г. Самара |
|
29 апреля 2016 г. |
Дело N А65-23351/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 25 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
индивидуального предпринимателя Шарипова Тагирзяна Кашфиевича (паспорт),
от Управления Пенсионного фонда по Мензелинскому и Муслюмовскому районам - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Шарипова Тагирзяна Кашфиевича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2016 года по делу N А65-23351/2015 (судья Шайдуллин Ф.С.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Шарипова Тагирзяна Кашфиевича, Мензелинский район, д.Ямаково (ОГРН 313167423400033, ИНН 165039377746),
к Управлению Пенсионного фонда по Мензелинскому и Муслюмовскому районам, г.Мензелинск,
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы
России N 9 по Республике Татарстан,
о признании незаконными требования N 01328040090784 от 07.08.2015 и решения N1328040090784 от 17.09.2015 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шарипов Тагирзян Кашфиевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Пенсионного фонда по Мензелинскому и Муслюмовскому районам (далее - ответчик), с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Татарстан, о признании незаконными требования N 01328040090784 от 07.08.2015 и решения N1328040090784 от 17.09.2015 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования по данному делу.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что денежные средства, которые были им затрачены на осуществление деятельности, в. Т.ч. заемные, переходящие из предыдущего отчетного периода в следующий, которые были использованы в оборотной деятельности неоднократно, не могут считаться доходом в текущем году, т.к. они являлись доходом от деятельности прошлых отчетных периодов, за которые уже налоги исчислены и уплачены.
Управление Пенсионного фонда по Мензелинскому и Муслюмовскому районам апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Кроме того, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители ответчика, третьего лица не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на учете в Пенсионном фонде с 22.08.2013. Предприниматель также зарегистрирован в качестве плательщика, производящего выплаты физическим лицам.
Заявителем наряду с общей системой налогообложения применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Налоговой декларацией по НДФЛ представленной ИП Шариповым Т.К. в налоговый орган задекларирован доход за 2014 год в размере 27 803 018 руб. 52 коп.
Поскольку сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период, переданные в органы контроля являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, заявителю выставлено требование N 01328040090784 от 07.08.2015 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней на общую сумму 113 694 руб. 36 коп.
В связи с неисполнением требования N 01328040090784 от 07.08.2015 Пенсионным фондом вынесено решение N 1328040090784 от 17.09.2015 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Заявитель, полагая, что требование и решение ответчика противоречат закону и нарушают его права, обратился в суд с заявлением, в котором, ссылаясь на ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации указал, что поскольку доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, то база для исчисления страховых взносов определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Заявитель считает, что доходом, подлежащим налогообложению является сумма в размере 477 641 руб. 29 коп., поскольку сумма доходов составила 27 803 018 руб. 52 коп., а сумма расходов составила 27 325 377 руб. 23 коп.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулируются не Налоговым кодексов РФ, а Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июля 2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Частью 3 статьи 5 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Следовательно, индивидуальный предприниматель, имеющий наемных работников, должен уплачивать взносы и представлять соответствующие расчеты по двум основаниям: как индивидуальный предприниматель, получающий доходы от предпринимательской деятельности (за себя), и как индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам (за работников).
Частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом N212-ФЗ.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ.
Заявитель относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, и в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 212-ФЗ обязан был исчислять и уплачивать страховые взносы по каждому основанию.
Частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
Частью 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Согласно части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 227 НК РФ индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на доходы физических лиц, исчисление и уплату налога производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. Статья 227 НК РФ содержит отсылки на статью 225 НК РФ, которая регулирует порядок исчисления налога, тогда как, в настоящем деле речь идет о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.
Из вышеизложенного следует, что доход пенсионным органом определяется на основании сведений, полученных из налогового органа, которые туда представляет сам налогоплательщик. Самостоятельное определение дохода Пенсионным фондом не предусмотрено. При этом пенсионное законодательство не содержит понятия налогооблагаемой базы, предусмотренное статьями 53, 54 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть норм позволяющих определение дохода предпринимателя с учетом расходов (налоговых вычетов) для исчисления сумм налога на доходы физических лиц.
