Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 августа 2016 г. N Ф10-2966/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
4 мая 2016 г. |
Дело N А62-2613/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.05.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Рыжовой Е.В. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала открытого акционерного общества "МРСК Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) - представителя Начарова Ю.М. (доверенность от 01.06.2015 N Д-СМ/01/075), в отсутствие представителя ответчика - администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2016 по делу N А62-2613/2015 (судья Еремеева В.И.), установил следующее.
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" (далее - заявитель, общество, ПАО "МРСК Центра") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Смоленска (далее - ответчик, администрация) выразившееся в отказе изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 67:27:00203314:28, расположенного в г. Смоленске по ул. Козлова, д. 3 с "для строительства распределительного пункта РП-7" на "Под РП-7" (письмо от 21.01.2015 исх. N 23/0165); об обязании администрации издать ненормативный правовой акт об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 67:27:00203314:28 с "для строительства распределительного пункта РП-7" на "Под распределительный пункт N7" (с учетом уточнения заявленных требований от).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО "МРСК Центра" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции от 26.01.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование своих доводов заявитель выразил несогласие с непринятием судом в качестве доказательства отнесения объекта электроэнергетики к движимому имуществу заключение эксперта, а также с выводом суда о недоказанности факта создания спорного объекта и права заявителя на него.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося представителя администрации, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на основании приказа департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20.10.2011 N 2006 между ПАО "МРСК Центра" и департаментом заключен договор аренды от 17.01.2012 N 1453/з земельного участка, расположенного по адресу: г. Смоленске по ул. Козлова, в районе д. 3, площадью 118 кв. м с разрешенным использованием "для строительства распределительного пункта РП-7" сроком на три года.
17.01.2012 участок передан арендатору по акту приема-передачи.
17.09.2012 названный договор прошел обязательную процедуру государственной регистрации.
22.03.2012 администрацией обществу выдано разрешение N RU 67 302000-33 на строительство объекта капительного строительства - РП-7 по ул. Козлова, в районе дома N 3 на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0020314:28. Срок действия разрешения на строительства до 22.10.2012.
29.12.2012 ПАО "МРСК Центра" утвержден акт приемки законченного строительством объекта N 1146, в котором указано, что распределительный пункт РП-7, совмещенный с ТП (РТП-6/0,4 кВ) по адресу: г. Смоленск, ул. Козлова, в районе д. N 3, выполнен в соответствии с утвержденной документацией и требованиям нормативных документов, подготовлен к вводу в эксплуатацию и принят.
На основании заявления ПАО "МРСК Центра" Центральным управлением Ростехнадзора по Смоленской области выдано временное разрешение от 02.04.2013 N 35 на допуск в эксплуатацию энергоустановки - Блочная комплектная распределительная подстанция 2 БКРТПБ-630/6/0,4- АС2-УХЛ1 на срок до 02.07.2013.
15.01.2016 АО "МРСК Центра" Центральным управлением Ростехнадзора по Смоленской области выдано разрешение N 3 П на допуск в эксплуатацию энергоустановки - Распределительный пункт РП-7, кабельные линии КЛ-6 кВ, КЛ-0,4 кВ от РП-7 по адресу: г. Смоленск, ул. Козлова. Разрешение выдано на срок до 15.04.2016.
В связи с началом промышленной эксплуатации объекта для целей передачи и распределения электрической энергии у заявителя возникла необходимость в изменении разрешенного использования земельного участка, на котором находится РП-7 с "для строительства распределительного пункта РП-7" на "Под РП-7".
ПАО "МРСК Центра" 23.12.2014 обратилось с заявлением к правообладателю участка - Администрации города Смоленска об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Козлова, в районе д. 3, с кадастровым номером 67:27:0020314:28 с "для строительства распределительного пункта РП" на "Под РП", так как на указанном участке расположен введенный в промышленную эксплуатацию объект электроэнергетики.
Письмом от 21.01.2015 N 23/0165-исх администрация отказала обществу в изменении вида разрешенного использования земельного участка, предложив последнему самостоятельно обратиться в филиал ФГБУ "ФКП Росреестр" по Смоленской области, представив акт на ввод объекта в эксплуатацию.
16.03.2015 ПАО "МРСК Центра" обратилось в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 67:27:00203314:28 с прилагаемыми документами, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка и изменением кадастровой стоимости.
Решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области от 23.03.2015 в учете изменений объекта недвижимости отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а именно, в связи с обращением с заявлением об учете изменений земельных участков ненадлежащим лицом.
Ссылаясь на то, что бездействие администрации, выраженное в письме от 21.01.2005 исх. N 23/0165 является незаконным, нарушает права и законные интересы ОАО "МРСК Центра" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности заявителем факта создания на предоставленном ему в аренду земельном участке распределительного пункта и право заявителя на него, в связи с чем пришел к выводу о неподтвержденности обществом фактического использования спорного земельного участка для целей эксплуатации построенного объекта электросетевого хозяйства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проектной документацией предусмотрено строительство блочной комплектной распределительной двухтрансформаторной подстанции наружной установки в бетонной оболочке напряжением 6/0,4 кВ типа 2БКРТПБ и перезавод кабельных линий 6 кВ и 0,4 кВ с существующего РП-7 на вновь смонтированную.
Из конструкторской документации следует, что блочная комплектная распределительная трансформаторная подстанция в бетонной оболочке серии GEAR с глухозаземленной нейтралью, с кабельным вводом и выводом, предназначена для приема, преобразования и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока промышленной частоты 50 Гц в сетях электроснабжения промышленных предприятий и объектов гражданского назначения.
Блочная комплектная распределительная трансформаторная подстанция состоит из четырех блоков. Блок с трансформаторами разделен на отсеки перегородками. В отсеках блоков размещены трансформаторы, высоковольтные и низковольтные ячейки. Коммутационное оборудование размещено в отдельных отсеках. Питание на силовой трансформатор подается кабелем с РУВН. Ввод от силового трансформатора на шины 0,4 кВ осуществляется кабелем через автоматический выключатель 1600А.
Распределение электрической энергии по отходящим линиям, а также защита отходящих линий от перегрузки и токов короткого замыкания осуществляется автоматическими выключателями.
Подстанция поставляется на место установки с полностью смонтированными в пределах модуля главными и вспомогательными цепями. Строительство объекта в г. Смоленске предполагает следующие объёмы: строительство фундамента под блочную комплектную распределительную двухтрансформаторную подстанцию наружной установки в бетонной оболочке напряжением 6/0,4 кВ типа 2БКРТПБ производства ООО "БалтЭнергоМаш"; доставка, установка и монтаж подстанции (подстанция поставляется на место установки с полностью смонтированными в пределах модуля главными и вспомогательными цепями); перезавод кабельных линий 6 кВ и 0,4 кВ с существующего РП-7 на вновь смонтированную; внеплощадочные электрические сети б кВ и 0,4 кВ (кабель, прокладываемый подземно, рыть траншеи примерно 235 метров); озеленение, благоустройство; восстановление асфальтобетонного покрытия на подъезде к строительной площадке. Перезавод кабельных линий 6 кВ и 0,4 кВ с существующей РП-7 на вновь смонтированную выполняется с помощью соединительных муфт. Кабели прокладываются в земле на глубине 0,7 от существующих и планировочных отметок по песчаной подготовке и защищаются от механических повреждений кирпичом на всем протяжении. При пересечении улицы и проезда кабели прокладываются на глубине 1,0 м. При пересечении подземных инженерных коммуникаций, улицы и проезда кабель прокладывается в асбестоцементных трубах.
Согласно части 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Понятие объекта капитального строительства, приведенное в пункте 10 статьи 1 ГрК РФ, не содержит в качестве обязательного признака такого объекта возможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно пункту 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.06.2003 N 242, трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, под трансформаторной подстанцией понимается электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов; под электрической подстанцией - электроустановка, предназначенная для преобразования и распределения электрической энергии; под электроустановкой - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии; под кабельной линией - линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных кабельных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.
В соответствии с частью 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, определено, что объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
ОК 013-94 относит к сооружениям законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
Согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение -результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В проектной документации блочная комплектная РП-7 определена как здание (сооружение).
Согласно статье 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В силу названной нормы понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяемой совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав, в отношении которого самостоятельно может быть поставлен вопрос о праве.
Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости. Более того, помимо неразрывной связи с землей объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
В соответствии со статьей 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Замена одних составных частей неделимой вещи другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом существенные свойства вещи сохраняются.
В статье 134 ГК РФ указано, что если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).
Судебная практика исходит из того, что вопрос о принадлежности того или иного сооружения к категории недвижимости решается в каждом конкретном случае с учетом объективных технических характеристик, влияющих на возможность перемещения таких сооружений без несоразмерного ущерба их назначению.
Распределительная подстанция является сложной вещью, состоящей из помещения, трансформаторов, иного оборудования, единственным назначением которой является прием, преобразование и распределение электрической энергии.
