г. Самара |
|
26 апреля 2016 г. |
Дело N А65-28519/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Муниципального казенного учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан" - Хабибуллиной Г.З. (доверенность от 28.12.2015 N 2346),
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель общества с ограниченной ответственностью "Полигон ТБО" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Исполнительного комитета Азнакаевского Муниципального района - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 апреля 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 февраля 2016 года по делу N А65-28519/2015 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан" (ОГРН 1061688000582, ИНН 1643007879), Республика Татарстан, г.Азнакаево,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
общества с ограниченной ответственностью "Полигон ТБО" (ОГРН 1031606001184, ИНН 1643006096), Республика Татарстан, г.Азнакаево,
Исполнительного комитета Азнакаевского Муниципального района (ОГРН 1061688000296, ИНН 1643007798), г.Азнакаево,
о признании недействительными решения,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан" (далее - заявитель, МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС России по РТ) о признании недействительным решения по делу N 06-217/2015 от 13.10.2015 и предписания N 06-217/2015 от 13.10.2015 (т.1 л.д.3-16).
Определением суда, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Полигон ТБО", Исполнительного комитета Азнакаевского Муниципального района (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.02.2016 по делу N А65-28519/2015 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань от 13.10.2015 по делу N 06-217/2015.
Суд признал недействительным Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань от 13.10.2015 по делу N 06-217/2015.
Суд обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан устранить нарушение прав и законных интересов Муниципального казенного учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан", допущенных в связи с принятием решения от 13.10.2015 по делу N 06-217/2015 и предписания по делу от 13.10.2015 по делу N 06-217/2015 (т.1 л.д.134-144).
В апелляционной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.4-9).
Заявитель апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей антимонопольного органа и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Палаты имущественных и земельных отношений отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя Палаты имущественных и земельных отношений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 03.07.2015 N 021476-к, УФАС по РТ возбуждено дело N06-217/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан и Палатой имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Основанием для возбуждения дела в отношении Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан и Палаты имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан послужило обнаружение УФАС по РТ в ходе мониторинга принятых ненормативных правовых актов Исполкома на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам анализа документов УФАС по РТ установлено следующее.
Распоряжением Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от 26.11.2014 N 2367 ООО "Полигон ТБО" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:02:050103:215 общей площадью 48191 кв.м., относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственных назначений.
28.11.2014 между Исполнительным комитетом Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан в лице председателя Палаты имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан и ООО "Полигон ТБО" был заключен договор аренды земельного участка N У-1-РТ:01:01:00053.
На основании вышеуказанного договора Исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан в лице председателя Палаты имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан сдал в аренду ООО "Полигон ТБО" земельный участок с кадастровым номером 16:02:050103:215 общей площадью 48191 кв.м., относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственных назначений.
В результате мониторинга УФАС по РТ пришло к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 16:02:050103:215 используется ООО "Полигон ТБО", не по целевому назначению - для сельскохозяйственного использования, а осуществляет на них сбор и хранения ТБО (твердых бытовых предметов), т.е. использует как земли производственного (промышленного) назначения.
Предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:02:050103:215 ООО "Полигон ТБО" для складирования и переработки твердых бытовых отходов без перевода вышеуказанного земельного участка в надлежащую категорию, по выводам ответчика нарушает требования законодательства РФ, в том числе требования антимонопольного законодательства, поскольку ООО "Полигон ТБО" использует земельный участок не по целевому назначению, во избежание процедур согласования перевода в надлежащую категорию и последующих финансовых и материальных затрат.
Данное преимущество по выводам антимонопольного органа ставит ООО "Полигон ТБО" в неравное положение по отношению к хозяйствующим субъектам, занимающимся аналогичной деятельностью.
Вышеуказанными действиями, как считает антимонопольный орган, Исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан необоснованно создал преимущество для ООО "Полигон ТБО" на использование земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215 для сбора и переработки твердых бытовых отходов.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Таким образом, ООО "Полигон ТБО" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим коммерческую деятельность, приносящую ему доход.
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке, представляет собой муниципальную преференцию.
Как считает антимонопольный орган, в результате действий Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан ООО "Полигон ТБО" получило возможность использовать земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного использования для складирования и переработки твердых бытовых отходов, что не исключает осуществление предпринимательской деятельности в рамках данного использования, и соответственно получения от данной деятельности необоснованной прибыли.
Как указано в решении антимонопольного органа, факт предоставления земельных участков, не соответствующих действующим требованиям к предоставлению указанных земельных участков, не может не влиять на конкуренцию, по той причине, что предложение земельных участков с одними характеристиками формирует определенный круг потенциальных приобретателей, который будет отличаться от круга потенциальных приобретателей, претендующих на земельные участки с другими существенными характеристиками.
Данные органы местного самоуправления Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан не использовали те правовые механизмы воздействия, которые позволяют им пресекать нарушения положений законодательства РФ.
Следствием названного бездействия уполномоченного органа местного самоуправления явился также факт предоставления ООО "Полигон ТБО" преимущественного положения в предпринимательской деятельности, что недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством.
Таким образом, как указывает антимонопольный орган в оспариваемом решении, бездействие со стороны Палаты земельных и имущественных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан по осуществлению муниципального земельного контроля, а именно по непринятию мер по использованию ООО "Полигон ТБО" земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:02:050103:215 для сбора и обработки отходов, без осуществления процедуры перевода земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215 в надлежащую категорию, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Антимонопольный орган отразил в своем решении, что факт предоставления земельных участков, не соответствующих действующим требованиям к предоставлению указанных земельных участков, не может не влиять на конкуренцию, поскольку процедура предоставления земельных участков, в том, числе для складирования и переработки твердых бытовых отходов, осуществляется на основании иных требований ЗК РФ, не исключающих, в том числе необходимость проведения конкурентных процедур, в случае наличия нескольких претендентов на земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, по мнению антимонопольного органа, действия (бездействия) Палаты земельных и имущественных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части бездействия по осуществлению муниципального земельного контроля при использовании ООО "Полигон ТБО" земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:02:050103:215 для сбора и обработки отходов, без осуществления процедуры перевода земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215 в надлежащую категорию.
Кроме того, по выводам антимонопольного органа бюджет Азнакаевского муниципального района РТ не дополучает доходную часть, на которую имел право рассчитывать в соответствии с действующим законодательством, поскольку арендные платежи, осуществляемые ООО "Полигон ТБО" за использование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:02:050103:215 значительно ниже арендных платежей, которые осуществлял бы ООО "Полигон ТБО" за использование земельного участка из земель промышленности.
В ходе рассмотрения Комиссией Татарстанского УФ АС России дела N 06-217/2015, представителем Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ представлены документы, а именно копии фотоосмотра земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215, на которых видно, что ООО "Полигон ТБО" вышеуказанный земельный участок под складирование твердых бытовых отходов не используется.
Вместе с тем, по выводам УФАС по РТ указанное обстоятельство не влияет на факт нарушения антимонопольного законодательства, поскольку договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 16:02:050103:215 был заключен под земли сельскохозяйственного назначения, вместе с тем, под заявленные цели не используется, в виду чего ООО "Полигон ТБО" в любой момент может начать складирование и хранение твердых бытовых отходов на данном земельном участке без осуществления процедуры перевода в надлежащую категорию.
По результатам рассмотрения дела N 06-217/2015 антимонопольным органом принято решение от 13.10.2015 (в редакции ответчика):
1. Признать Палату имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части бездействия по осуществлению муниципального земельного контроля при использовании ООО "Полигон ТБО" земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:02:050103:215 для сбора и обработки отходов, без осуществления процедуры перевода земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215 в надлежащую категорию, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Палате имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- обеспечить возврат земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215 в муниципальную собственность с представлением подтверждающих документов в адрес Татарстанского УФАС России.
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.
На основании указанного решения УФАС по РТ в адрес заявителя выдано предписание об устранении нарушений законодательства, где заявителю предписывалось (в редакции ответчика):
1. Палате имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан не позднее 45 дней со дня получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
- обеспечить возврат земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215 в муниципальную собственность с представлением подтверждающих документов в адрес Татарстанского УФАС России.
2. Об исполнении настоящего Предписания Палате имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан сообщить в антимонопольный орган в течение 10 дней со дня его исполнения.
