г. Вологда |
|
27 апреля 2016 г. |
Дело N А13-440/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.
при участи от индивидуального предпринимателя Зеля Александра Юрьевича Сурмачевой А.О. по доверенности от 25.09.2015, от Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Дулепова В.И. по доверенности от 28.04.2015 N 7,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зеля Александра Юрьевича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля 2016 года по делу N А13-440/2016 (судья Киров С.А.),
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (место нахождения: 160019, город Вологда, улица Комсомольская, дом 55; ИНН 3525020041, ОГРН 1023500870953; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Зеля Александра Юрьевича (место жительства: Вологодская область, район Грязовецкий, деревня Дресвище; ИНН 350902448714, ОГРН 310352913900045; далее - Предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда заявленное требование удовлетворено, Предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.
Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на техническую ошибку, по причине которой информация о соответствующем инструктаже не была отражена в журнале инструктажей, и то, что Предприниматель сам лично выступает ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения лицом, в связи с чем проведение проверки собственной деятельности не представляется возможным. Полагает, что выявленное правонарушение может быть квалифицировано как малозначительное.
От Управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Представитель Управления в заседании апелляционного суда с доводами Предпринимателя не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей Управления и Предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 09.10.2015 N 485 Управлением проведена внеплановая документарная проверка в отношении Предпринимателя в связи с поступлением информации от УГИБДД Управления Министерства внутренних дел по Вологодской области "Сведения о ДТП из-за нарушений ПДД водителями автобусов по Вологодской области за январь - сентябрь 2015 года".
В ходе проведения проверки Управлением выявлен факт грубого нарушения Предпринимателем при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Результаты проверки отражены в акте от 02.12.2015 N 318.
По факту выявленного правонарушения государственным инспектором отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Управления в отношении Предпринимателя составлен протокол от 14.01.2016 N 3 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, из которого следует, что индивидуальный предприниматель Зель А.Ю. в ходе осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, допустил нарушение требований действующего законодательства в сфере автомобильного транспорта, предусмотренных частью 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктами 5, 17, 19 Приложения N 1, пункта 1.3 Приложения N 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации".
Руководствуясь абзацем третьим пункта 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, установив в действиях Предпринимателя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, привлек последнего к административной ответственности по указанной норме КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к статье 14.1 КоАП РФ определено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом данного правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в грубом нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
В силу части 2 статьи 20 указанного Закона юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения.
Частью 3 статьи 20 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиаты обязаны соблюдать минимальный уровень обеспечения безопасности дорожного движения, установленный законодательством Российской Федерации. Снижать этот уровень своими решениями лицензиаты не вправе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 утвержден Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение N 280, Положения о лицензировании)
В пункте 4 названного Положения N 280 определены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров, в том числе соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Закона N 196-ФЗ (подпункт "з").
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 названного Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 20 Закона N 196-ФЗ приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила N 7).
В силу пункта 7 Правил N 7 обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности водителей достигается:
проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки водителей;
контролем состояния здоровья водителей, соблюдением режима труда и отдыха в процессе их работы;
прохождением инструктажа по безопасности перевозок.
В соответствии с пунктом 16 Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией:
1) о погодных условиях движения на маршруте;
2) о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания;
3) о местах стоянки транспортных средств;
4) о телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения;
5) об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
6) о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности;
7) о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением транспортными средствами и о порядке связи с этими пунктами;
8) о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам;
9) о маршруте движения транспортного средства, перевозящего пассажиров, условиях и режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров;
10) о порядке определения полной и осевой массы транспортного средства, о правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов.
Информация, указанная в пункте 16 настоящих Правил, должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей (пункт 17 Правил).
В силу пункта 19 Правил предрейсовый инструктаж проводится при отправлении водителя по маршруту движения впервые; при перевозке детей; при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
В тематику предрейсового инструктажа включаются следующие вопросы:
протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;
расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;
условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков;
безопасность движения в период каникул учащихся;
информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и наплавными мостами;
меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов;
действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам (при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам);
особенности посадки, высадки и перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, применительно к конкретному маршруту движения (при перевозке пассажиров);
особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей);
особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).
В ходе проверки Управлением установлено, что Предпринимателем не проведен предрейсовый инструктаж с водителем Бахваловым Игорем Николаевичем при отправлении по маршруту движения впервые. Кроме того, не проведен специальный инструктаж с водителями в связи с вступлением в силу 13.10.2015 новой редакции приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".
Факт отсутствия специального инструктажа для водителей Предпринимателем не оспаривается.
Суд первой инстанции отклонил довод Предпринимателя о проведении предрейсового инструктажа с Бахваловым И.Н., поскольку он опровергаются представленными в Управление для документарной проверки материалами.
Ссылка подателя жалобы на техническую ошибку, по причине которой информация о соответствующем инструктаже не была отражена в журнале инструктажей, также является голословной, в связи с чем отклоняется апелляционным судом.
В силу пункта 5 Правил N 7 при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к настоящему приказу (далее - Перечень).
Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Перечня, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, не реже одного раза в шесть месяцев.
Результаты проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, оформляются документально.
Согласно пункту 1 Приложения N 2 "Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации", мероприятия по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - работники субъекта транспортной деятельности), к безопасной работе включают:
1.1. Обеспечение прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки работников субъекта транспортной деятельности, замещающих должности, перечисленные в разделе I Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 N 16 "Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств", и иных работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств.
1.2. Обеспечение подготовки работников субъекта транспортной деятельности в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
1.3. Проведение стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.
1.4. Обеспечение водителей транспортных средств оперативной информацией по обеспечению безопасной перевозки путем проведения соответствующих инструктажей.
1.5. Обеспечение проведения обязательных медицинских осмотров водителей.
1.6. Мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
1.7. Соблюдение условий работы водителей в соответствии с режимами труда и отдыха, установленными законодательством Российской Федерации, а также контроль за соблюдением указанных условий.
Как верно указал суд первой инстанции, осуществление предпринимателем дополнительного контроля, предусмотренного пунктом 5 Правил, и оформление его документально обеспечивает самостоятельное выявление и устранение нарушений в рамках подготовки водителей к безопасной работе.
В данном случае Управлением выявлено отсутствие проверок ответственного лица в отношении соблюдения мероприятий, указанных, в частности, в подпункте 1.3 Перечня, что привело к нарушению порядка проведения предрейсового и специального инструктажей.
При этом довод подателя жалобы о том, что Предприниматель сам лично выступает ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения лицом, не свидетельствует об отсутствии у него обязанности по документальному оформлению результатов соответствующей проверки соблюдения мероприятий, указанных в Перечне.
При таких обстоятельствах вывод Управления и суда первой инстанции о наличии в данном случае состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является правильным.
Нарушений порядка привлечения Предпринимателя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
На дату привлечения Предпринимателя к административной ответственности срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о возможном применении в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции находит необоснованным. поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного деяния, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что допущенное правонарушение свидетельствует о пренебрежительном отношении Предпринимателя к установленным нормам и правилам, несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Каких-либо исключительных обстоятельств, имеющих непосредственное значение для оценки административного правонарушения в качестве малозначительного, судом апелляционной инстанции не установлено.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 февраля 2016 года по делу N А13-440/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Зеля Александра Юрьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-440/2016
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: Предприниматель Зель Александр Юрьевич