г. Москва |
|
10 мая 2016 г. |
Дело N А41-96013/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей: Виткаловой Е.Н., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области - Колмаковой А.А. (представителя по доверенности от 19.05.2015),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Курбанова К.А. (представителя по доверенности от 16.12.2015),
от администрации Можайского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от открытого акционерного общества "Газпром" - Казаковой Н.П. (представителя по доверенности от 05.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации, третьи лица: администрация Можайского муниципального района Московской области, открытое акционерное общество "Газпром",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение управления от 31.08.2015 N 50-50-/001-50/001/004/2015-6271 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:94.
- обязать управление произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют администрация Можайского муниципального района Московской области (далее - администрация), открытое акционерное общество "Газпром" (далее - общество).
Решением от 02.02.2016 Арбитражный суд Московской области заявленные требования удовлетворил, указав при этом ошибочно иное решение управления.
Не согласившись с данным решением, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Определением от 07.04.2016 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела судом первой инстанции.
Представители агентства и общества в судебном заседании поддержали доводы заявления агентства, просили его удовлетворить.
Представитель управления в судебном заседании возражал против доводов заявления, просил в его удовлетворении отказать.
Заявление рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителя администрации.
В ходе судебного разбирательства апелляционным судом установлено следующее.
В собственности общества находятся объекты, которые принадлежат ему как субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической связью.
Один из таких объектов - газопровод-отвод к п. Павлищево Московской области - расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:18:0000000:94 площадью 2 632 кв.м., находящемся по адресу: Московская область, Можайский район, с/о Павлищевский, д. Павлищево, категория земель: "земли поселений", вид разрешенного использования: "для размещения и эксплуатации наземного объекта обслуживания газопровода-отвода к ГРС Павлищево с ГРС Павлищево 0-0,9 км., подключенного на 72 км. МГ Белоусово-Ленинград".
Агентство 17.07.2015 обратилось в отдел управления с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот земельный участок с приложением необходимых документов.
Сообщением от 31.08.2015 N 50-50-/001-50/001/004/2015-6271 управление сообщило агентству об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:94, сославшись на отсутствие оснований для отнесения этого земельного участка к землям федеральной собственности и на непредставление документов, подтверждающих возникновение данного права у Российской Федерации.
Не согласившись с управлением, агентство 26.10.2015 оспорило данный отказ от 31.08.2015, касающийся земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:94, в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявление агентства подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16-18 Закона о г регистрации прав, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество является собственником газопровода-отвода к п. Павлищево Московской области, в составе: газопровод-отвод к п. Павлищево Московской области, протяженностью 1 094 м., Лит.5Т; здание ГРС Павлищево, площадью 157,2 кв.м., Лит..А; здание узла переключения ГРС Павлищево площадью 63,4 кв.м., Лит.Б, адрес объекта: Московская область, Можайский район, д. Павлищево, о чем в ЕГРП 21.01.2009 сделала запись регистрации N 50-50-187/057/2008-117 (свидетельство о государственной регистрации права от 21.01.2009 серии 50-НГ N 059600).
Из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:94 следует, что данный земельный участок используется для размещения и эксплуатации для размещения и эксплуатации наземного объекта обслуживания газопровода-отвода к ГРС Павлищево с ГРС Павлищево 0-0,9 км., подключенного на 72 км. МГ Белоусово-Ленинград.
Факт расположения наземных частей газопровода на спорном земельном участке подтверждается кадастровыми выписками формы КВ.1-КВ.3 в отношении земельного участка. При этом апелляционный суд принимает во внимание, что на кадастровый учет упомянутый земельный участок ставился в 2006 году (согласно кадастровому паспорту от 15.07.2015: л.д. 68) под уже возведенный и введенный в эксплуатацию (в 11.06.1996) газопровод-отвод (согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.01.2009: л.д. 67).
Таким образом, названный земельный участок относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью, поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
В связи с тем, что управлению представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о регистрации прав, апелляционный суд пришел к выводу о том, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Допущенное нарушение прав и законных интересов агентства подлежит устранению путем возложения на управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:94 (внести в ЕГРП соответствующую запись).
Учитывая изложенное, принимая во внимание требование к единообразию применения судами норм права (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2016 по делу N А41-95991/15, от 08.04.2016 по делу N А41-95993/15, от 11.04.2016 по делу N А41-96020/15 со сходными обстоятельствами и с участием тех же лиц, в частности, общества и управления) и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.02.2016 по делу N А41-96013/15 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 17.07.2015 N 50-50/001-50/001/004/2015-6271 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:94.
Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:94.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-96013/2015
Истец: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация Можайского муниципального района Московской области, ОАО "Газпром", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области