Не согласившись с принятым решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
Согласно части 2 статьи 1 целями Закона о защите конкуренции являются в том числе обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно Положению о Муниципальном казенном учреждении "Палата имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан" (далее - Палата), утвержденному решением Азнакаевского районного Совета РТ от 20.04.2011 N 47-8, Палата является уполномоченным муниципальным органом, выступающим от имени и по поручению Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, осуществляющим полномочия по управлению муниципальным имуществом, контролю за сохранностью и эффективным использованием муниципального имущества, в том числе земельных участков.
Основанием для возбуждения дела в отношении Палаты явилось предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 48191 кв.м. с кадастровым номером 16:02:050103:215 на основании распоряжения Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ от 26.11.2014 N 2367 ООО "Полигон ТБО". Договором N У-1-РТ:01:01:00053 указанный земельный участок предоставлен ООО "Полигон ТБО" в аренду.
По мнению УФАС России по РТ использование ООО "Полигон ТБО" данного земельного участка для сбора и обработки отходов без перевода в надлежащую категорию нарушает требования законодательства РФ, в том числе антимонопольного законодательства, поскольку ООО "Полигон ТБО" использует земельный участок не по целевому назначению, во избежание процедур согласования перевода в надлежащую категорию, а также ставки арендных платежей за земли сельскохозяйственного назначения и за земли промышленности существенно отличаются.
Суд первой инстанции правомерно данные выводы антимонопольного органа признал необоснованными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществлялось в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период предоставления земельного участка), в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В соответствии с статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ. Орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю.
В настоящее время на территории Азнакаевского муниципального района РТ имеется единственный функционирующий полигон ТБО на территории Сапеевского сельского поселения на земельном участке с кадастровым номером 16:02:050103:80 из категории земель промышленности с разрешенным использованием для размещения полигона твердых бытовых отходов. ООО "Полигон ТБО", которому предоставлен в аренду спорный участок с кадастровым номером 16:02:050103:215 осуществляет деятельность на основании лицензии по размещению отходов в границах земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:80.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Полигон ТБО" в соответствии с Уставом имеет право, как осуществлять сбор и складирования ТБО, так и заниматься деятельностью в области сельского хозяйства.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215, который в настоящее время для складирования и переработки твердых бытовых отходов не используется, но находится в аренде, ООО "Полигон ТБО" в перспективе на будущие годы предполагало использовать для расширения существующего полигона ТБО, но при этом намеривалось в законном порядке перевести его из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности в течение 2015 г.-2016 г., и именно для этой цели инициировало осуществление перевода указанного земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Суд первой инстанции установил, что 17.06.2014 ООО "Полигон ТБО" обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду сроком на 49 лет площадью 48191 кв.м. с кадастровым номером 16:02:050103:215 по адресу: РТ, Азнакаевский муниципальный район, Сапеевское сельское поселение, для сельскохозяйственного производства.
Учитывая указанное заявление, заявителем в районной газете "Маяк" от 18.07.2014 N 52 (12855) предварительно и заблаговременно опубликовано сообщение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду. Желающие приобрести право аренды указанного участка в течение месяца имели возможность обращения в Палату имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района РТ. Иные заявления от желающих на предоставление данного участка не поступили.
Во исполнение Соглашения о взаимодействии Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с муниципальным образованием Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан и учитывая намерение предоставить в аренду спорный земельный участок сельскохозяйственного назначения, МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района РТ" направило в Минземимущество РТ проекты документов по предоставлению вышеуказанного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на рассмотрение и согласование в целях обеспечения управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Письмом от 23.09.2014 за N 1-31/9835 Минземимущество РТ возвратило проекты документов с замечаниями на доработку. Устранив замечания, проекты документов были направлены на согласование повторно.
Минземимущество РТ письмом от 19.11.2014 N 1-31/12029 по перечню направленных на согласование документов существенных замечаний не установило и рекомендовало передать земельный участок на праве аренды сроком не более 5 лет.
Учитывая рекомендации Минземимущества РТ, а также наличие только одного заявления после публикации в районной газете "Маяк" в соответствии с требованиями норм статьи 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок с кадастровым номером 16:02:050103:215 согласно заявлению предоставлен в аренду ООО "Полигон ТБО".
