26 апреля 2016 г. |
Дело N А83-6637/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.04.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сикорской Н.И., Вахитова Р.С., Голика В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Саматовой М.А.
в судебном заседании принимали участие:
от Министерства промышленной политики Республики Крым - Попов Михаил Георгиевич, действующий на основании доверенности N 04/3832-2 от 29.12.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АЙРИН" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 февраля 2016 года по делу N А83-6637/2015 (судья Титков С.Я.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АЙРИН"
при участии заинтересованного лица - Министерства промышленной политики Республики Крым
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АЙРИН" (далее- ООО "АЙРИН") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства промышленной политики Республики Крым (далее- Министерство) N 210/07-1-20 от 17.12.2015 о привлечении ООО "АЙРИН" к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, 09.03.2016 ООО "АЙРИН" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления Министерства промышленной политики Республики Крым N 210/07-1-20 от 17.12.2015.
В апелляционной жалобе ООО "АЙРИН" ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В частности, податель апелляционной жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "АЙРИН" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ, поскольку декларация по форме N 11 за 1 квартал 2015 представлена в Министерство своевременно - 20.04.2015, соответствовала требованиям, установленным Правилами предоставления декларации об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного Приказом Правительства Российской Федерации от 29.08.2012 N 815.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 подателю апелляционной жалобы восстановлен срок на апелляционное обжалование решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба принята к производству.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, отсутствие оснований для его отмены.
В судебном заседании, 19.04.2016 представитель Министерства возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. При этом пояснил, что представленная 20.04.2015 Обществом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи декларация за 1 квартал 2015 года не прошла формально-логический контроль, в связи с чем, признается не исполненной. Повторно декларация представлена с нарушением срока подачи - 07.10.2015, что послужило основанием для привлечения ООО "АЙРИН" к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ.
В судебное заседание податель апелляционной жалобы не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, дело рассматривается в отсутствие представителя
ООО "АЙРИН".
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегией судей установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 30.01.2015 Министерством промышленной политики Республики Крым ООО "АЙРИН" выдана лицензия серии РК N 000354 N 91РПА0000185 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. Срок действия указанной лицензии с 30.01.2015 по 29.01.2016. ( л.д. 35, оборот)
При анализе полноты и своевременности представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей административным органом было установлено, что ООО "АЙРИН" в нарушение требований пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ, пунктов 2,13-16 Правил
N 815 декларацию за 1 квартал 2015 по форме N 11 об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции представило с нарушением срока подачи - 07.10.2015.
По факту выявленного нарушения, 02.10.2015 главным консультантом отдела лицензирования и контроля оборота алкогольной продукции управления регулирования и лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности Министерства промышленной политики Республики Крым Головченко О.С. в присутствии законного представителя ООО "АЙРИН" составлен протокол об административном правонарушении N 119/07-1-22 по статье 15.13 КоАП РФ.
Постановлением Министерства промышленной политики Республики Крым 17.12.2015 года в присутствии представителя по доверенности ООО "АЙРИН" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление по делу об административном правонарушении является незаконным, ООО "АЙРИН" в соответствии с частью 1 статьи 208 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Рассмотрев указанное заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "АЙРИН" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуются в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется Разделом 3 Главы 25 АПК РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закон N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (вступило в силу 28.08.2012) утверждены Правила предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее по тексту - Правила N 815), согласно которым предусмотрены несколько форм деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 13 Правил организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11.
В соответствии с пунктами 15 и 16 Правил N815 декларация представляется ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Декларация представляется по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Абзацем 13 п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей. Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, должны декларировать объем оборота алкогольной продукции.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо в несвоевременной подаче одной из таких деклараций, либо во включении в них заведомо искаженных данных.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО "АЙРИН" к административной ответственности послужило нарушение Обществом статьи 14 закона N 171-ФЗ, выразившееся в не представлении в установленный законом срок декларации по форме N 11 об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2015 года.
В нарушение пункта 15 Правил N 815 и положений статей 14 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ Декларация за 1 квартал 2015 по форме, утвержденной положением N11 к Правилам была представлена ООО "АЙРИН" 07.10.2015. ( л.д. 50-51)
Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается выпиской из базы данных Информационной системы регистрации деклараций от 02.10.2015.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в части декларирования объемов оборота алкогольной продукции, материалы дела не содержат и ООО "Айрин" в судебное заседание не представлено.
В рассматриваем случае Общество знало о требованиях законодательства к порядку заполнения деклараций, имело возможность их представления надлежащим образом, однако не предприняло всех мер для соблюдения вышеуказанных требований, что согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о вине Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "Айрин" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ООО "Айрин", получив в установленном порядке лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, обязано было предпринять все зависящие от него меры по своевременному представлению декларации в установленный срок.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что первоначально декларация по форме N 11 за 1 квартал 2015 была представлена в Министерство своевременно, в соответствии с требованиями Правил N 815, коллегией судей не принимаются во внимание, по следующим основаниям.
Порядок предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231.
Формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198.
Декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и N 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При представлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и N 12 к Правилам N 815, в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение указанной Службы (пункт 19).
В соответствии с пунктом 21 Правил N 815, при представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи, днем ее представления считается дата ее отправки.
Как следует из протокола обработки данных от 02.10.2015 ООО "АЙРИН" предпринимало попытку представить декларацию об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2015 по форме N 11 - 20.04.2015. ООО "АЙРИН" был получен протокол обработки, в котором указана ошибка о нарушении формата представления декларации (нарушен порядок заполнения декларации -значение элемента "Остаток на конец отчетного периода" должно быть больше или равно 0), возникшая при заполнении раздела о розничной продаже (механическая ошибка при наборе), вследствие чего декларация не прошла форматно- логический контроль.
Таким образом, не прохождение по тем или иным причинам форматно-логического контроля свидетельствует о том, что декларантом не в полной мере соблюдены требования приказа Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 "О формате представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - приказ N 198).
Следовательно, представление декларантом соответствующей декларации в ином виде (с нарушением установленного формата), чем это предусмотрено действующим законодательством, или с нарушением установленной формы также образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП Российской Федерации,
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Материалами дела подтверждается и ООО "АЙРИН" не оспаривается факт повторной подачи декларация за 1 квартал 2015 года - 07.10.2015.
При этом, ООО "АЙРИН" при достаточной степени заботливости, добросовестности и осмотрительности, ввиду заведомой осведомленности о требованиях указанного закона и ответственности за его невыполнение, не установило соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не предприняло надлежащих мер по соблюдению положений пункта 1 статьи 14 Закон N 171-ФЗ, пунктов 2,13-16 Правил N 815, не проконтролировало факт и срок подачи декларации, не отследило факт наличия ошибки при предоставлении декларации, что повлекло несвоевременную подачу декларации за 1 квартал 2015 года, и явилось основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено Министерством в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.
Штраф назначен обществу в минимальном размере, установленном санкцией статьи 15.13 КоАП РФ - 50 000 руб.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
В силу изложенного решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 февраля 2016 года по делу N А83-6637/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
Р.С. Вахитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6637/2015
Истец: ООО "АЙРИН"
Ответчик: Министерство промышленной политики Республики Крым
Третье лицо: Министерство промышленной политики Республики Крым
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-532/16