г. Хабаровск |
|
10 мая 2016 г. |
А73-18150/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Пичининой И.Е., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерное общество "РОСТА"
на решение от 05.02.2016
по делу N А73-18150/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Степиной С.Д.
по иску Министерства здравоохранения Хабаровского края
к закрытому акционерному обществу "РОСТА"
о взыскании 303 812 руб. 70 коп.
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022700915401, ИНН 2721026023) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к закрытому акционерному обществу "РОСТА" (ОГРН 1027726007561, ИНН 7726320638, далее - ЗАО "РОСТА") о взыскании неустойки по государственному контракту от 26.11.2013 N 0122200002513003415_91534 в размере 303 812 руб. 70 коп.
Решением суда от 05.02.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С апелляционной жалобой обратилось ЗАО "РОСТА", в которой просит решение суда отменить, уменьшив размер взыскиваемой неустойки до 2 520 руб. 21 коп., исходя из двукратной учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ, в остальной части иска отказать.
По мнению заявителя, истцом не доказан реальный размер ущерба понесенного в связи с несвоевременным исполнением ответчиком государственного контракта.
Ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5467/14, указывает на включение в государственный контракт заведомо невыгодного для поставщика условия о размере пени. Полагает, что судом не учтен незначительный период просрочки, а также объем поставки. Считает, что заключение дополнительного соглашения к государственному контракту изменило сроки поставки лекарственных препаратов.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство здравоохранения Хабаровского края отклонило приведенные ответчиком доводы, указав, что нарушение условий поставки лекарственных препаратов влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на гарантированные государством меры социальной помощи на обеспечение лекарственными препаратами. Просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на отзыв истца, ЗАО "РОСТА" указало на компенсационный, а не стимулирующий характер неустойки. Обратило внимание, что размер неустойки превышает сумму поставленных препаратов в полтора раза. Ссылаясь на судебную практику, указывает, что по аналогичным делам судом применены положения статьи 333 ГК РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили. До начала судебного заседания Министерство здравоохранения Хабаровского края направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Изучив материалы дел, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших дополнений и возражений, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что между Министерством здравоохранения Хабаровского края (заказчик) и ЗАО "РОСТА" (поставщик) заключен государственный контракт от 26.11.2013 N 0122200002513003415_91534, по условиям которого заказчик поручает, а поставщик принимает на себя обязательства по поставке лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан Хабаровского края в соответствии со спецификацией (приложение N 1) и приложением N 2 (места поставки товара).
Приложением N 1 к контракту определен перечень товара, подлежащий поставке.
Цена контракта составляет 6 818 999 руб. 64 коп. (пункт 3.1 контракта).
Согласно пункту 6.1 контракта срок поставки - в течение 21 дня с момента заключения контракта.
В соответствии с пунктами 10.3.1 контракта в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств по поставке товаров в том или ином периоде поставки, установленном настоящим контрактом, на срок до 10 дней поставщик обязан в течение 5 рабочих дней после получения от заказчика соответствующего уведомления уплатить заказчику неустойку в размере 1% от стоимости товаров, подлежащих поставке в соответствующем периоде.
В случае просрочки исполнения поставщиком обязательства на срок более 10 дней размер неустойки увеличивается до 2% от стоимости товара, подлежащего поставке.
Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства (пункт 10.3 контракта).
На основании пункта 12.1, контракт вступает в действие с момента его подписания сторонами и прекращает свое действие по истечении 90 дней с момента его заключения.
Дополнительным соглашением от 13.12.2013 стороны увеличили количество поставляемого товара. Цена контракта составила 7 017 569 руб. 16 коп.
По товарным накладным от 02.12.2013 N дло_7458, от 02.12.2013 N дло_7460 лекарственные препараты на сумму 222 405 руб. 84 коп. и 2 891 275 руб. 92 коп., соответственно, поставлены в адрес КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 1" им. проф. С.И. Сергеева 19.12.2013.
По товарным накладным от 06.12.2013 N дло_7548, от 02.12.2013 N дло_7459 товар на сумму 3 408 776 руб. 76 коп. и 296 541 руб. 12 коп., соответственно, поставлен в адрес лечебного учреждения 20.12.2013.
По товарной накладной от 19.12.2013 N дло_8019 товар на сумму 198 569 руб. 52 коп. поставлен 06.02.2014.
Просрочка в поставке лекарственных средств составила от 1 до 50 дней.
В связи с несвоевременной поставкой товара, КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 1" им. проф. С.И. Сергеева в адрес поставщика направило претензию от 27.05.2014 N 2919 с требованием об уплате неустойки.
Претензия получена ЗАО "РОСТА" 02.06.2014 и оставлена поставщиком без ответа и удовлетворения.