При этом как видно из договора аренды указанного земельного участка от 28.11.2014 разрешенное использования земельного участка "для сельскохозяйственного производства".
Судом первой инстанции установлено, что предоставленный в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:02:050103:215 фактически до настоящего времени ООО "Полигон ТБО" для сбора и обработки отходов не используется, что подтверждается актом осмотра от 29.07.2015. Поле на указанном земельном участке ранее было засеяно многолетними травами и используется под сенокос гражданами и фермерами. Учитывая, что земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, использование ООО "Полигон ТБО" данного земельного участка не противоречило бы целевому использованию, а по этой причине ООО "Полигон ТБО" его на дату проверки фактически не использовало, поскольку осуществляло подготовительные мероприятия для его законного перевода в земли промышленности.
Осмотр земельного участка проведен 29.07.2015 с участием заместителя руководителя Управления сельского хозяйства и продовольствия г.Азнакаево и Азнакаевского района РТ Хасаншиной М.Р., начальника отдела филиала ФГБУ ФКУ Росреестра по РТ Шайхуловой Р.Г., руководителя Азнакаевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Галеева Р.Х. - представителя органа, осуществляющего государственный земельный надзор.
В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации. При проведении осмотра нарушения требований земельного законодательства не установлено: земельный участок засеян многолетними травами и для сбора и обработки не используется.
Акт осмотра с фотоснимками и фотопланом были представлены Комиссии Татарстанского УФАС России, но не были приняты ими во внимание при рассмотрении дела и принятии решения.
Учитывая вышеизложенное, доводы Комиссии Татарстанского УФАС России о том, что ООО "Полигон ТБО" использует земельный участок не по целевому назначению не нашли своего подтверждения, УФАС по РТ осмотр участка не проводило, доказательств подтверждающих выводы об использовании спорного земельного участка для сбора и складирования ТБО не представило.
В силу статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11, 22 и 29 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Вопросы, связанные с порядком предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации.
До 01.03.2015 действовал порядок, установленный статьей 34 ЗК РФ о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, на основании заявления с предварительной публикацией информации о предоставляемом земельном участке.
Таким образом, предоставление вышеуказанного земельного участка осуществлено без нарушения требований, как земельного законодательства, так и статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при наличии публикации в районной газете "Маяк" и отсутствии заявлений иных лиц.
Осуществление перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Также нормами действующего законодательства не установлена обязанность органа местного самоуправления осуществлять перевод земельного участка до его предоставления в аренду.
Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что ходатайство о переводе земель из одной категории в другую подается заинтересованным лицом с приложением документов, подтверждающих согласие правообладателя земельного участка, т.е. органа местного самоуправления, и выписки о правах на земельный участок (например, о праве аренды, на котором обладает земельным участком заинтересованное лицо).
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правоотношения, возникающие при решении вопросов об изменении целевого назначения земель, регулируются Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - закон N 172-ФЗ).
Из содержания Закона N 172-ФЗ, а также из сложившейся практики следует, что земли сельскохозяйственного назначения рассматриваются как возможный резерв для расширения всех иных категорий земель.
Согласно статье 2 Закон N 172-ФЗ для перевода земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
На основании статьи 3 Закона N 172-ФЗ ходатайство о переводе земель из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель из одной категории в другую.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан является уполномоченным органом, осуществляющим рассмотрение ходатайств о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
В силу вышеуказанных требований Закона N 172-ФЗ и постановления КМ РТ от 25.10.2006 N 523 перевод земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется на основании ходатайства заявителя - заинтересованного лица, направляемого в Минземимущество РТ и согласия правообладателя земельного участка.
Реализуя свои намерения ООО "Полигон ТБО" обратилось в Исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района с заявлением от 15.05.2015 N 141 о внесении изменений в Генеральный план Сапеевского сельского поселения в части расширения существующего полигона ТБО для дальнейшего перевода из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Рассмотрев заявление ООО "Полигон ТБО", а также иные заявления, Исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района направил в ГУП "Татинвестгражданпроект" предложение о внесении изменений в Генеральный план Сапеевского сельского поселения в части расширения существующего полигона ТБО на земельном участке с кадастровым номером 16:02:050103:215.
ГУП "Татинвестгражданпроект" письмом от 05.06.2015 N 3278/15 ответило о возможности расширения существующего полигона твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 16:02:050103:215 без ограничений, т.е. в случае не проведения ответчиком проверки ООО "Полигон ТБО" последовательно и на законных основаниях намеревалось и имело возможность осуществить поэтапно и документально перевод земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215 из земель сельхоз назначения в земли промышленности, а затем использовать его как продолжение полигона по сбору ТБО.
В соответствии с статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в план, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Для внесения изменений в Генеральный план поселения Сапеевскому сельскому поселению необходимо разработать проект внесения изменений в генеральный план, для чего заключить контракт с ГУП "Татинвестгражданпроект" на разработку проекта.
Проектная документация о внесении изменений в Генеральный план Сапеевского сельского поселения в данный момент находится на стадии разработки.
При рассмотрении дела в Комиссию Татарстанского УФАС России была представлена информация о начале ООО "Полигон ТБО" процедуры согласования перевода земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215 из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
В связи с чем основания для вывода об использовании ООО "Полигон ТБО" земельного участка не по целевому назначению, во избежание процедур согласования перевода в надлежащую категорию, отсутствовали.
Не обоснованны также выводы Комиссии Татарстанского УФАС России об использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения не по целевому использованию, во избежание процедур согласования перевода в надлежащую категорию и последующих финансовых и материальных затрат. Затраты по внесению изменений в генеральный план должен нести орган местного самоуправления поселения.
Доводы Комиссии Татарстанского УФАС России об отличии ставок арендных платежей за земли сельскохозяйственного назначения и за земли промышленности суд считает не основанными на нормах земельного законодательства, поскольку земельный участок с кадастровым номером 16:02:050103:215 был на дату вынесения решения и предписания засеян многолетними посевами сельскохозяйственных трав, т.е. используется по целевому назначению.
Применение ставки арендных платежей в таком случае за земельный участок сельскохозяйственного назначения, который не используется под полигон твердых бытовых отходов, как за земли промышленности будет необоснованным.
В соответствии с статьей 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений статьи 72 ЗК РФ.
Муниципальный земельный контроль проводится в форме плановой и внеплановой проверки.
Внеплановые проверки проводятся в случае истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; поступление в органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, причинения вреда.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Проекты ежегодных планов проведения плановых проверок направляются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в органы прокуратуры в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок.
В соответствии с пунктом 3 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1515, проекты ежегодных планов муниципальных проверок до их утверждения направляются органами муниципального земельного контроля на согласование в территориальные органы федеральных органов государственного земельного надзора до 1 июня года, предшествующего году проведения соответствующих проверок.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 16:02:050103:215 предоставлен в аренду ООО "Полигон ТБО" на основании распоряжения Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ от 26.11.2014 N 2367, для проведения плановых проверок в течение 2015 года основания отсутствовали в связи с невозможностью включения в ежегодный план проведения плановых проверок (до 01.06.2014), как и не было оснований для проведения внеплановых проверок в связи с отсутствием заявлений и обращений о фактах причинения вреда окружающей среде.
Проведенным 29.07.2015 осмотром земельного участка нарушений земельного законодательства не установлено, земельный участок сельскохозяйственного назначения используется по целевому назначению, засеяно многолетними травами и используется под сенокос.
Управление ФАС по РТ не привело в своем решении конкретных мотивов и обоснований того, что предоставление земельного участка без перевода в надлежащую категорию может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из совокупности пункта 7 статьи 4, части 1 статьи 15, подп. "д" пункта 2 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции, истолкованных с учётом пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", следует, что полномочия антимонопольного органа направлены исключительно на защиту конкуренции, антимонопольный орган уполномочен вынести решение об обнаружении и пресечении нарушения антимонопольного законодательства, но лишь в том случае, когда выявленное им нарушение хозяйствующим субъектом либо соответствующим органом действующего законодательства привело или могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов соответствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах. Иное нарушение действующего законодательства само по себе не является нарушением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая не презюмирует, что любое нарушение норм действующего законодательства со стороны органа местного самоуправления является ограничением конкуренции.
