Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2016 г. N Ф08-4520/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
07 мая 2016 г. |
дело N А32-17354/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаренко Е.Н.,
при участии:
от ответчика - Красноярская Наталья Вячеславовна по доверенности от 13.01.2016, Сырцев Сергей Олегович по доверенности от 13.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2015 по делу N А32-17354/2015, принятое в составе судьи Карпенко Т.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ОГРН 1052303701922, ИНН 2308111927),
к обществу с ограниченной ответственностью "Южная региональная строительная компания" (ОГРН 1092312007402, ИНН 2312165315),
о взыскании задолженности,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Южная региональная строительная компания" (ОГРН 1092312007402, ИНН 2312165315),
к обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ОГРН 1052303701922, ИНН 2308111927),
о признании п. 5.1 договора ничтожным
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее- ООО "Краснодар водоканал") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Южная региональная строительная компания" (далее- ООО "ЮРСК") о взыскании 7750720 рублей задолженности.
ООО "Южная региональная строительная компания" обратилось со встречным иском о признании пункта 5.1 договора о подключении 140-П от 06.09.2012 к сетям водоснабжения и водоотведения ничтожным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2015 по первоначальному иску в удовлетворении исковых требований отказано. По встречному иску пункт 5.1. договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения N 140-П-2012 от 06.09.2012, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Краснодар водоканал" и обществом с ограниченной ответственностью "Южная региональная строительная компания" признан ничтожным.
ООО "Краснодар водоканал" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ООО "Краснодар водоканал", во встречном иске отказать. Жалоба мотивирована тем, что судом не исследована и не дана оценка доводам о влияния заявленного и реализованного застройщиком объема водопотребления и водоотведения на нагрузку на системы водоснабжения и водоотведения в целом. Заявленный застройщиком объем 18-этажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями и подземной парковкой, расположенного по адресу: г.Краснодар, ул.Горького, 30 составил для подключения к сетям водоснабжения в размере 133,95 куб.м./сут. и сетям водоотведения в размере 131,45 куб.м./сут. Городской Думой Краснодара принято решение от 21.09.2006 N 14 п.4 "Об утверждении инвестиционной программы ООО "Краснодар Водоканал" по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2007-2013 годы". Для обеспечения выполнения заявленной застройщиком нагрузки ООО "Краснодар Водоканал" выполнило следующие работы:
- бурение скважин N 178-а куст 9, N 179-а куст 9, N 180-а куст 10 на водозаборе осточный-1"; санитарно-техническая заделка скважин N 178 куст 9, N 179 куст 9, N Д82-/4/180 куст 10 на водозаборе "Восточный-1", что подтверждается договором подряда N -ОЗ-И/13 (32-И-2013) от 22.04.2013 г.; ограждение кустов 7-14 на водозаборе осточный-1", что подтверждается договорами подряда N 102-И-2013 от 18.11.2013, N 94-2012 от 28.10.2013;
- для обеспечения безаварийной транспортировки сточных вод ООО "Краснодар водоканал" силами подрядных организаций ООО "ВСК-центр", ООО "Водстройкомплект" осуществило реконструкцию главного фекального коллектора, что подтверждается договором на выполнение подрядных работ N 24-И от 27.07.2007, договором строительного подряда N КРД-01-И/09 (02-И-09) от 07.04.2009, договором подряда N КРД-01-И/11 (06-и11) от 10.02.2011.
Денежные средства, которые ООО "Краснодар водоканал" получил бы, в виде платы за подключение по договору N 140-П-2012 от 09.2012 были бы направлены на выполнение условий подключения объекта застройщика. В результате выполненных мероприятий ООО "Краснодар Водоканал" завершило со своей стороны процесс подключения объекта застройщика, выполнило мероприятия, дающие возможность фактического присоединения объектов застройщика к сетям инженерно-технического обеспечения указанные в п. 3.1 договора. Судебная практика по соответствующим спорам сформировала подход, в соответствии с которым основанием для взимания платы за подключение являются лишь обстоятельства:
1)наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы у исполнителя по договору о подключении;
2)в инвестиционной программе включены мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, под которой понимается вся система в целом, так как все элементы системы связаны между собой и системные мероприятия относимые к мероприятиям необходимым для подключения го заявителя;
3) установлены тарифы на подключение;
4) факт подключения объектов.
