26 апреля 2016 г. |
Дело N А83-6028/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.04.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сикорской Н.И., Вахитова Р.С., Голика В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Саматовой М.А.
в судебном заседании принимали участие:
от Общества с ограниченной ответственностью - Белов Сергей Владимирович, действующий на основании доверенности от 02.12.2015;
от Министерства промышленной политики Республики Крым - Попов Михаил Георгиевич, действующий на основании доверенности N 04/3832-2 от 29.12.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МАРЕ -НЕРО" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 февраля 2016 года по делу N А83-6028/2015 (судья Кузнякова С.Ю.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "МАРЕ-НЕРО"
при участии заинтересованного лица - Министерства промышленной политики Республики Крым
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МАРЕ-НЕРО" (далее- ООО "МАРЕ- НЕРО") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства промышленной политики Республики Крым (далее- Министерство) N 184/07-1-20 от 24.11.2015 о привлечении ООО "МАРЕ- НЕРО" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решение суда, 09.03.2016 ООО "МАРЕ-НЕРО" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым постановление Министерства N 184/07-1-20 от 24.11.2015 отменить.
В апелляционной жалобе ООО "МАРЕ-НЕРО" указывает, на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В частности, податель апелляционной жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "МАРЕ-НЕРО" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ. Полагает, что поскольку лицензия была получена директором ООО "МАРЕ -НЕРО" только 23.01.2015, у Общества не возникла обязанность по предоставлению соответствующей декларации за IV квартал 2014.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, отсутствие оснований для его отмены.
В судебном заседании, 19.04.2016 представитель ООО "МАРЕ-НЕРО" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.02.2016 отменить.
Представитель Министерства возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
При этом пояснил, что фактическое получение ООО "МАРЕ-НЕРО" бланка лицензии 23.01.2015 и отсутствие розничной продажи алкогольной продукции не освобождает Общество от обязанности по предоставлению соответствующих деклараций за IV квартал 2014, поскольку такая обязанность возникла у ООО "МАРЕ-НЕРО" с даты выдачи лицензии, а именно с 31.12.2014.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегией судей установлено следующее.
Как следует из материалов дела, Министерством экономического развития Республики Крым ООО "МАРЕ-НЕРО" выдана лицензия N 91РПО0000075 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. Срок действия указанной лицензии с 31.12.2014 по 30.12.2015. ( л.д. 41)
При анализе полноты и своевременности представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей административным органом было установлено, что ООО "МАРЕ-НЕРО" в нарушение требований пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ, пунктов 2,13-16 Правил
N 815 декларацию за IV квартал 2014 по форме N 11 об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, по форме N 12 об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в Министерство промышленной политики Республики Крым не представило.
По факту выявленного нарушения, 19.11.2015 главным консультантом отдела лицензирования и контроля оборота алкогольной продукции управления регулирования и лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности Министерства промышленной политики Республики Крым Дмитруком С.В. в присутствии законного представителя ООО "МАРЕ-НЕРО" составлен протокол об административном правонарушении N 209/07-1-22 по статье 15.13 КоАП РФ.
Постановлением Министерства промышленной политики Республики Крым в присутствии законного представителя ООО "МАРЕ-НЕРО" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление по делу об административном правонарушении является незаконным, ООО "МАРЕ-НЕРО" в соответствии с частью 1 статьи 208 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Рассмотрев указанное заявление, суд первой инстанции отказал в его удовлетворении, поскольку пришел к выводу о наличии в действиях ООО "МАРЕ-НЕРО" состава административного правонарушения предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ,. Отказав.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуются в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется Разделом 3 Главы 25 АПК РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закон N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (вступило в силу 28.08.2012) утверждены Правила предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее по тексту - Правила N 815), согласно которым предусмотрены несколько форм деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 13 Правил организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11.
Пунктом 14 Правил N 815 предусмотрено, что организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 12.
В соответствии с пунктами 15 и 16 Правил N815 декларация представляется ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Декларация представляется по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Порядок предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231.
Декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и N 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При представлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и N 12 к Правилам N 815, в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение указанной Службы (пункт 19).
