Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 августа 2016 г. N Ф06-10645/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
25 апреля 2016 г. |
Дело N А55-20391/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
прокурора Магометовой Е.Г. (удостоверение ТО N 160172),
от министерства культуры Самарской области - представителя Крайновой Е.Н. (доверенность от 14.10.2015),
от Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - представитель не явился, извещено,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представитель не явился, извещено,
правительства Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 апреля 2016 года апелляционную жалобу министерства культуры Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2016 года по делу N А55-20391/2015 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению заместителя прокурора Самарской области в интересах Самарской области в лице правительства Самарской области, г.Самара, к министерству культуры Самарской области, г.Самара, Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, г.Самара, третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г.Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, правительство Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Самарской области (далее - прокурор, заявитель) в интересах Самарской области в лице правительства Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учётом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия министерства культуры Самарской области (далее - министерство) по неисполнению Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", постановления Правительства РФ "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", выразившееся в не предоставлении в установленные законом сроки филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" сведений, содержащихся в приказе министерства культуры Самарской области от 06 июня 2012 года N 8 (в редакции приказов от 04 марта 2014 года N 25, от 16 декабря 2014 года N 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городка" и обязании Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области предоставить филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области сведения, содержащиеся в приказе министерства культуры Самарской области от 06 июня 2012 года N 8 (в редакции приказов от 04 марта 2014 года N 25, от 16 декабря 2014 года N 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городка".
В судебном заседании прокурором заявлено об отказе от требований в части возложения обязанности на Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области представить филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области сведения, содержащиеся в приказе министерства культуры Самарской области от 06 июня 2012 года N 8 (в редакции приказов от 04 марта 2014 года N 25, от 16 декабря 2014 года N 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городка".
Суд, руководствуясь ст.49 АПК РФ, производство по делу в указанной части прекратил на основании п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ, поскольку отказ заявлен полномочным лицом, он не нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле, и не противоречит действующему законодательству.
Также при обращении с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд прокурором заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в арбитражный суд.
Рассмотрев ходатайство, суд счел возможным в данном конкретном случае восстановить заявителю срок подачи заявления о признании незаконным бездействия министерства культуры Самарской области.
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1998 года "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Исходя из содержания ст.2 АПК РФ и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-О, суды не должны формально относиться к рассмотрению дел и в каждом конкретном случае выяснять причины пропуска срока и если эти причины являются уважительными - восстанавливать срок.
Охранная зона объекта культурного наследия установлена приказом Минкультуры области N 8 от 06 июня 2012 года, срок определенный п.6 ст.15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) истек 06 декабря 2012 года.
Во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 09 июля 2015 года прокуратурой области городским и районным прокурорам 20 июля 2015 года направлено поручение о проведении проверки исполнения законодательства о государственном кадастре недвижимости на поднадзорных территориях.
Нарушения прокуратурой Октябрьского района г.Самара выявлены 31 июля 2015 года. Министерство в дополнительном отзыве (л.д. 103-106) указывает, что в период с 06 июня 2012 года прокуратурой неоднократно проводились проверки министерства. По результатам проверок прокуратурой вносились представления об устранении нарушения требований законодательства, однако нарушения в области установления зон охраны объектов культурного наследия, прокурором не были выявлены (представления от 14 сентября 2012 года N 7-10-1703-12; от 02 сентября 2013 года N ИНнд-29167-2013/07-10-13; от 31 марта 2014 года N ИсИНнд-11374-2014/07-10-14).
Как следует из материалов дела, представление от 14 сентября 2012 года N 7-10-1703-12 выдано по результатам проверки правильности применения министерством Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Представление от 02 сентября 2013 года N ИНнд-29167-2013/07-10-13 выдано по результатам проверки по обращению Лучкина В.В. по конкретному вопросу.
Представление от 31 марта 2014 года N ИсИНнд-11374-2014/07-10-14) выдано по результатам проверки фактов осуществления строительных, ремонтных, земляных работ на территории памятников истории и культуры без согласования или с нарушением охранных обязательств.
Таким образом, вышеуказанные проверки не были связаны с исполнением министерством Федерального закона N 221-ФЗ, представления об устранении нарушений законодательства о государственном кадастре объектов недвижимости не вносилось. Такая проверка была проведена лишь в 2015 году по заданию Генеральной прокуратуры РФ от 09 июля 2015 года N 73/1-1062-2015.
Нарушения федерального законодательства, допущенные министерством культуры Самарской области и послужившие основанием для подготовки и направления в Арбитражный суд Самарской области данного заявления, были выявлены прокуратурой Октябрьского района г.Самара в ходе проверки исполнения законодательства о государственном кадастре недвижимости, включая вопросы осуществления кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, а также оценки недвижимости по заданиям Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры области.
Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, для осуществления субъективного права на судебную защиту, принимая во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06 марта 2007 года N 1911/2007, о том, что оценка обстоятельств и конкретных доказательств, послуживших основанием для восстановления пропущенного срока, является прерогативой суда, и, принимая во внимание, что заявитель обосновал наличие уважительных причин пропуска им срока на обращение в арбитражный суд с заявлением, суд, в данном конкретном случае, восстановил заявителю процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, правительство Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2016 года заявленные прокурором требования удовлетворены. Бездействие министерства культуры Самарской области по неисполнению Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", постановления Правительства РФ от 03 февраля 2014 года N 71 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области сведений, содержащихся в приказе министерства культуры Самарской области от 06 июня 2012 года N 8 (в редакции приказов от 04 марта 2014 года N 25, от 16 декабря 2014 года N 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городка" признано незаконным.
В апелляционной жалобе министерство культуры Самарской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. "Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городска" (г.Самара, ул.Мичурина, 64Ю, 74, 78, 90) на государственной охране в соответствии с решением Куйбышевского облисполкома N 165 не состоит, так как в приложениях к данному решению указанный объект отсутствует. Приказ министерства от 29.07.2009 N 13 "О включении в государственный список объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Самарской области, выявленных объектов культурного наследия" признан утратившим силу приказом министерства от 09.07.2013 N 24. В настоящее время данный объект в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не включен и является выявленным объектом культурного наследия.
В отзыве на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства культуры поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя министерства и прокурора, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, приказом министерства культуры Самарской области от 06 июня 2012 года N 8 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон в отношении объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, в том числе в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городка" (г.Самара, ул.Мичурина, 64, 74, 78, 90) согласно проекту зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городка".
По информации филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области от 10 апреля 2015 года N 10958 в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области от министерства культуры Самарской власти, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, вышеуказанные документы до настоящего времени не представлены (л.д.6-8).
Заявитель пришел к выводу, что министерство культуры Самарской области допустило незаконное бездействие, противоречащее нормам Федерального закона N 221-ФЗ и нарушающее права публично-правового образования, установленные ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации на устойчивое развитие территории.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд посчитал требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.
Преамбулой Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.2 Федерального закона N 73-ФЗ правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Федерального закона N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально - технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно ст.34 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В статье 34 Федерального закона N 73-ФЗ определено понятие охранной зоны, согласно которому охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Таким образом, в целях реализации конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям и во исполнение законодательно возложенной на них обязанности по сохранению объектов культурного наследия федеральным законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на сохранение таких объектов путем установления охранных зон и формирование информационного ресурса, открытого для пользования неопределенному кругу лиц.
Согласно Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года N 315 (действовавшему в период бездействия), проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.
Режимы использования земель и градостроительные регламенты в охранных зонах объектов культурного наследия предусматривают ограничения хозяйственной деятельности (строительства, реконструкции, капитального ремонта).
В силу ч.2 ст.1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Исходя из ч.1 ст.15 Федерального закона N 221-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений, в том числе, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использован территорий.
На основании п.6 ст.15 Федерального закона N 221-ФЗ министерство в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вступления в силу приказа министерства культуры Самарской области от 06 июня 2012 года N 8 обязано было представить в орган кадастрового учёта документы, содержащие сведения, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст.10 Федерального закона N 221-ФЗ
Перечень и содержание документов, направляемых в орган кадастрового учета, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней зональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 618, а впоследствии - постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года N 71.
Согласно п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года N 71 в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, в том числе карта (план) объекта землеустройства, в электронном виде. Документ создается в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных. Представленные документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа.
Министерство сослалось на то, что письмом от 02 июля 2012 года N 26-04/1816 в адрес ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области" оно направило копию приказа министерства культуры Самарской области от 06 июня 2012 года N 8, а также CD-диск границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (л.д.167-168).
Между тем доказательств направления письма от 02 июля 2012 года N 26-04/1816 и соответствующих приложений в адрес ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области в материалах не содержится. При этом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области в отзыве подтверждает, что указанные сведения, а также реквизиты правового акта в отношении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городка" в адрес филиала не поступали.
Таким образом, министерством в период действия его полномочий не исполнена обязанность, предусмотренная ч.6 ст.15 Федерального закона N 221-ФЗ.
В процессе рассмотрения настоящего арбитражного дела указанная обязанность была исполнена Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, которому переданы функции министерства культуры Самарской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации постановлением Правительства Самарской области от 15 июня 2015 года N 338, вступившим в законную силу 24 июня 2015 года, что подтверждается письмом от 19 ноября 2015 года N 43/1995 (л.д.209-213).
Доводы о том, что данный объект культурного наследия не включен в государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ и возможном принятии решения об отказе его включения в данный реестр, вследствие чего у уполномоченного органа отсутствует обязанность направлять указанные сведения, не основаны на законе.