ООО "Краснодар Водоканал" представлены доказательства как наличия инвестиционной программы и тарифа на подключение, так и факта исполнения инвестиционной программы, в частности отчеты об исполнении инвестиционной программы. Представленными доказательствами, а также самим застройщиком подтверждается факт подключения объекта к сетям ООО "Краснодар Водоканал" и потребление услуг в заявленном объеме и с заявленными параметрами. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения от 13.02.2006 N 83 (далее -Правила N 83). Порядок определения размера платы за подключение и основания её взимания установлены пунктом 14 Правил N 360. Пунктом 15 Правил N 83 определено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Плата за подключение не взимается, для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности (подпункт 3 пункта 14 Правил N 360, пункт 11 Правил N 83). Плата за подключение взимается и её размер определяется как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение при соблюдении следующих условий (подпункт 1 пункта 14 Правил N 360): - наличие утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы у исполнителя по договору о подключении; - в инвестиционной программе включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства; - установлены тарифы на подключение. В соответствии с пунктом 2 Правил N 83 под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся конструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурса. Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, входят в систему коммунальной инфраструктуры. Следовательно, к объектам сетей инженерно-технического обеспечения (системе коммунальной инфраструктуры) относятся сети водопровода и канализации, водозаборные сооружения, канализационно-насосные станции, очистные сооружения и другие объекты, в совокупности обеспечивающие водоснабжение конкретных объектов (пункт 1 Правил N 360). Водоотведение - приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных систем холодного водоснабжения (статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ). Городской Думой Краснодара принято решение от 21.09.2006 N 14 п.4 "Об утверждении инвестиционной программы ООО "Краснодар Водоканал" по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2007 - 2013 годы" (далее - Программа). Согласно указанной инвестиционной Программе её целями являются реконструкция, развитие и модернизация объектов водоснабжения и водоотведения в соответствии с генеральным планом развития города Краснодара. Программа направлена на развитие систем водоснабжения, водоотведения города Краснодара. Системы водоснабжения и канализации являются частью городской инфраструктуры, совершенствование и расширение которой необходимо для поддержания экономического роста и экономической стабильности, улучшения экологического состояния территории города Краснодара, прилегающих территорий, бассейна реки Кубань. С целью обеспечения возможности подключения к системе новых потребителей требуется провести комплекс неотложных мероприятий по увеличению производительности насосных станций и очистных сооружений канализации, а также пропускной способности линейных сооружений водоснабжения и водоотведения. Инвестиционный проект по повышению качества услуг водоснабжения и водоотведения, улучшению экологической ситуации в свою очередь включает в себя, в том числе строительство, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры северной зоны застройки города Краснодара. Объект застройщика - 18-этажный жилой дом, подключён к системам водоснабжения и водоотведения, услуги выполнены полностью и в срок, претензий по объёму, качеству и срокам оказания услуг застройщик не имеет. Тариф на подключение установлен постановлением главы МО г. Краснодар от 26.03.2007 N 243 "Об установлении обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар водоканал" тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения вновь издаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и иных объектов)". Анализ Программы позволяет установить, что она направлена на развитие систем водоснабжения, водоотведения города Краснодара, а не отдельных частей сетей инженерно-технического обеспечения. ООО "ЮРСК", являясь коммерческим предприятием, деятельность которого влияет на коммунальную инфраструктуру города, обязано нести затраты на модернизацию городской системы водоснабжения и водоотведения. Вывод суда о том, что строительство (реконструкция) сетей в районе строительства объекта ООО "ЮРСК" не требуется, а также не предусмотрено мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, основан на неправильном толковании понятия инженерно-технических сетей, входящих в коммунальную инфраструктуру, что привело к ошибочному выводу о недействительности п. 5.1 договора N 140-П-2012 от 06.09.2012.
