Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
12 мая 2016 г. |
Дело N А60-54463/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Серовспецтранс" (ИНН 6632032657, ОГРН 1106632000860): не явились;
от заинтересованного лица - Администрации Серовского городского округа (ИНН 6632003896, ОГРН 1026601814095): не явились;
от третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "СеровСпецТранс1": Шульмин М.С., паспорт, доверенность от 03.08.2015; Шульмина О.В., паспорт, доверенность от 05.05.2016; индивидуального предпринимателя Андреевой Олеси Сергеевны: Андреева О.С., паспорт, Невмержицкая М.Г., паспорт, доверенность от 18.04.2016; индивидуального предпринимателя Павлова Альберта Александровича: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
третьего лица - индивидуального предпринимателя Андреевой Олеси Сергеевны
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 февраля 2016 года
по делу N А60-54463/2015,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Серовспецтранс"
к Администрации Серовского городского округа
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "СеровСпецТранс1", индивидуальный предприниматель Андреева Олеся Сергеевна, индивидуальный предприниматель Павлов Альберт Александрович,
о признании недействительным постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Серовспецтранс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) к Администрации Серовского городского округа (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления администрации от 16.10.2015 N 1565 "Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по регулярным маршрутам Единой маршрутной сети городского транспорта N 8, N 10, N 15" в части, касающейся маршрута N8.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, третье лицо - Андреева О.С. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приводит следующие доводы: на момент издания оспариваемого постановления общество осуществляло перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 8 "Серовский завод ферросплавов - пос.Сортировка" на основании договора от 28.12.2012, заключенного с администрацией на срок до 31.12.2015, фактически по данному маршруту перевозки осуществляются перевозчиками более трех, не имеющими договор на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту, что неоднократно фиксировалось представителями контролирующих органов с составлением актов и протоколов; данные перевозчики не подписали договор простого товарищества. Ссылаясь на положения ст.39 Закона N 220-ФЗ, просит выдать обществу на срок до 31.12.2015 карту маршрута N 8 "Серовский завод ферросплавов - пос. Сортировка", свидетельство в порядке, предусмотренном ч.3 ст.39 Закона N 220-ФЗ, провести открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту N 8 "Серовский завод ферросплавов - пос. Сортировка".
Присутствующие в судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали требования и доводы апелляционной жалобы.
Общество с ограниченной ответственностью "Серовспецтранс", общество с ограниченной ответственностью "СеровСпецТранс1" в письменных отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебном заседании представитель третьего лица - ООО "СеровСпецТранс1" поддержал позицию письменного отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Судом апелляционной инстанции на основании ст.268 АПК РФ удовлетворено ходатайство третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "СеровСпецТранс1" о приобщении к материалам дела постановления Администрации Серовского городского округа от 02.03.2016 N 347.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что ООО "Серовспецтранс" осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом (автобусом) по маршруту N 8 "Серовский завод ферросплавов - пос. Сортировка" на основании заключенного с администрацией договора от 28.12.2012 на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по регулярному городскому маршруту.
16.10.2015 администрацией вынесено постановление N 1565 "Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по регулярным маршрутам Единой маршрутной сети городского транспорта N 8, N 10, N 15".
Считая указанное постановление администрации в части, касающейся проведения конкурса на маршрут N 8 (лот N 1), незаконным и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в оспариваемой части постановление является незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч.2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения.
Отношения, связанные с организацией на территории Свердловской области транспортного обслуживания населения, в частности, автомобильным транспортом, регулируются Законом Свердловской области от 21.12.2015
N 160-О3 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области", в соответствии со ст. 6 которого органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом в сфере организации транспортного обслуживания населения, в частности: оформляют, переоформляют и выдают свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам и карты этих маршрутов; заключают муниципальные контракты на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам таких перевозок по
регулируемым тарифам и выдают карты этих маршрутов.
Постановлением администрации от 12.09.2013 N 1470 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Серовского городского округа.
В силу п.п. 15, 16 Положения регулярные пассажирские перевозки транспортом общего пользования городского сообщения осуществляются на основании заключаемых между администрацией и перевозчиком договоров, предусматривающих перевозку пассажиров в объеме, обеспечивающем потребности населения в транспортном обслуживании на конкретном маршруте
единой маршрутной сети. При этом договор на организацию пассажирских перевозок транспортом общего пользования по маршрутам единой маршрутной
сети заключается с перевозчиком по итогам проведения открытого конкурса. Постановлением администрации от 25.12.2013 N 2234 утверждено Положение о проведении конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по регулярным маршрутам Единой
маршрутной сети городского транспорта.
Из текста оспариваемого постановления следует, что оно издано на основании названных федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов.
Вместе с тем администрацией не учтено, что 13.07.2015 принят специальный Федеральный закон N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -
Закон N 220-ФЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 220-ФЗ данный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В силу ст. 2 Закона N 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 1).
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 2).
