г. Чита |
|
12 мая 2016 г. |
Дело N А19-4837/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.05.2016.
Полный текст постановления изготовлен 12.05.2016.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Макарцева А.В., Капустиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финтранс ГЛ" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2016 года по делу N А19-4837/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Финтранс ГЛ" (ОГРН 1097847102693, ИНН 7838425340, место нахождения: 191119, г. Санкт-Петербург, ул. Тюшина, д.11, корпус А) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) о взыскании 205 465 руб. 16 коп., (суд первой инстанции: Ханафина А.Ф.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Финтранс ГЛ" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании незаконно списанных денежных средств в размере 205 465 руб. 16 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением, как принятым незаконно, с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, не согласен истец, который в апелляционной жалобе указал на то, что решение подлежит отмене полностью. Указывает, что протоколом согласования разногласий от 13.10.2011 путем исключения из п. 17 договора N 10/Д подпункта "г", устанавливающего плату за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД", подтверждена действительная общая воля сторон не взимать и не вносить плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику. ОАО "РЖД" не вправе устанавливать плату за пользование вагонами, контейнерами, которые ему не принадлежат. При принятии решения судом неправомерно применена статья 31 Устава железнодорожного транспорта.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Истец, ответчик уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей истца, ответчика.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.10.2011 между истцом и ответчиком заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования примыкающего к станции Братск структурного подразделения опорной станции Вихоревка Восточно-Сибирской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД" N 10/Д (далее - договор N 10/Д), с протоколом разногласий.
Согласно пунктам 17, 18, 19 договора N 10/Д (в редакции протокола разногласий от
13.10.2011) истец уплачивает с лицевого счета ответчика плату за пользование вагонами,
контейнерами по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициентов индексации; плата вносится по каждой ведомости подачи и уборки вагонов, по актам общей формы в случае их составления на расчетный счет ответчика путем предоплаты денежных средств, достаточных для оплаты причитающихся истцу платежей.
Пунктом 19.2 договора N 10/Д (в редакции протокола разногласий) до внесения платы за перевозку и иных причитающихся ответчику платежей или в случае образования задолженности ответчик имеет право удержать груз и прекратить подачу и уборку вагонов на- и с- железнодорожного пути необщего пользования истца. При этом не выданные вагоны находятся на ответственном простое истца и с него взимается плата за пользование вагонами.
Договором N 363-жд от 31.07.2009 (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 12.04.2013) определено, что он регулирует отношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом (ООО "ФИНТРАНС ГЛ") провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов в экспортном, импортном, транзитном и внутригосударственном сообщениях и иных услуг/работ, выполняемых ОАО "РЖД" при организации и/или осуществлении перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие работы/услуги (при наличии между ОАО "РЖД" и ООО "ФИНТРАНС ГЛ" договора, соглашения, контракта на оказание услуг/выполненных работ).
Пунктом 2.1.11 данного договора (в редакции дополнительного соглашения N 4 от
12.04.2013) предусмотрено, что в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины) ОАО "РЖД" взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3 к данному договору.
03.07.2014 сторонами подписано дополнительное соглашение N 6 к договору N 363-жд от 31.07.2009, которым договор изложен в новой редакции, согласно которой договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом (ООО "ФИНТРАНС ГЛ") провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов в экспортном, импортном, транзитном и внутригосударственном сообщениях, возмещения расходов ОАО "РЖД", обусловленных выполнением таможенных операций и иных услуг/работ, выполняемых ОАО "РЖД" при организации и/или осуществлении перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие услуги/работы (при наличии между ОАО "РЖД" и ООО "ФИНТРАНС ГЛ" договора, соглашения, контракта на оказание услуг/выполненных работ) (далее - платежи).
Пунктом 1.2 договора на организацию расчетов, установлено, что истцу присвоен
код плательщика 1000230423, наименование клиента Финтранс ГЛ, указываемое в перевозочных и иных документах, открывается лицевой счет.
Основанием для проведения расчетов с клиентом и взыскания ОАО "РЖД" с клиента платежей является указание в перевозочных и/или иных документах кода плательщика и наименования клиента (пункт 1.3 договора N 363-жд от 31.07.2009 (в редакции дополнительного соглашения N 6 от 03.07.2014).
При этом пункт 2.1.11 договора в редакции дополнительного соглашения N 4, предусматривавший взимание платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3, в новой редакции не предусмотрен.
Пунктами 3.1, 3.2 договора N 363-жд от 31.07.2009 (в редакции дополнительного соглашения N 6 от 03.07.2014) предусмотрен следующий порядок расчетов. Клиент перечисляет на расчетный счет ОАО "РЖД" в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ОАО "РЖД" платежей. Резервирование на лицевом счете клиента платежей производится на дату приема груза/порожних вагонов к перевозке или на дату оказания услуг ОАО "РЖД", связанных с организацией и/или осуществлением перевозок и/или оказанием услуг. Списание с лицевого счета клиента платежей (окончательный расчет) производится на дату оказания ОАО "РЖД" услуг, связанных с организацией и/или осуществлением перевозок и/или оказанием услуг.