ООО "Южная региональная строительная компания" в отзыве апелляционную жалобу не признало, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указало, что во исполнение условий договора ООО "ЮРСК" выполнило строительство сетей для подключения объекта строительства. Обязательства по оплате услуг по подключению общество не выполнило, поскольку считает, что условия договора о взимании платы за подключение предусмотренные п.5.1, противоречат ст.422 ГК РФ, Постановлению Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к сетям коммунальной инфраструктуры", и являются ничтожными. Согласно п. 11 Правил N 83 в случае если для подключения строящихся объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается и ч. 2 п. 14 Постановления Правительства РФ N 360 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 940 действовавшего на момент заключения спорного договора) при отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно технического обеспечения, а плата за подключение не взимается. Таким образом, возникновение у заказчика обязательства по внесению платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения зависит от необходимости реализации мероприятий установленных в инвестиционной программе, по увеличению мощности и пропускной способности сети, к которой будет подключаться объект капитального строительства. Однако, инвестиционная программа ООО "Краснодар Водоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в г. Краснодаре на период до 2013 года утвержденная Решением Городской Думы Краснодара от 21.09.06 номер 14 п. 14 не предусматривает мероприятий по увеличению мощности по производству ресурсов и пропускной способности сетей инженерно технического обеспечения в целях подключения объекта ответчика. Так, указанной инвестиционной программой предусмотрено строительство сетей водоснабжения и водоотведения до границы земельного участка к жилому комплексу "Александровский сад". Однако анализ инвестиционной программы ООО "Краснодар Водоканал" показывает, что объект ответчика 18-ти этажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Горького, 30 неуказан в ней и, следовательно, для подключения объекта ответчика не требовалось проведения мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения. Об отсутствии необходимости проведения мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности сетей в целях подключения спорного объекта так же свидетельствует письмо главы МО г. Краснодар Евланова В.Л. от 26.09.2012 г. N 11623/01, согласно которому район застройки по ул.Горького обеспечен сетями водоснабжения и водоотведения, что согласно Постановлению Правительства N 83 исключает плату за подключение. Ссылки ООО "Краснодар Водоканал" на осуществление работ в целях подключения объекта ООО "ЮРСК" не могут констатировать, что указанные работы необходимо проводить для увеличения мощности в целях присоединения объекта ООО "ЮРСК", а так же, что эти работы проведены в рамках исполнения спорного договора N 140-П-2012 от 06.09.2012 г. Указанный вывод подтверждается судебной практикой Определением Верховного суда РФ по делу N 308-ЭС14-5442. Согласно заключенному договору N 140-П-2012, а также выданным ООО "Краснодар Водоканал" условиям подключения N ИД-11-4-11 для подключения объекта ответчика требовалось строительство внеплощадочных сетей водоснабжения и водоотведения до границы земельного участка по ул. Горького, 30. Однако инвестиционной программой не предусмотрено строительство сетей ООО "Краснодар Водоканал" до границы земельного участка на котором расположен подключаемый объект. Кроме того, обязанность по строительству сетей до границы земельного участка согласно условиям подключения N ИД-11-4-11 от 18.01.11 возложена на ответчика п. 3.4. "Специальные технические требования. В целях исполнения указанных обязательств ООО "ЮРСК" разработало и согласовало проект внеплощадочных (наружных) сетей водоснабжения и водоотведения, что подтверждается штампом согласования ООО "Краснодар Водоканал" на проекте, в соответствии с согласованным проектом ООО "ЮРСК" построило внеплощадочные (наружные) сети водоснабжения и водоотведения, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию от 09.10.2012, выданным ООО "Краснодар Водоканал". Таким образом, истец не понес каких-либо расходов по созданию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения для подключения вышеуказанного объекта. ООО "ЮРСК" самостоятельно выполнены мероприятия по строительству сетей для подключения объекта. Следовательно, включение в договор условий о взимание платы за подключение к городским сетям водоснабжения и водоотведения неправомерно.
Представитель ООО "Южная региональная строительная компания" апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
18.01.2011 ООО "Краснодар водоканал" выданы ООО "Южная региональная строительная компания" условия подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения г. Краснодар N ИД-1-6-11, согласно которым разрешен отбор питьевой воды и сброс сточных вод в точках подключения: водоснабжение-133,95 куб.м./сут., водоотведение-131,45 куб.м./сут.
06.09.2012 между ООО "Краснодар Водоканал" (исполнитель) и ООО Южная региональная строительная компания" (заказчик) заключен договор на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения N 140-П-2012, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства по подключению строящегося (реконструируемого, построенного, но не подключенного) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г.Краснодар, ул.Горького,30, Карсунский округ, 18-этажный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями и подземной парковкой, в соответствии с градостроительным планом земельного участка в границах зон действия публичных сервитутов к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя в точке подключения и в сроки, определенные договором, а заказчик обязался оплатить услуги по подключению согласно графику, приведенному в Приложении N 2.
Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что исполнитель обязан выполнить перечень мероприятий (в том числе технических) по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих систем коммунальной инфраструктуры и мероприятия по фактическому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения: общесистемные мероприятия в рамках инвестиционной программы.
Срок осуществления исполнителем мероприятий по подключению истекает 30.09.2012.
