г. Челябинск |
|
26 апреля 2016 г. |
Дело N А76-31649/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Ивановой Н.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.02.2016 по делу N А76-31649/2015 (судья Наконечная О.Г.).
В заседании принял участие представитель муниципального автономного учреждения "Челябмедтранс" - Киселев А.Г. (паспорт, доверенность от 19.08.2015).
Муниципальное автономное учреждение "Челябмедтранс" (далее - заявитель, МАУ "Челябмедтранс") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора по Челябинской области) от 09.09.2015 N 627 "Об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и об обязании совершить действия по восстановлению нарушенного права.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Проектно-наладочное предприятие "Проектпромвентиляция" (далее - третье лицо, ООО "Проектно-наладочное предприятие "Проектпромвентиляция").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.02.2016 по делу N А76-31649/2015 (резолютивная часть объявлена 17.02.2016) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росприроднадзора по Челябинской области обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, не соответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Податель апелляционной жалобы указывает на то, что основным видом деятельности МАУ "Челябмедтранс" является медицинская деятельность, связанная с перевозкой больных санитарно-транспортными средствами, в результате которой образуются медицинские отходы, деятельность по обращению с которыми устанавливает СанПиН 2.1.7.2790-10.
По мнению подателя апелляционной жалобы, заявителем не представлено доказательств какие нормы материального и процессуального права нарушены оспариваемым приказом, и в чем нарушено право юридического лица при вынесении оспариваемого приказа.
В судебном заседании представитель МАУ "Челябмедтранс" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом от 09.09.2015 N 627 Управление Росприроднадзора по Челябинской области отказало в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для МАУ "Челябмедтранс".
В обоснование указанного отказа в письме от 09.09.2015 N 6252 Управление Росприроднадзора по Челябинской области указало, что согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, его действие не распространяется на вопросы обращения с медицинскими отходами.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) определено понятие "Медицинские отходы" - это все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163, устанавливают требования к обращению с медицинским отходами.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МАУ "Челябмедтранс" является деятельность учреждений скорой медицинской помощи - ОКВЭД 85.14.4, что включает в себя также перевозку больных любыми санитарно-транспортными средствами, включая самолеты.
Таким образом, МАУ "Челябмедтранс" осуществляет медицинскую деятельность, в результате которой образуются медицинские отходы, деятельность по обращению с которыми устанавливается СанПиН 2.1.7.2790-10.
Не согласившись с указанным приказом, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о незаконности оспоренного приказа.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативного правового акта. Порядок рассмотрения таких требований регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть, обязательными условиями признания недействительным ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными действий (бездействия) должностных лиц, является их несоответствие закону, а также нарушение этими актом или действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется настоящим федеральным законом, другими законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными актами (часть 1 статьи 2 Закона N 89-ФЗ).
Отношения в области обращения, в том числе с медицинскими отходами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу пункта 3 вышеуказанного приказа действие настоящего приказа не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и медицинскими отходами.
Территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящего порядка заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием) (пункт 11 приказа от 28.02.2010 N 50).
В статье 49 Закона N 323-ФЗ под медицинскими отходами понимают все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях (часть 1). Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 3).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 утверждены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.7.2790-10 настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами. Настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Из указанных норм права следует, что законодательство Российской Федерации разграничивает понятия отходов производства и потребления и медицинских отходов, дает ясное и не двоякое толкование термина "Медицинские отходы", основополагающим признаком которых является не формальное наличие у организации сведений в Едином государственном реестре об основном виде деятельности, дающим основание полагать, что деятельность может являться медицинской, и не наличие у организации лицензии на медицинскую деятельность, а именно тот факт, что медицинскими отходами являются отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности. Законодательством Российской Федерации не установлен запрет для организаций, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, осуществлять как оборот отходов производства и потребления, так и медицинских отходов.
Судом первой инстанции на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц установлено, что основным видом деятельности МАУ "Челябмедтранс" является деятельность учреждений скорой медицинской помощи (ОКВЭД 85.14.4).
МАУ "Челябмедтранс" осуществляет перевозку больных санитарно-транспортными средствами и иные транспортные услуги в рамках муниципального задания.
Работы (услуги) по перевозке (транспортировке) больных санитарно-транспортными средствами не отнесены к работам (услугам) подлежащим лицензированию в составе медицинской деятельности, что свидетельствует о том, что работы (услуги) по перевозке больных санитарно-транспортными средствами не являются медицинской деятельностью и не подлежат лицензированию как в составе работ (услуг) в рамках оказания услуг скорой медицинской помощи так и в качестве отдельного вида медицинской деятельности.
В силу подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 8 Закона N 99-ФЗ).
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, установлен приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
Как следует из материалов дела, МАУ "Челябмедтранс" имеет лицензии ФС-74-01-0012594 от 01.02.2010 и ФС-74-01-001494 от 18.05.2011 на осуществление медицинской деятельности. Единственным видом деятельности МАУ "Челябмедтранс", который относится к медицинской деятельности, является деятельность по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых). Наличие данного вида деятельности, подлежащего лицензированию как медицинской деятельности, наличие соответствующей лицензии не является основанием признания всего объема отходов производства и потребления, возникающего в процессе деятельности МАУ "Челябмедтранс", не связанной с осуществлением медицинской деятельностью, медицинскими отходами.
В представленный в адрес Управления Росприроднадзора по Челябинской области проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для МАУ "Челябмедтранс", не включены медицинские отходы, образующиеся при осуществлении медицинской деятельности МАУ "Челябмедтранс".
В соответствии с приказом от 06.08.2013 N 529Н Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" установлена номенклатура медицинских организаций по виду медицинской деятельности.
Номенклатурой медицинских организаций к лечебно-профилактическим учреждениям отнесены медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови (пункт 1.18 Номенклатуры), в том числе станции скорой медицинской помощи.
Организации, осуществляющие исключительно перевозку больных санитарно-транспортными средствами, вышеуказанной номенклатурой не отнесены к медицинским организациям.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в результате деятельности по перевозке больных санитарно-транспортными средствами у МАУ "Челябмедтранс" не образуются медицинские отходы, обращение с которыми регламентируется СанПиН 2.1.7.2790-10.
Указание в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности ОКВЭД 85.14.4 "Деятельность учреждений скорой медицинской помощи" и наличие у заявителя лицензии на осуществление медицинской деятельности не является основанием безусловного отнесения образующихся в результате деятельности заявителя отходов к категории медицинских и отказе в утверждений нормативов образования отходов и лимитов на их размещения по данному основанию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о вынесении Управлением Росприроднадзора по Челябинской области оспоренного приказа от 09.09.2015 N 627 в отсутствие нормативно установленных оснований.
Поскольку таким незаконным ненормативным актом нарушаются права заявителя в сфере экономической деятельности (ввиду ограничения возможности осуществления учреждением основного вида деятельности) суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования о признании этого акта недействительным.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.02.2016 по делу N А76-31649/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-31649/2015
Истец: МАУ "Челябмедтранс", МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЧЕЛЯБМЕДТРАНС"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Челябинской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Проектно - наладочное предприятие "Проектпромвентиляция"