Неоплата ЗАО "Роста" неустойки послужила основанием для обращения Министерства здравоохранения Хабаровского края в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Правоотношения сторон возникли из контракта на поставку товаров для государственных нужд, в связи с чем, подлежат применению нормы параграфа 4 главы 30 ГК РФ, а также Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
На основании статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами данного Кодекса (пункт 2 статьи 525 ГК РФ).
На основании статьи 521 ГК РФ установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.
Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Как установлено выше, за просрочку исполнения поставщиком обязательств по поставке товаров пунктом 10.3.1 контракта предусмотрена ответственность в виде уплаты неустойки в размере 1% от стоимости товаров, подлежащих поставке в соответствующем периоде за каждый день просрочки (если просрочка не превышает 10 дней), в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства на срок более 10 дней размер неустойки увеличивается до 2% от стоимости товара, подлежащего поставке.
Расчет неустойки произведен истцом в соответствии с условиями государственного контракта, судом проверен и признан верным, арифметически расчет ответчиком не оспорен.
Факт неисполнения заключенного государственного контракта ЗАО "РОСТА" не оспаривается, что свидетельствует о правомерности начисления договорной неустойки.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что при заключении дополнительного соглашения к государственному контракту изменились сроки поставки лекарственных средств, апелляционной инстанцией отклоняются, поскольку пункт 6 дополнительного соглашения устанавливает, что положения контракта, не затронутые настоящим соглашением, остаются неизменными и стороны подтверждают по ним свои обязательства.
Поскольку дополнительным соглашением сторонами срок поставки не изменен, основания считать, что течение срока исполнения обязательства следует исчислять с даты заключения дополнительного соглашения, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Между тем, ЗАО "РОСТА" в суде первой инстанции заявлено ходатайство о снижении неустойки, в связи с явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства.
Статьей 333 ГК РФ предусмотрено, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 22.04.2004 N 154-О, от 21.12.2000 N 263-О, часть первая статьи 333 ГК РФ закрепляет право суда уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и, по существу, предписывает суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, он может в опровержение заявления ответчика о снижении неустойки представить доказательства, свидетельствующие о том, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах, в том числе основанные на средних показателях по рынку.
Явная несоразмерность заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд на основании своего внутреннего убеждения вправе дать оценку указанному критерию, учитывая обстоятельства каждого конкретного дела.
В порядке статьи 65 АПК РФ ответчиком доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства не предоставлены.
При рассмотрении вопроса о необходимости снижения неустойки по заявлению ответчика на основании статьи 333 ГК РФ судам следует также исходить из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами. Поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по кредитным договорам) (пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81).
Согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 11680/10, уменьшение неустойки судом в рамках своих полномочий не должно допускаться, так как это вступает в противоречие с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ), а также с принципом состязательности (статья 9 АПК РФ).
По оценке суда, установленный государственным контрактом размер неустойки призван обеспечить реальное исполнение поставщиком обязательства, при этом до заключения контракта ответчик ознакомился с содержанием контракта, знал о предусмотренном им размере санкций на случай нарушения срока поставки товара.
Согласование сторонами в договоре пени в размере 1% и 2% от стоимости товаров за каждый день просрочки, само по себе не свидетельствует о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства по поставке лекарственного препарата, необходимого для обеспечения льготных категорий граждан.
Таким образом, учитывая, что соразмерность начисленной неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается, а каких-либо доказательств, объективно свидетельствующих о явной несоразмерности начисленной неустойки ответчиком в материалы дела не представлено, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления об уменьшении размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, в связи с чем, в удовлетворении данного ходатайства отказано обоснованно.
Ссылка ответчика на иной размер неустойки, предусмотренный контрактом на случай нарушения обязательства заказчиком, в данном случае не имеет правового значения, поскольку основанием иска являлось нарушение обществом как поставщиком своего обязательства.
Приведенная ответчиком в обоснование своей позиции судебная практика Высшего Арбитражного Суда РФ не может быть принята во внимание, поскольку она принималась по иным, чем по настоящему делу обстоятельствам. В частности, по данному делу, как было установлено судом, имелись обстоятельства особого характера - государственная закупка лекарственных препаратов для оказания государством социальной помощи отдельным категориям граждан.
Более того, из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 12945/13, не следует, что для сторон государственного контракта должен быть установлен равный размер ответственности.
Правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5467/14, сводится к неправомерности начисления неустойки на общую сумму государственного контракта без учета надлежащего исполнения части работ в предотвращение превращения института неустойки в способ обогащения кредитора. Соответственно, данная правовая позиция не может быть применена к настоящему спору, поскольку данное постановление принято по иным обстоятельствам, чем в рассматриваемом деле.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05 февраля 2016 года по делу N А73-18150/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
И.Е. Пичинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18150/2015
Истец: Министерство здравоохранения Хабаровского края
Ответчик: ЗАО "РОСТА"