Следовательно, необоснованным является довод заявителя о том, что общий доход в целях исчисления размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит уменьшению на расходы.
Из представленной заявителем налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год следует, что доход заявителя от предпринимательской деятельности составил 27 803 018 руб. 52 коп., то есть величина дохода предпринимателя за 2014 год превысила 300 000 руб., что не оспаривается заявителем.
Расчет суммы страховых взносов производится ответчиком по следующей формуле: MPОТ х 26% (тариф опс) х 12 + 1% х (доход - 300 000 руб.).
Исходя из данной формулы и расчета (5 554 руб. х 26% х 12 + 1% х (27 803 018,52 - 300 000)), размер страхового взноса составит 292 358 руб. 66 коп.
Между тем, Федеральным законом 212-ФЗ установлены ограничения максимального размера страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 212 - ФЗ при этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. Размер минимального размера оплаты труда в 2014 году составлял 5 554 руб.
Следовательно, сумма страховых взносов не может быть более 138 627 руб. 84 коп. (=5 554 х 8 х 26% х 12)
Платежными поручениями N 66 от 31.03.2015, N 210, N 211 от 24.09.2014 подтверждается уплата предпринимателем за 2014 год за себя на страховую часть ОПС - 24 933 руб. 48 коп., исходя из фиксированного размера страховых взносов.
Следовательно, обязанность, по уплате страховых взносов заявителем исполнена не в полном объеме, а именно, не уплачена сумма страховых взносов в размере 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период в сумме 113 694 руб. 36 коп. = (138 627, 84 - 24 933, 48).
Оспариваемое требование на сумму 113 694 руб. 36 коп. выставлено с учетом добровольной уплаты индивидуальным предпринимателем страховых взносов.
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние, по сравнению с установленными Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, сроки, плательщик страховых взносов должен выплатить пени, предусмотренные статьей 25 названного Федерального закона.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, исходя из процентной ставки пеней, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (части 3, 6 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 7 статьи 25 Закона 212-ФЗ).
За период с 02.04.2015 г. по 04.09.2015 г. на недоимку 113 694 руб. 36 коп. органом контроля начислены пени в размере 4 033 руб. 31 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 19 закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 19 закона N 212-ФЗ).
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 19 закона N 212-ФЗ).
Частью 5 статьи 19 закона N 212-ФЗ установлено, что решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
В связи с неисполнением в установленный срок (до 17.08.2015) требования N 01328040090784 от 07.08.2015 Пенсионным фондом вынесено решение N 1328040090784 от 17.09.2015 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносах в банках.
Исходя из всего вышеизложенного, суд верно указал, что отсутствуют основания для удовлетворения заявления предпринимателя о признании незаконным требования N 01328040090784 от 07.08.2015 об уплате обязательных платежей в размере 117 727 руб. 67 коп., из которых 113 694 руб. 36 коп. недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии и 4 033 руб. 09 коп. сумма пени, исчисленная в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии и решения N1328040090784 от 17.09.2015 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
При этом судом правомерно указано, что ст. 41 Налогового кодекса РФ к правоотношениям по уплате страховых взносов неприменима.
Федеральный закон N 212-ФЗ имеет ссылки на конкретные статьи Налогового Кодекса РФ. Специальными нормами статьи 14 Закона N 212-ФЗ прямо регулируется размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам. Ссылок на статью 41 НК РФ Федеральный закон 212-ФЗ не содержит.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 28-О от 05.02.2004 года, отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, характеризующийся признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности. Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами.
Кроме того, налогоплательщик не лишен возможности представить уточненную налоговую декларацию по НДФЛ, включив в состав расходов сумму страховых взносов, начисленную Пенсионным фондом, в целях исчисления налога на доходы физических лиц.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 февраля 2016 года по делу N А65-23351/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23351/2015
Истец: ИП Шарипов Тагирзян Кашфиевич ,Мензелинский район, д. Ямакова
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Мензелинскому и Муслюмовскому районам, г. Мензелинск
Третье лицо: МРИ ФНС N9 по РТ
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5333/17
24.08.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11846/16
29.04.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4187/16
04.02.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-23351/15