Раздел распределительной подстанции путем изъятия из нее оборудования приведет к прекращению процесса трансформации электрической энергии и ее распределения, и соответственно, к утрате основного назначения подстанции.
Спорная подстанция в силу своего назначения взаимосвязана с линейными объектами недвижимости - кабельными линиями электропередачи.
Таким образом, подстанция уже при своем строительстве имеет конкретное назначение и включается в комплекс энергоснабжающих объектов. Изъятие ее из комплекса невозможно без изменения назначения и нарушения процесса передачи электрической энергии.
Признание вещи неделимой влечет за собой определенные правовые последствия - часть ее не может быть предметом самостоятельных гражданских прав.
На основании исследования технической документации РП-7, с учетом ее конструктивных особенностей, распределительная подстанция относится к сооружению объектов электросетевого хозяйства, представляющего собой отдельно стоящее здание с сопутствующим комплексом инженерных сооружений - с вводом и выводом кабельных линий, прокладываемых в земле, (совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенного для приема, преобразования и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока промышленной частоты 50 Гц в сетях электроснабжения промышленных предприятий и объектов гражданского назначения.
С учетом изложенного особенности распределительной подстанции не предполагают ее мобильного передвижения, она предназначена для длительного использования со сроком службы 25 лет, на создание подстанции выдано разрешение на строительство объекта капительного строительства, как самостоятельного объекта недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства РП-7; разработана проектная документация с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил. Кроме того, спорная подстанция идентифицируется как по техническим характеристикам, так и по месту нахождения, представляет собой сооружение на фундаменте с указанием конкретного месторасположения.
Спорный объект электросетевого хозяйства - распределительная подстанция в совокупности с аппаратами, линиями и вспомогательным оборудованием (вместе с помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии, является объектом капитального строительства и относится к сложным вещам.
Таким образом, суд первой инстанции правильно признал выводы эксперта о том, что РП не является объектом капитального строительства, так как не отвечает признакам недвижимого имущества, необоснованными.
Выводы эксперта сделаны на основании общих понятий объектов электросетевого хозяйства, в том числе распределительного пункта, без должного исследования технической документации РП-7, без учета функциональных особенностей объекта электросетевого хозяйства в совокупности с кабельными линиями и вспомогательным оборудованием и основаны на отсутствии неразрывной связи пункта с землей, как единственном признаке объекта недвижимости.
Доказательства того, что указанный объект относится к временным постройкам и не является сооружением, заявителем представлено не было.
Между ПАО "МРСК Центра" и департаментом заключен договор аренды от 17.01.2012 N 1453/з земельного участка, расположенного по адресу: г. Смоленск по ул. Козлова, в районе д. 3, площадью 118 кв. м с разрешенным использованием "для строительства распределительного пункта РП-7" сроком на три года.
Администрацией 22.03.2012 обществу выдано разрешение N RU 67302000-33 на строительство объекта капительного строительства - РП-7 по ул. Козлова, в районе дома N 3, на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0020314:28. Срок действия разрешения на строительства до 22.10.2012. Согласована проектная документация на строительство сооружения объектов электросетевого хозяйства - РП-7.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающих документов - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 2 указанной статьи не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51, частью 1 статьи 55 ГрК РФ строительство объекта электросетевого хозяйства - распределительной подстанции осуществляется на основании разрешения на строительство, а ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, в подпунктах 1 - 4 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ определен перечень случаев, когда выдача разрешений на строительство не требуется. При этом подпунктом 5 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий по определению иных случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство, Смоленской областной Думой принят Закон Смоленской области от 25.12.2006 N 155-з "О градостроительной деятельности на территории Смоленской области" (далее - Закон N 155-з).
Пунктом 7 статьи 11 Закона N 155-з расширен утвержденный на региональном уровне в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ перечень объектов недвижимого имущества, для строительства которых не требуется получение разрешения.
Статьей 1 Закона Смоленской области от 29.10.2015 N 131-з "О внесении изменения в статью 11 областного закона "О градостроительной деятельности на территории Смоленской области" статья 11 Закона N 155-з изложена в новой редакции, согласно пункта 7 которой выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях строительства и реконструкции линий электропередачи классом напряжения до 20 киловольт включительно, трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования.
Закон Смоленской области от 29.10.2015 N 131-з вступил в законную силу 30.10.2015.
В отношении спорной распределительной подстанции - РП-7 на дату рассмотрения настоящего дела в соответствии с пунктом 7 статьи 11 Закона N 155-з выдача разрешения на строительство не требуется, как и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ, в связи с чем регистрация такого объекта должна быть осуществлена на основании документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ, то есть на основании декларации об объекте недвижимого имущества и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним
- юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что спорная распределительная подстанция является объектом капитального строительства, относится к сложным вещам, на которую не требуется получение разрешения на строительство.
При этом, в связи с отсутствием регистрации права заявителя на объект капитального строительства - РП-7 факт создания на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0020314:28 распределительного пункта и право заявителя на него не доказаны.
Заявителю предоставлен на праве аренды земельный участок по адресу: г. Смоленске по ул. Козлова, в районе д. 3, площадью 118 кв. м с кадастровым номером 67:27:0020314:28 с разрешенным использованием "для строительства распределительного пункта РП-7" сроком на три года.
22.03.2012 администрацией обществу выдано разрешение N RU 67 302000-33 на строительство объекта капительного строительства - РП-7 на указанном участке со сроком действия разрешения на строительства до 22.10.2012.
После утверждения ПАО "МРСК Центра" акта приемки законченного строительством объекта - РП-7 от 29.12.2012 N 1146 заявитель обратился в администрацию об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного с кадастровым номером 67:27:0020314:28 с "для строительства распределительного пункта РП" на "Под РП", так как объект электроэнергетики, расположенный на указанном участке, введен в промышленную эксплуатацию.
Письмом от 21.01.2015 N 23/0165-исх администрация предложила обществу самостоятельно обратиться в филиал ФГБУ "ФКП Росреестр" по Смоленской области, представив акт на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 ЗК РФ определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2 и 3 статьи 85 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 названного Кодекса под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Правила землепользования и застройки, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решением 41-й сессии III созыва Смоленского городского Совета 28.02.2007 N 490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска, решением 15-ой сессии IV созыва Смоленского городского Совета 09.11.2010 N 193 внесены изменения (далее - ПЗЗ).
Согласно пункту 7 статьи 9 ПЗЗ право на изменение вида разрешенного использования объектов недвижимости, если изменение связано со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, реализуется при условии получения градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство, реконструкцию (за исключением случаев, определенных законодательством Российской Федерации) в порядке, установленном действующим законодательством.
Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Определение вида разрешенного использования земельного участка должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов, расположенных на этом участке. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости. Изложенные правовые подходы содержатся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и от 15.12.2011 N 12651/11, от 03.06.2014 N 818/14.
В соответствии с частью 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Материалами дела подтвеждено, что у заявителя находится на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020314:28 с разрешенным использованием "для строительства распределительного пункта РП-7".
Судом области установлено, что спорный объект электросетевого хозяйства - распределительная подстанция является объектом капитального строительства, относится к сложным вещам, на который не требуется получение разрешения на строительство.
Учитывая недоказанность заявителем факта создания на предоставленном ему в аренду земельном участке распределительного пункта и право заявителя на него, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неподтвержденности обществом фактического использования спорного земельного участка для целей обслуживания построенного объекта электросетевого хозяйства, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Как справедливо отметил суд области, при наличии зарегистрированного в установленном порядке права заявителя на объект капитального строительства, расположенный на спорном участке, общество имеет право самостоятельно без дополнительных разрешений выбрать основной и вспомогательный вид разрешенного использования участка в порядке статьи 4 ПЗЗ.
Несогласие заявителя с непринятием судом в качестве доказательства отнесения объекта электроэнергетики к движимому имуществу заключения эксперта, не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права.
Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
Проанализировав заключение эксперта от 17.04.2009 N 1128 (т. 2, л. д. 1-5), суд первой инстанции на основании совокупности представленных доказательств, анализа норм действующего законодательства, обоснованно не принял его в качестве доказательства по делу, ввиду сомнения в обоснованности этого заключения.
Выводы эксперта сделаны на основании общих понятий объектов электросетевого хозяйства, в том числе распределительного пункта, без должного исследования технической документации РП-7, без учета функциональных особенностей объекта электросетевого хозяйства в совокупности с кабельными линиями и вспомогательным оборудованием и основаны на отсутствии неразрывной связи пункта с землей, как единственном признаке объекта недвижимости.
Выводы суда первой инстанции являются мотивированными, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку по правилам статьи 71 АПК РФ.
Таким образом оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе у суда апелляционной инстанции не имеется.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей (т. 3, л. д. 60) относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2016 по делу N А62-2613/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2613/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 августа 2016 г. N Ф10-2966/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "МРСК Центра", ОАО МРСК, ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Смоленскэнерго", ПАО мрск
Ответчик: Администрация г. Смоленска, Администрация города Смоленска