Заказчик обязан (при отсутствии объекта в инвестиционной программе - может) выполнить строительство внутриплощадочных сетей в соответствии с существующей документацией (п.4.1 договора). В срок до 31.09.2012 подготовить коммунальную инфраструктуру объекта к подключению к сетям водоснабжения т водоотведения исполнителя в соответствии с приложением N 1 (п.4.1.6).
Общая сумма по договору составила 7 750 720 рублей, в т.ч. стоимость услуг по подключению к сетям водоснабжения составляет 2558445 руб. (в т.ч. НДС 390271,27 руб.), к сетям водоотведения - 5192275 руб. (в т.ч. НДС 792041,95 руб.). Заказчик производит исполнителю оплату по договору в порядке и в сроки в соответствии с Приложением N 2 путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя (пункт 5.1. договора).
Согласно Приложению N 2 к договору срок последнего платежа определен сторона не позднее декабря 2012 года.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком объект многоквартирный жилой дом в г.Краснодар, ул.Горького,30, подключен к сетям водоснабжения, что подтверждается также актом о техническом осмотре (состоянии) водопроводно-канализационных устройств у абонента от 09.10.2012. которым сеть канализации допущена к эксплуатации.
Таким образом, истцом исполнены обязательства, предусмотренные договором N 140-П-20125 от 06.09.2012.
Доказательства оплаты ответчиком предусмотренной договором платы за подключение в сумме 7750720 руб. отсутствуют.
Требования истца о взыскании 7750720 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Встречный иск о признании пункта 5.1 договора о подключении 140-П от 06.09.2012 к сетям водоснабжения и водоотведения ничтожным удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
На момент заключения договора 140-П от 06.09.2012 действовали Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденные Постановлением правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 36 N 360, (далее Правила N 360), определяющие предмет договора о подключении, по условиям которого исполнитель обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а заказчик обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
Для подготовки системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства исполнитель на эксплуатируемых им сетях инженерно-технического обеспечения осуществляет мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, а в случае необходимости обеспечивает осуществление таких мероприятий иными организациями коммунального комплекса, эксплуатирующими технологически связанные сети соответствующего вида (пункт 4 Правил N 360).
В период заключения договора 140-П от 06.09.2012 действовала редакция пункта 11 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83) которая предусматривала, что если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Однако, при заключении договора 140-П от 06.09.2012 (пункт 3.1) стороны подтвердили, что для подключения объекта в точках подключения требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности эксплуатируемых исполнителем (обществом) сетей водоснабжения и канализации и внесли в договор условие о взимании платы за подключение.
В соответствии с подпунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - это плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта. Размер платы за подключение определяется в зависимости от наличия в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, связанных с увеличением мощности или пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства (пункт 14 Правил N 360).
В соответствии с п. 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Плата за подключение (технологическое присоединение) включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания установлены п. 14 Правил N 360, согласно подп. 1, 3 которого, если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.
Таким образом, внесение платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, основанное на выполнении инвестиционной программы по тарифу потребляемой объектом мощности, направлено на обеспечение организацией, осуществляющей подключение, такого состояния производственных и имущественных объектов системы коммунальной инфраструктуры, которое позволит производить водоснабжение и водоотведение надлежащим образом.
Исходя из изложенных норм права плата за подключение вносится заказчиком не за сами непосредственные действия исполнителя по подключению (технологическому присоединению) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а с целью компенсации организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение, их расходов по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Решением от 21.09.2006 N 14 Городской Думой города Краснодара утверждена инвестиционная программа ООО "Краснодар Водоканал" по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2007-2013 годы. Программа предусматривает мероприятия по ремонту, строительству, модернизации всей общей системы водоснабжения и водоотведения для разрешения критической ситуации в городе (в том числе с учетом развития новой застройки), реконструкции существующих и строительства новых сетей водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар. Источниками финансирования являются собственные средства истца, привлеченные инвестиционные ресурсы, плата за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, целевое бюджетное финансирование, выделяемое из бюджетов различных уровней в рамках реализации адресных инвестиционных и целевых программ.
Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 16.11.2007 N 2037 "Об установлении тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и иных объектов) на территории муниципального образования город Краснодар" ООО "Краснодар Водоканал" установлены тарифы на подключение к системам водоснабжения и водоотведения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости на 2007-2013 годы: к сетям водоснабжения - 19100 рублей за 1 куб.м. в сутки, к сетям водоотведения - 39500 рублей за 1 куб.м. в сутки.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что инвестиционная программа направлена на развитие как всей системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар, так и ее отдельных частей, поэтому заказчик обязан нести затраты на модернизацию городской системы водоснабжения и водоотведения.