С учётом изложенного, а также в силу требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в каждом конкретном случае антимонопольный орган должен доказать факты наличия товарного рынка и признаки недопущения, ограничения, устранения конкуренции на этом товарном рынке.
В решении УФАС по РТ сделан вывод о том, что предоставление ООО "Полигон ТБО" в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения без перевода в надлежащую категорию нарушает требования антимонопольного законодательства, дает ООО "Полигон ТБО" преимущество и ставит в неравное положение по отношению к хозяйствующим субъектам, занимающимся аналогичной деятельностью. Однако, при этом в своем решении Комиссия не указала, интересы каких лиц и каким образом могли быть нарушены в период предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215.
Между тем, Палатой неоднократно в ответах на запросы о представлении информации, а также при рассмотрении антимонопольной службой дела указывалось на то, что в данном случае какой-либо конкуренции не было и быть не могло.
ООО "Полигон ТБО" является единственной организацией в Азнакаевском муниципальном районе, осуществляющей деятельность в области сбора и утилизации бытовых отходов, а полигон ТБО на земельном участке с кадастровым номером 16:02:050103:80 единственным функционирующим действующим полигоном. Предоставление земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215 осуществлено для расширения существующего полигона на земельном участке с кадастровым номером 16:02:050103:80, фактически примыкающего к земельному участку с кадастровым номером 16:02:050103:215, а в конечном счете направлено на обеспечение нужд муниципального образования и на обеспечение интересов жителей района.
Каких-либо претензий относительно предоставления земельного участка ООО "Полигон ТБО" как со стороны иных хозяйствующих субъектов, так и со стороны отдела по защите прав предпринимателей в Азнакаевском муниципальном районе не поступало, то есть интересов прав предпринимателей такое предоставление земельного участка не нарушило.
В силу того, что непосредственно примыкающий к земельному участку 16:02:050103:80 земельный участок с кадастровым номером 16:02:050103:215 был предоставлен ООО "Полигон ТБО" для сельскохозяйственного использования, в дальнейшем для расширения полигона, иными хозяйствующими субъектами данный земельный участок, исходя из места его расположения и конфигурации, использоваться не мог.
Кроме того, заключение договора аренды земельного участка N У-1-РТ:01:01:00053 от 28.11.2014 осуществлялось в рамках возложенных на Палату полномочий по подготовке проектов правовых актов исполкома района по распоряжению земельными участками во исполнение распоряжения исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ N 2367 от 26.11.2014, в соответствии с которым земельный участок 16:02:050103:215 был предоставлен в аренду ООО "Полигон ТБО", а Палата в данных отношениях действовала согласно Положению как лицо, осуществляющее полномочия по управлению муниципальным имуществом, выступающим от имени и по поручению Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района. Подготовка проекта распоряжения, на основании которого был заключен договор аренды, осуществлялась Палатой в рамках возложенных обязанностей и в пределах компетенции, поскольку Палата является функциональным органом управления в структуре исполнительного комитета района, подотчетным и подконтрольным руководителю исполкома и на него в спорном периоде времени не были возложены обязанности по распоряжению земельными участками.
По итогам проведенной проверки У ФАС по РТ принято решение о признании Палаты нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в частим бездействия по осуществлению муниципального земельного контроля при использовании ООО "Полигон ТБО" земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:02:050103:215 для сбора и обработки отходов, без осуществления перевода земельного участка в надлежащую категорию, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В части 1 статьи 15 Закона о конкуренции установлено, в частности, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 8 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов местного самоуправления, их действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Статья 15 Закона о защите конкуренции не презюмирует, что любое нарушение закона со стороны органов, осуществляющих публичные полномочия, является ограничением конкуренции.
Оценивая действия (бездействие) органов местного самоуправления на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе рассматривать дела и принимать решения о нарушении органом местного самоуправления земельного или какого-либо иного законодательства, если это не связано с законодательством о защите конкуренции.
Само по себе возможное или предположительное нарушение органом местного самоуправления требований каких-либо законов, нормативных правовых актов (в частности, неосуществление муниципального земельного контроля при использовании земельного участка без перевода) не свидетельствует о том, что автоматически нарушается законодательство о защите конкуренции.