Абзацем 13 п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей. Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, должны декларировать объем оборота алкогольной продукции.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо в несвоевременной подаче одной из таких деклараций, либо во включении в них заведомо искаженных данных.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО "МАРЕ-НЕРО" к административной ответственности послужило нарушение Обществом статьи 14 закона N 171-ФЗ, выразившееся в не представлении в установленный законом срок декларации по форме N 11 и N 12 за IV квартал 2014, то есть до 20.01.2015.
Фактически ООО "МАРЕ-НЕРО" представило декларации по форме N 11 и N 12 за IV квартал 2014 - 15.09.2015.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается выпиской из базы данных Информационной системы регистрации деклараций от 19.11.2015.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам, установлению не подлежат.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него необходимых и достаточных мер по достоверному указанию всех сведений в декларации в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "МАРЕ- НЕРО" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ООО "МАРЕ-НЕРО", получив в установленном порядке лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, обязано было предпринять все зависящие от него меры по своевременному представлению декларации в установленный срок.
Апелляционный арбитражный суд также считает необоснованными доводы ООО "МАРЕ-НЕРО" относительно отсутствия у Общества обязанности на предоставление декларации за IV квартал 2014 года, в связи с фактическим получением лицензии лишь 23.01.2015 по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).
Согласно ст. 18 Закона N 171-ФЗ виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе осуществление розничной продажи алкогольной продукции, подлежат лицензированию.
Порядок выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции регламентирован статьей 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 19 Закона N 171-ФЗ ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительств Российской Федерации от 17.07.2012 N 732 "О государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является государственным заказником создания и эксплуатации государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и его оператором.
Государственный сводный реестр выданных лицензий ведется на электронных носителях. Ведение государственного сводного реестра выданных лицензий на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.
На основании пункта 12 Правил N 723 сведения, содержащиеся в государственном сводном реестре лицензий, являются открытыми и бесплатными для ознакомления с ними юридическими и физическими лицами.
Как следует из материалов дела, информация о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции относительно ООО "МАРЕ-НЕРО" размещена 31.12.2014 в Государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (л. л. 65).
Следовательно, доводы Общества о реальном получении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции 23.01.2015 являются несостоятельными, поскольку датой выдачи лицензии является дата ее регистрации в Государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, дата выдачи лицензии указана в самой лицензии, а также указан срок действия лицензии - с 31.12.2014 по 30.12.2015.
Таким образом, возникновение обязанности представления декларации об объемах реализованной алкогольной продукции не зависит от даты фактического получения лицензиатом на руки лицензии на бумажном носителе.
ООО "МАРЕ-НЕРО" в период с даты выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по дату предельного срока представления деклараций об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, с учетом возможности свободного доступа к реестру выданных лицензий для получения сведений о наличии лицензии, имело достаточно времени, чтобы ознакомиться с правилами предоставления деклараций и представить указанную декларацию Министерству.
Кроме того, учитывая то обстоятельство, что срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии составляет 30 дней (заявление Обществом подано 02.12.2014 года), коллегия судей полагает необходимым отметить, что проведение внеплановой проверки содержащихся в документах сведений о соответствии лицензионным требованиям в период с 08.12.2014 по 14.01.2015, не могло повлиять на выдачу лицензии с нарушением сроков, установленных законодательством, а также на доступ к реестру выданных лицензий для получения сведений о ее наличии.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на неправильность установления судом срока подачи декларации, являющаяся по сути опиской, не является основанием для отмены и изменения решения суда первой инстанции, поскольку не повлияла на правильность выводов, изложенных в решении суда, и указанные неточности могут быть исправлены судом первой инстанции в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Таким образом, ООО "МАРО-НЕРО" при достаточной степени заботливости, добросовестности и осмотрительности, ввиду заведомой осведомленности о требованиях указанного закона и ответственности за его невыполнение, не установило соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не предприняло надлежащих мер по соблюдению положений пункта 1 статьи 14 Закон N 171-ФЗ, пунктов 2,13-16 Правил N 815, не проконтролировало срок подачи декларации, что повлекло несвоевременную подачу декларации за IV квартал 2015 года, и явилось основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено Министерством в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.
Штраф назначен обществу в минимальном размере, установленном санкцией статьи 15.13 КоАП РФ - 50 000 руб.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
В силу изложенного решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 февраля 2016 года по делу N А83-6028/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
Р.С. Вахитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6028/2015
Истец: ООО "Маре-Неро"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Министерство промышленной политики Республики Крым