В соответствии с ч.8 ст.18 Федерального закона N 73-ФЗ здание, расположенное по указанному адресу, входит в состав выявленного объекта культурного наследия, зарегистрированного в Перечне выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Самарской области.
Список вновь выявленных объектов культурного наследия на территории области утвержден распоряжением главы администрации Самарской области от 06 мая 1993 года N 426-р "Об утверждении результатов инвентаризации историко-культурного и природного наследия на территории Самарской области" (здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городка отнесены к памятникам и ценным объектам архитектуры и градостроительства и гражданской истории г.Самара (Октябрьский район).
Кроме того, заключением государственной историко-культурной экспертизы, утвержденной министром культуры области Рыбаковой О.В., данный объект культурного наследия рекомендован к включению в государственный список объектов культурного наследия (недвижимых памятников) истории и культуры, расположенных на территории Самарской области (приложение 1 к данному заключению экспертизы (акт N 441- 09/2283-Э от 21 июля 2009 года, л.д.153-158).
В силу п.5 ст.16.1 данного нормативного правового акта выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении в реестр.
Согласно пп.1.3 п.1 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года N 33, границы территорий недвижимых памятников вступают в силу одновременно со взятием памятника под государственную охрану.
Изложенное свидетельствует о том, что с момента установления охранных зон объекта культурного наследия независимо от включения его в реестр объектов культурного наследия народов РФ сведения об охранных зонах в объеме и формах, определенных постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года N 71, в установленные законодательством сроки, подлежат направлению в уполномоченный по ведению кадастрового учета орган.
Довод министерства о том, что данные сведения не подлежат направлению в орган кадастрового учета в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ, также не соответствует законодательству.
Указанным Федеральным законом в Федеральный закон N 78-ФЗ "О землеустройстве" внесены изменения, согласно которым из определения объекта землеустройства были исключены зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также части указанных территорий и зон. Однако измененная редакция начала действовать с 22 января 2015 года, до указанного времени необходимые сведения в орган кадастрового учета направлены не были.
Согласно ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий признаются - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2015 года N 908 были внесены изменения в п.4 постановления Правительства РФ от 03 февраля 2014 года N 71, который после слов "зон с особыми условиями использования территорий" дополнен словами "в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ". Данные изменения действуют с 11 сентября 2015 года.
Таким образом, независимо от принадлежности охранных зон объектов культурного наследия к объектам землеустройства, в случае их установления, сведения о них в объеме и формах, определенных постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года N 71, подлежат направлению в установленные сроки в уполномоченный орган для внесения в государственный кадастр объектов недвижимости.
Довод министерства о прекращении производства по делу на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ, согласно п.3 постановления Пленума ВАС РФ от 23 марта 2012 года N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" не может быть принят во внимание, поскольку является ошибочным, не основан на обстоятельствах дела и нормах законодательства.
Министерство полагает, что заявление предъявлено в защиту интересов правительства Самарской области.
Однако данные требования предъявлены в защиту интересов публичного образования в лице правительства Самарской области и неопределенного круга лиц - хозяйствующих субъектов, поскольку в охранных зонах объектов культурного наследия ограничивается хозяйственная деятельность, а в некоторых случаях и запрещена вовсе (например, строительство, реконструкции).
Как указывалось выше, согласно ч.2 ст.1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Таким образом, каждое лицо вправе получить необходимые сведения из данного информационного ресурса, в том числе при осуществлении экономической и предпринимательской деятельности.
Направление данного заявления в арбитражный суд обусловлено необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц - хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность на территории Самарской области, соблюдение прав, обязанностей и интересов которых в сфере сохранения и популяризации объектов культурного наследия, обязано обеспечить Правительство области посредством обеспечения исполнения федерального и регионального законодательства.
Отсутствие в информационном ресурсе необходимой информации об ограничении и (или) запрете осуществления отдельных видов экономической деятельности и использования объектов недвижимости в границах охранных зон объектов культурного наследия создает необоснованное препятствие для осуществления предпринимательской деятельности, невозможность своевременного определения вида разрешенного использования территории и объектов недвижимости в охраной зоне и может повлечь порчу или утрату объекта культурного наследия и последующее применение к виновному лицу предусмотренных законом мер ответственности.
Прокурор в защиту интересов правительства Самарской области (как юридического лица) не обращался, полномочия прокурора по обращению в арбитражный суд определены ст.35 Федерального закона "О прокуратуре РФ", ст.52, 198 АПК РФ в связи с чем, основания для прекращения производства по делу в соответствии с п.1 ч.1. ст.150 АПК РФ отсутствуют.