Исходя из места расположения, площади, конфигурации и назначения земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215, данный земельный участок сам по себе не мог быть использован для размещения отходов отдельно от земельных участков с кадастровыми номерами 16:02:050103:80 и 16:02:050103:220 до истечения срока договора аренды, заключенных сроком на 5 лет.
Из публичной кадастровой карты следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:02:050103:215 с двух сторон граничит с арендованным ООО "Полигон ТБО" ранее для целей размещения полигона ТБО земельным участком с кадастровым номером 16:02:050103:80, по сути, составляя его продолжение.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 16:02:050103:215 имеет вспомогательное значение по отношению к предоставленному в установленном законом порядке земельному участку с кадастровым номером 16:02:050103:80 и не может использоваться самостоятельно для целей размещения полигона ТБО, в связи с чем, его предоставление ООО "Полигон ТБО" не влечет нарушение конкурентных отношений в сфере утилизации отходов на данном земельном участке.
Использование земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215 для целей сбора отходов предполагалось в перспективе только после осуществления процедуры перевода в категорию земель промышленности, поскольку наличие в данный момент земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:80 позволяет осуществление складирования и хранения твердых бытовых отходов.
В силу вышеуказанного, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215 заключен ООО "Полигон ТБО" в целях последующего увеличения площади земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:80, отведенного под размещение полигона ТБО, при обязательном условии последующего перевода в категорию земель промышленности.
Самостоятельного значения для субъектов предпринимательской деятельности земельный участок с кадастровым номером 16:02:050103:215 в том виде, в каком он был сформирован и поставлен на кадастровый учёт, не имел, в связи с чем, предоставление данного земельного участка без перевода в надлежащую категорию не могло в данной ситуации повлечь нарушение законодательства о конкуренции.
Следовательно, предоставление в аренду ООО "Полигон ТБО" земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215 без перевода в категорию земель промышленности, не нарушило законодательство о конкуренции, поскольку иные хозяйствующие субъекты, не могли быть заинтересованы в использовании земельного участка с учётом его конфигурации и места расположения.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правильно указал, что выводы антимонопольного органа о нарушении Палатой части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части бездействия по осуществлению муниципального земельного контроля при использовании ООО "Полигон ТБО" земельного участка сельскохозяйственного назначения для сбора и обработки отходов без осуществления процедуры перевода, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем создания преимущественных условий обществу при предоставлении земельного участка, сделаны без учёта всех обстоятельств дела.
Ссылка УФАС по РТ на то, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.11.2011 по делу N А66-7056/2010 указал, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий и возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции к данным правоотношениям не применима, в том случае предметом рассмотрения был иной рынок, иные правоотношения и цели.
Учитывая что, вышеперечисленными первоначальными действиями ООО "Полигон ТБО" начало принимать меры по переводу земельного участка с кадастровым номером 16:02:050103:215 с земель сельскохозяйственного назначения на земли промышленности, а также учитывая, что он внося арендную плату фактически не осуществляло никаких мер по его использованию, дожидаясь осуществления перевода из сельскохозяйственной категории в другую, суд первой инстанции правомерно указанные выводы УФАС по РТ признал ошибочными и удовлетворил требования заявителя о признании решения УФАС по РТ по делу от 13.10.2015 по делу N 06-217/2015 и предписания УФАС по РТ от 13.10.2015 по делу N 06-217/2015 недействительными в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Установленными статьей 199 АПК РФ требованиями к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными не предусмотрено указание заявителем в заявлении дополнительно требования об обязании арбитражным судом органа, осуществляющего публичные полномочия, решения и действия (бездействия) которого оспариваются, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах и, учитывая то, что при принятии судебного акта о признании оспариваемого ненормативного правового акта антимонопольного органа в части незаконным, суд считает необходимым указать на обязанность антимонопольного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, независимо от отсутствия такого требования в исковом заявлении общества.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина антимонопольным органом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 февраля 2016 года по делу N А65-28519/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28519/2015
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан", г. Азнакаево
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет Азнакаевского Муниципального района г. Азнакаево, Исполнительный комитет Азнакаевского Муниципального района, г. Азнакаево, ООО "Полигон ТБО"