пересечение ул. Солнечная/ул. Аминева, площадью 3230 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0704003:1225 с ООО "СамРЕМО".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В материалы дела поступил отзыв ООО "СамРЕМО" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы в ней изложенные поддержал. Аналогичные пояснения даны также и вторым ответчиком - Администрацией г.о. Самара.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Третье лицо явку представителя в суд не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 09 июля 2015 г. ООО "СамРЕМО" обратилось в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пересечение ул. Солнечная/ул. Аминева, площадью 3230,0 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0704003:1225.
На момент обращения заявителя в суд первой инстанции, мотивированное решение по данному обращению от заинтересованных лиц не поступило.
Считая, что бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившееся в не предоставлении в 30-дневный срок заявления с причиной отказа в приобретении в собственность испрашиваемого земельного участка незаконным, не соответствующим нормам законодательства и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующих доводов.
Согласно статье 39.2 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В связи с принятием Закона Самарской области от 29.12.2014 г. N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара с 01.03.2015 отнесено к компетенции Администрации городского округа Самара.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, земельного участка, согласно которому, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу пункта 2 постановления Администрации городского округа Самара от 19.08.2015 N 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" обязанность по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ возложена на Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Работа, связанная с рассмотрением заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара в полном объеме осуществляется Департаментом управления имуществом городского округа Самара.
Администрация городского округа Самара принимает решение о предоставлении земельного участка либо об отказе в таком предоставлении по результатам проведенной Департаментом управления имуществом городского округа Самара работы.
Как установлено судом первой инстанции, заявление с приложениями было направлено обществом в Департамент управления имуществом городского округа Самара 09.07.2015 г.
С учетом установленного пунктом 5 статьи 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации срока, заявление общества должно было быть рассмотрено Департаментом в срок до 09.08.2015 г., что последним сделано не было.
Как указывает Администрация г.о. Самара с целью принятия законного решения по заявлению ООО "СамРЕМО" Департаментом управления имуществом городского округа Самара в порядке межведомственного взаимодействия направлены запросы предусмотренные Таблицей 3 Административного регламента "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов", утвержденного приказом министерства строительства Самарской области от 30.06.2015 N 262-п, о чем заявитель был уведомлен надлежащим образом.
Поскольку ответы на межведомственные запросы в Департамент управления имуществом г.о. Самара до настоящего времени не поступили, соответственно 30-дневный срок рассмотрения заявления ООО "СамРЕМО" не нарушен.
Суд первой инстанции сослался на то, что межведомственные запросы Департаментом управления имуществом городского округа Самара направлены: 18.11.2015 г. - в ГУ МЧС по Самарской области; 19.01.2016 г. - в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, 19.01.2016 г. - в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Самарской области, 19.01.2016 г. - в Министерство лестного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, 19.01.2016 г. - в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Самарской области, 17.11.2015 г. - в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, т.е. уже после подачи в суд настоящего заявления.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившегося в не предоставлении ООО "СамРЕМО" в 30-дневный срок решения с причиной отказа в приобретении арендованного имущества.
Однако, суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, при определении способа устранения допущенных в отношении заявителя нарушений, что в силу положений п. 4) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для изменения решения суда.
Действительно, ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае признания незаконными действий органа осуществляющего публичные полномочия, суд в резолютивной части решения должен указать, в том числе, на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Однако, как следует из текста мотивировочной части решения суда, единственным основанием для обязания ответчиков заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка, судом указано на неполучение ответа на соответствующее заявление. Ни одной нормы права, которая бы свидетельствовала о том, что у ответчиков существует обязанность по заключению договора купли-продажи спорного участка с заявителем, судом в решении не приводится.
Как следует из текста заявления ООО "СамРЕМО", основанием для выкупа земельного участка общество считает факт аренды земельного участка на основании договора от 17 марта 2000 года заключенного с Комитетом по имуществу г.Самары.
В соответствии с положениями ст. 39.3 Земельного Кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа:
1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта;
2) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;
3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации;
4) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;
5) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу;
6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
7) земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Такого основания для продажи земельного участка без проведения торгов, как нахождение земельного участка на протяжении длительного времени в аренде, Земельный Кодекс РФ не предусматривает.
Ссылка заявителя на то, что его право на выкуп земельного участка определено Федеральным Законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является некорректной. Указанный Закон регулирует порядок реализации муниципального (в том числе) имущества, если самим муниципальным органом принято решение о его приватизации. В случае принятия такого решения, у арендатора такого имущества, являющего субъектом малого и среднего предпринимательства, действительно имеется преимущественное право его приобретения. В рассматриваемом случае, инициатива заключения договора купли-продажи исходит от заявителя по делу, а не от владельца имущества.
Кроме того, заявитель указывает на то, что в его собственности имеется объект недвижимого имущества (нежилое здание) площадью 85 кв.м. Однако, наличие права собственности на объект недвижимости площадью 85 кв.м. не свидетельствует о том, что для его эксплуатации необходим земельный участок площадью 3230,0 кв.м., который испрашивается заявителем.
Согласно имеющихся в деле документов, земельный участок расположен в непосредственной близости от пересечения проезжих частей двух улиц города Самары - Солнечной и Аминева (л.д.108). Однако судом первой инстанции не исследовался вопрос о возможном нахождении на территории земельного участка красных линий, мест общего пользования, коммуникаций или других обременений.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание также на то, что требования заявителя основаны, в том числе на том, что договор аренды земельного участка заключен на неопределенный срок. Договор аренды, на который ссылается заявитель, заключен им 17 марта 2000 года срок действия определен сторонами с 11 апреля 1998 г. по 08 декабря 2002 г., впоследствии продлен дополнительным соглашением от 22 ноября 2004 г. до 31 декабря 2004 г., т.е. на момент подачи заявления в Департамент, срок действия договора истек. Действительно, в соответствии с положениями ст. 610 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Доводы заявителя о том, что он добросовестно пользуется арендованным имуществом и в том числе своевременно вносит арендную плату, опровергаются вступившим в законную силу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу А55-13883/2013 от 27 ноября 2013 года. Указанным судебным актом установлена задолженность заявителя по арендным платежам за период с 01.01.2013 г. по 31.05.2013 г. в сумме 132 624 руб. 62 коп.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции следует изменить, в части избранного способа устранения нарушений прав и законных интересов заявителя. Поскольку действительно, в нарушение приводившихся выше норм действующего законодательства, заявителю не направлен в установленный срок ответ на его заявление, устранение допущенных нарушений прав возможно путем обязания ответчиков рассмотреть в месячный срок в установленном законом порядке обращение заявителя о предоставлении за выкуп земельного участка расположенного по адресу г.Самара, Промышленный район, пересечение ул. Солнечная/ул. Аминева площадью 3230 кв.м. и направить ему мотивированный ответ.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18.02.2016 года по делу N А55-28565/2015 изменить.
Признать незаконным бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившееся в не предоставлении ООО "СамРЕМО" в установленный срок решения с причиной отказа в приобретении арендованного имущества.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СамРемо" путем рассмотрения в месячный срок в установленном законом порядке обращения заявителя о предоставлении за выкуп земельного участка расположенного по адресу г.Самара, Промышленный район, пересечение ул. Солнечная/ул. Аминева площадью 3230 кв.м.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28565/2015
Истец: ООО "СамРЕМО"
Ответчик: Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом Администрации г. о. Самара, Департамент управления имуществом г. о. Самара
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры г. о.Самара
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-28565/15
17.11.2016 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16716/16
27.04.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4287/16
18.02.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-28565/15