В соответствии с ч.2 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд заявленные прокурором требования обоснованно удовлетворил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что "Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городска" (г.Самара, ул.Мичурина, 64Ю, 74, 78, 90) на государственной охране в соответствии с решением Куйбышевского облисполкома N 165 не состоит, так как в приложениях к данному решению указанный объект отсутствует, не принимается, поскольку данное обстоятельство само по себе не исключает наличия у министерства обязанности по направлению в кадастровую палату соответствующих документов в отношении выявленного объекта культурного наследия.
Довод министерства о том, что сведения об установлении охранных зон в отношении указанного объекта культурного наследия были направлены в уполномоченный на ведение кадастра недвижимости орган (Управление Росреестра по Самарской области), не принимается. Ведение государственного кадастра недвижимости в силу п.п.5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года N 457, отнесено к полномочиям Росреестра, к ведению которого распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2009 года N 4090-р отнесены федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации. С 15 сентября 2010 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области не осуществляет полномочия органа кадастрового учета, данные полномочия переданы ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области. В этой связи сведения об установлении охранных зон объекта культурного наследия должны были направлены в уполномоченный орган - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области.
В настоящее время правоотношения, связанные с предоставлением сведений в государственный кадастр объектов недвижимости, регулируются постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года N 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме" (вступило в силу с 14 февраля 2014 года).
Кроме того, приказ министерства от 06 июня 2012 года N 8 (в редакции на дату направления сведений в Управление Росреестра по Самарской области) по объектам культурного наследия, указанных в нем, не содержал приложения N 11 (зоны охраны объекта культурного наследия памятника истории и культуры регионального значения "Здания, входившие в комплекс зданий военных казарм Линдовского городка" по адресу: г.Самара, ул.Мичурина, 64, 74, 78, 90, в котором содержится описание границ территории объектов культурного наследия, координатного описания границ земельных участков в местной системе координат г.Самары, описания границ зон охраны (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности) и их координатного описания, установленные для каждой охранной зоны градостроительные регламенты использования земельных участков, объектов капитального строительства и иных объектов, находящихся над и под поверхностью земельных участков. Данные положения в указанный приказ были введены приказом министерства от 04 марта 2014 года N 25.
Из ответа филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области от 10 апреля 2015 года следует, что необходимые сведения, согласно постановлению Правительства РФ от 03 февраля 2014 года N 71, по данному объекту культурного наследия для внесения в государственный кадастр объектов недвижимости, не поступали.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данный объект культурного наследия не включен в государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ и возможном принятии решения об отказе его включения в данный реестр, вследствие чего у уполномоченного органа отсутствует обязанность направлять указанные сведения, несостоятельны.
В соответствии с ч.8 ст.18 Федерального закона N 73-ФЗ здание, расположенное по указанному адресу, входит в состав выявленного объекта культурного наследия, зарегистрированного в Перечне выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Самарской области.
Здания, входившие в комплекс военных казарм Линдовского городка, как объект культурного наследия, включен в список вновь выявленных объектов культурного наследия на территории области, утвержденный распоряжением главы администрации Самарской области от 06 мая 1993 года N 426-р "Об утверждении результатов инвентаризации историко-культурного и природного наследия на территории Самарской области", что не оспаривается министерством.
В силу п.5 ст.16.1 Федерального закона выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении в реестр.
Согласно пп.1.3 п.1 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года N 33, границы территорий недвижимых памятников вступают в силу одновременно со взятием памятника под государственную охрану.
Таким образом, статус выявленного объекта культурного наследия подтверждается и иными правовыми актами органов государственной власти Самарской области.
В соответствии с п.30 ч.2 ст.7 Федерального закона N 221-ФЗ сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, также вносятся в государственный кадастр недвижимости как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Следовательно, с момента установления охранных зон объекта культурного наследия (вновь выявленного объекта культурного наследия) независимо от включения его в реестр объектов культурного наследия народов РФ сведения об охранных зонах в объеме и формах, определенных постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года N 71, в установленные законодательством сроки, подлежат направлению в уполномоченный по ведению кадастрового учета орган.
Между тем данная обязанность с момента принятия приказа от 04 марта 2014 года N 25 до передачи полномочий по охране объектов культурного наследия Самарской области управлению государственной охраны объектов культурного наследия области министерством не была исполнена. Надлежащих доказательств направления министерством в орган кадастрового учета сведений, содержащихся в измененной редакции приказа N 8 от 06 июня 2012 года, в материалы дела не представлено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 16 февраля 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на министерство, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2016 года по делу N А55-20391/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20391/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 августа 2016 г. N Ф06-10645/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Заместитель прокурора Самарской области, Заместитель прокурора Самарской области в интересах Самарской области в лице Правительства Самарской области, Прокуратура Самарской области
Ответчик: Министерство культуры Самарской области, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области
Третье лицо: Правительство Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области