Пунктом 3 дополнительного соглашения N 6 от 03.07.2014 к договоруN 363-жд от
31.07.2009 (стр. 12 дополнительного соглашения) предусмотрено, что оно распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2014.
Между истцом и ответчиком 22.04.2014 заключен договор на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов N 19/ДУ/290-14 РЖД (далее - договор N 19/ДУ/290-14 РЖД), согласно условиям которого ответчик обязался оказать либо организовать оказание услуг, связанных с перевозкой грузов.
Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов N N N 066174, 066177, 066178, 066179, 066180, 066186, 066199, 066200, 066201, 066202, 066203, 066204, 066205, 066206,
066207, 066208, в июне 2014 года на путях общего пользования станции Братск простаивали вагоны из-за занятости фронта погрузки/выгрузки истца.
По каждому случаю простоя составлены акты общей формы ГУ-23 N 3/969, 3/2936, 3/1052, 3/2878, 3/2887, 3/2894, 3/2913, 3/2924, 3/2945, 3/2985, 3/2990, 3/3501, 3/3069, 3/3070, 3/3054, 3/3053, 3/3097, 3/3134, 3/3135, 3/3293, 3/3296, 3/3463, 3/3497, 3/3514; акты подписаны представителем истца без замечаний и возражений.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 договора N 10/Д ответчик на основании указанных ведомостей и актов общей формы списал с лицевого счета истца 205 465 руб. 16 коп. в качестве платы за пользование вагонами, не принадлежащими ответчику.
Истец, полагая, что ответчиком неправомерно списаны с его лицевого счета денежные средства, претензией N 204/833 от 02.09.2014 обратился к ответчику с требованием возвратить незаконно списанные денежные средства.
Претензия оставлена без ответа и удовлетворения, что явилось основание для обращения истца в арбитражный суд.
Требования истец обосновывает тем, что договором N 10/Д от 13.10.2011 не предусмотрена плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику; договором N 19/ДУ/290-14 РЖД от 22.04.2014 на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, предусмотрено, что оказание услуг осуществляется на основании заявок, которые истцом в ОАО "РЖД" на предоставление путей для нахождения вагонов не подавались, договор на организацию перевозок грузов между истцом и ответчиком не заключался, условия пункта 2.1.1 договора N 363-жд, устанавливающие плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, являются ничтожными в силу статей 166, 168, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказан факт сбережения ответчиком денежных средств за счет истца без должного правового основания.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены основания возникновения гражданских прав и обязанностей, согласно которой гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из положений данной нормы следует, что истец по требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, должен доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения.
Правоотношения, вытекающие из договора от 13.10.2011, регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 31 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования в ожидании переадресовки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя (отправителя), владельца порожних грузовых вагонов, контейнеров, грузополучателя (получателя), указанными лицами вносятся перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, и плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности. В оплачиваемое время не включается время принятия перевозчиком решения о переадресовке грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров, если указанное решение принято в течение срока, установленного правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также время задержки этой переадресовки по причинам, зависящим от перевозчика.
Соответственно перевозчиком вносится владельцу инфраструктуры плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава. Размеры платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава и платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава устанавливаются в соответствии со статьей 39 Устава.
В силу статьи 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно пункту 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
Стороны, согласовав подпункт "а" пункта 17 договора N 10/Д от 13.10.2011 протоколом разногласий, определили, что плата за пользование вагонами и контейнерами рассчитывается по ставкам Тарифного руководства N 2 как в случае если вагоны (контейнеры) принадлежат перевозчику, так и в случае если вагоны (контейнеры) перевозчику не принадлежат.
Согласно пункту 1.3 договора N 363-жд от 31.07.2009 (в редакции дополнительного соглашения N 6 от 03.07.2014) основанием для проведения расчетов с клиентом и взыскания ОАО "РЖД" с клиента платежей является указание в перевозочных и/или иных документах кода плательщика и наименования клиента.
Акты общей формы, представленные в материалы дела, подтверждают факт простоя вагонов на путях общего пользования по вине истца. Ведомости подачи и уборки вагонов и ведомости учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей содержат указание на код плательщика - 1000230423 и его наименование - Финтранс ГЛ. Данные ведомости также подписаны представителем истца без возражений.
Исходя из изложенного, списание спорных денежных средств с лицевого счета истца осуществлено ответчиком в соответствии с нормами действующего законодательства и условиями договора. Следовательно, правомерно списанные денежные средства не являются неосновательным обогащением ответчика.
Апелляционная коллегия находит обжалуемый судебный акт отвечающим нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как бездоказательные, не содержащие фактов, которые могли бы иметь юридическое значение и влиять на законность и обоснованность решения по делу.
Учитывая изложенное, правовых оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2016 года по делу N А19-4837/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4837/2015
Истец: ООО "Финтранс ГЛ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога"