г. Саратов |
|
26 апреля 2016 г. |
Дело N А12-49657/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комаровым А.И.
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "ЛК-ТРАНС-АВТО" Зюбоновой Т.Н., действующей на основании доверенности от 01.01.2016 N 46, представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области Гончарова Н.А., действующего на основании доверенности от 29.09.2015 N 8,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЛК-ТРАНС-АВТО"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 января 2016 года по делу N А12-49657/2015 (судья Смагоринская Е.Б.)
по заявлению открытого акционерного общества "ЛК-ТРАНС-АВТО" (400080, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 94, ОГРН 1023404356095, ИНН 3448005991)
к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, д. 17, ОГРН 1023403458650, ИНН 3444012677) в лице Межрайонного отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (400075, г. Волгоград, ул. Шопена, д. 10)
о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "ЛК-ТРАНС-АВТО" (далее - ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным решения межрайонного отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел России по Волгоградской области (далее - МОТН и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области) об отказе во внесении сведений о замене номерного агрегата (кабины) в базу данных и в соответствующие документы на автомобиль марки ГАЗ-3302 (гос. N А838СК134, VIN X96330200D2536695), изложенное 03.09.2015 в заявлении ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" от 02.09.2015 о внесении изменений в зарегистрированные сведения о транспортном средстве, обязании МОТН и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" путем внесения сведений о замене номерного агрегата (кабины N 330200D0728793 на кабину N 330200F0775768) в базу данных и в соответствующие документы на автомобиль марки ГАЗ-3302 (гос. N А838СК134, VIN X96330200D2536695).
Решением суда первой инстанции от 26 января 2016 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Представитель ГУ МВД России по Волгоградской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" на праве собственности принадлежит грузовой автомобиль ГАЗ-3302, 2013 года изготовления, идентификационный номер (VIN) X96330200D2536695, государственный регистрационный знак А838СК134, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации транспортного средства от 20.09.2013 серия 3407 N 456765, паспортом транспортного средства от 15.01.2013 52 НТ 057941 (л.д. 11-12).
17.07.2015 в результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль ГАЗ-3302 2013 года изготовления, идентификационный номер (VIN) X96330200D2536695, государственный регистрационный знак А838СК134, получил значительные технические повреждения кабины, что отражено в справке о дорожно-транспортном происшествии от 17.07.2015 (л.д. 13).
ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" по договору купли-продажи от 27.08.2015 приобрело у ООО "Автоспецкомплект" кабину ГАЗ-3302 с идентификационным номером (VIN) 330200F0775768 (л.д. 15-16), которая установлена на автомобиль ГАЗ-3302 2013 года изготовления, идентификационный номер (VIN) X96330200D2536695, государственный регистрационный знак А838СК134 взамен поврежденной кабины с идентификационным номером 330200D0728793, что подтверждается листком учета от 19.08.2015 N ООЛК00892 (л.д. 23).
02.09.2015 ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" обратилось в МОТН и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области с заявлением о государственной регистрации замену номерного агрегата (кабины) с идентификационным номером (VIN) 330200F0775768 автотранспортного средства марки ГАЗ-3302, 2013 года изготовления, идентификационный номер (VIN) X96330200D2536695 (л.д. 9-10).
03.09.2015 МОТН и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области заявителю отказано в регистрации номерного агрегата на основании пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605, ввиду отсутствия идентификационных обозначений транспортного средства.
Полагая, что решение МОТН и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области об отказе в регистрации сведений о замене номерного агрегата является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что обществом не представлены доказательства, подтверждающие проведение сертификации, удостоверяющей соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения путем установки на него другой кабины, пришел к выводу о законности решения МОТН и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
По правилам части 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия (часть 4 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).
Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 (далее - Положение о ПТС), установлено, что документом, идентифицирующим автомобильную технику, является ПТС, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила регистрации автомототранспортных средств), Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 Правил регистрации автомототранспортных средств).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, определяющий сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент).
В соответствии с абзацем пятым пункта 24 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличие сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Согласно подпункту "з" пункта 12 Положения о Госавтоинспекции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция при выполнении возложенных на нее обязанностей вправе не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства с представленными документами устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в соответствии с требованиями пунктов 39-41 Административного регламента в процессе производства регистрационного действия.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что кабина автотранспортного средства является такой его составной частью, которая в значительной степени влияет на безопасность последствий участия этого автомобиля в дорожном движении как для водителя и пассажиров данного автомобиля, так и для иных участников дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ) обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ).
Согласно Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, единственным документом, подтверждающим соответствие транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения, требованиям безопасности дорожного движения, является выдаваемое подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие проведение сертификации, удостоверяющей соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения транспортного средства, в конструкцию которого ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" внесены изменения путем установки на него другой кабины.
Доказательств соответствия транспортного средства после внесенных изменений сертифицированному в установленном порядке транспортному средству той же марки и той же организации-изготовителя, которые указаны в паспорте транспортного средства, заявителем не представлено.
В рассматриваемом случае материалами дела подтвержден и не опровергнут обществом факт невыполнения заявителем предусмотренной пунктом 15 Административного регламента обязанности по представлению надлежащих документов для осуществления регистрационных действий, в частности документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (при несовпадении на кабине транспортного средства номерного обозначения, указанного в ПТС).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его определениях от 17.01.2012 N 9-О-О, от 11.05.2012 N 836-О, от 21.03.2013 N 384-О, отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обуславливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о законности действий МОТН и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области, поскольку отсутствие сертификации транспортного средства на соответствие требованиям безопасности дорожного движения исключает возможность допуска данного транспортного средства к участию в дорожном движении.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" требований.
Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, в том числе об отсутствии факта изменения конструкции автомобиля в результате замены номерного агрегата, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" по платежному поручению от 08.02.2016 N 1206 уплачена государственная пошлина в размере 3000 (три тысячи) руб.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей оплате обществом по настоящему делу, составляет 1500 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) руб. подлежит возврату ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 января 2016 года по делу N А12-49657/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "ЛК-ТРАНС-АВТО" из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, перечисленную по платежному поручению от 08.02.2016 N 1206.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-49657/2015
Истец: ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ в лице МО ГИБДД ТН и РАМТС ГУ МВД, ГУ МВД России по Волгоградской области в лице Межрайонного отдела ГИБДД технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГУ МВД России по ВОлгоградской области
Третье лицо: Межрайонный отдел технического надзора и регистрации автотранспортных средств