ООО "Южная региональная строительная компания", являясь коммерческой организацией, построило многоквартирный 18-этажный жилой дом, со встроено-пристроенными помещениями, подключение систем водоснабжения и канализации которого увеличивает нагрузку на водопроводную и канализационную сеть города Краснодара.
Материалами дела подтверждаются доводы истца о выполнении в связи с необходимостью увеличения мощности и пропускной способности сетей водоснабжения следующих работ: бурение скважин N 178-а куст 9, N 179-а куст 9, N 180-а куст 10 на водозаборе осточный-1"; санитарно-техническая заделка скважин N 178 куст 9, N 179 куст 9, N Д82-/4/180 куст 10 на водозаборе "Восточный-1", что подтверждается договором подряда N -ОЗ-И/13 (32-И-2013) от 22.04.2013 г.; ограждение кустов 7-14 на водозаборе осточный-1", что подтверждается договорами подряда N 102-И-2013 от 18.11.2013, N 94-2012 от 28.10.2013; реконструкция главного фекального коллектора обеспечения безаварийной транспортировки сточных вод, что подтверждается договорами заключенными с ООО "ВСК-центр", ООО "Водстройкомплект" на выполнение подрядных работ N 24-И от 27.07.2007, договором строительного подряда N КРД-01-И/09 (02-И-09) от 07.04.2009, договором подряда N КРД-01-И/11 (06-и11) от 10.02.2011, актами ф.КС-2, КС-11, справками ф.КС-3.
Верховный суд Российской Федерации в определении от 14.11.2014 N 304-ЭС14-4406 указал следующее. Действующее законодательство исходит из опровержимой презумпции, согласно которой при подключении объекта капитального строительства (в частности, многоквартирного дома) к инженерно-техническим сетям необходимо увеличение пропускной способности и резервной мощности городских сетей. При этом под сетями понимается совокупность объектов, предусмотренных пунктом 1 Правил N 360. Обратное должно подтверждаться заявителем. При этом простая ссылка на факт выдачи технических условий или на отсутствие указания в договоре на необходимость модернизации сетей не может выступать в качестве достаточного подтверждения факта, подлежащего доказыванию. Поскольку пропускная способность и резервная мощность являются техническими величинами, отсутствие необходимости модернизировать инженерные сети может подтверждаться, в частности, соответствующей экспертизой в отношении сетей, к которым осуществляется (осуществлено) присоединение, ссылками на конкретные технические показатели, существовавшие до момента ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, на показатели, требуемые для введения объекта в эксплуатацию, на условие договора на подключение о наличии резерва мощности и пропускной способности и т.д.
Правовая позиция об обязанности застройщика нести расходы на модернизацию городской системы водоснабжения и водоотведения сформирована в определении Верховного суда Российской Федерации от 31.10.2014 N 304-ЭС14-2199, в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.05.2014 N ВАС-5668/2014, от 19.06.2014 N ВАС-7997/2014, от 30.06.2014 N ВАС-7579/2014, постановлении АС СКО от 23.11.2015 по делу N А32-16872/2014.
В силу ст.168 ГК РФ сделка (в редакции, действовавшей на дату заключения договора), не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Само по себе наличие нормы права, действовавшей в период заключения договора, предусматривавшей возможность осуществления подключения к сетям водоснабжения без взимания соответствующей платы при наличии определенных условий (а именно, если для подключения строящихся объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания сетей инженерно-технического обеспечения), не свидетельствует о недействительности спорного условия договора о взыскании такой платы.
Признаков ничтожности оспариваемого ответчиком п.5 договора от 06.09.2012 N 140-П-2012 о размере платы за подключение, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы относятся на стороны пропорционально заявленным и удовлетворенным требованиям в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2015 по делу N А32-17354/2015 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Южная региональная строительная компания" (ОГРН 1092312007402, ИНН 2312165315) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ОГРН 1052303701922, ИНН 2308111927) 7750720 рублей долга и 64754 рубля расходов по государственной пошлине.
В удовлетворении встречного иска отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17354/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2016 г. N Ф08-4520/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: ООО "Южная региональная строительная компания", ООО "ЮРСК"
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2017 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-64/16
24.08.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4520/16
07.05.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-64/16
20.11.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17354/15