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Частью 10 статьи 39 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что в течение 180 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления приводят законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты
в соответствие с положениями настоящего Федерального закона. До приведения в соответствие с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 42 Закона N 220-ФЗ он вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. Закон опубликован 14.07.2015, для статьи 39 иные сроки вступления в силу не установлены.
Таким образом, с 14.07.2015 муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей Закону N 220-ФЗ.
При этом ст. 39 Закона N 220-ФЗ установлен порядок действий, в частности, органов местного самоуправления в целях реализации положений данного закона.
В силу ч. 1 ст. 39 Закона 220-ФЗ в течение 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключёнными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления сведения о данных маршрутах.
На основании ч. 2 ст. 39 Закона 220-ФЗ по истечении 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона N 220-ФЗ до истечения 270 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный орган местного самоуправления выдаёт юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключёнными с
ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истёк, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
На основании ч. 4 ст. 39 Закона N 220-ФЗ уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в
части 3 настоящей статьи карт:
1) выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту,
свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества;
2) устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) проводят открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или муниципальному маршруту регулярных перевозок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества.
Согласно ч. 5 ст. 39 Закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи.
Таким образом, Законом N 220-ФЗ установлено, что основанием для проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок, в частности, по муниципальному маршруту регулярных перевозок является осуществление таких перевозок совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, которые при этом отказались от заключения договора простого товарищества.
Как следует из материалов дела, на момент издания оспариваемого постановления общество осуществляло перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 8 "Серовский завод ферросплавов - пос.Сортировка" на основании договора от 28.12.2012, заключенного с администрацией на срок до 31.12.2015 (л.д.56-59 том 1).
Согласно представленному обществом реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок общество являлось единственным перевозчиком на данном маршруте (л.д.73 том 2).
Представленный суду апелляционной инстанции реестр маршрутов регулярных перевозок на территории Серовского городского округа, утвержденный постановлением Администрации Серовского городского округа от 02.03.2016 N 347, дополнительно подтверждает факт того, что заявитель является единственным перевозчиком на спорном маршруте.
О наличии иных перевозчиков, которые на момент вступления в силу Закона N 220-ФЗ осуществляли перевозки по спорному маршруту и отказались от заключения договора простого товарищества, администрация не заявляла.
Апеллятором так же не представлено доказательств наличия иных перевозчиков, осуществлявших перевозки на маршруте N 8 и отказавшихся от заключения договора простого товарищества.
Следовательно, исходя из положений ст. 39 Закона N 220-ФЗ администрация должна была выдать обществу на срок до 31.12.2015 карту маршрута N 8 "Серовский завод ферросплавов - пос. Сортировка", а затем выдать ему свидетельство в порядке и на условиях, предусмотренных ч.4 и ч.5 ст. 39 Закона N 220-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда, что администрация не доказала наличия у неё правовых и фактических оснований для проведения конкурса по названному маршруту.
При этом оспариваемое постановление является по своему содержанию и
решением о проведении конкурса, поскольку пунктом 6 раздела 1 утвержденной данным постановлением конкурсной документации предусмотрено, что датой начала срока подачи заявок для участия в конкурсе является день, следующий за днём опубликования извещения о проведении конкурса.
Судом первой инстанции установлено, что извещение N 10 о проведении конкурса на право осуществления перевозок по маршруту N 8 было опубликовано администрацией 03.11.2015 на официальном сайте администрации в сети Интернет и в газете "Муниципальный вестник". Иного администрацией не доказано.
Таким образом, в нарушение положений Федерального закона N 220-ФЗ администрация незаконно приняла решение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту N 8 (лот N 1), чем нарушила права общества.
В нарушение положений ч. 5 ст. 200 АПК РФ администрацией не доказано соответствие оспариваемого постановления (решения) закону, а также обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает доказанной совокупность оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ, для признания оспариваемого постановления незаконным.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются в полном объеме, как противоречащие установленным по делу обстоятельствам, нормам права и представленным доказательствам.
Заявленный апеллятором в судебном заседании довод, что заявитель вправе обжаловать постановление в целом, а не в части, касающегося маршрута N 8, несостоятелен, поскольку право на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования по маршруту N 8 являлось самостоятельным предметом конкурса по лоту N 1.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оставляет решение суда первой инстанции в силе.
Поскольку в соответствии со ст.333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы уплате подлежит госпошлина в размере 150 руб., предпринимателю подлежит возврату излишне уплаченная госпошлина в размере 1350 руб.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 февраля 2016 года по делу N А60-54463/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Андреевой Олеси Сергеевны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Андреевой Олесе Сергеевне (ОГРН 304663206400031, ИНН 663208804272) из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 01.03.2016 госпошлину в размере 1350 (одна тысяча триста пятьдесят) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-54463/2015
Истец: ООО "СЕРОВСПЕЦТРАНС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: Андреева Олеся Сергеевна, Ип Павлов Альберт Александрович, ООО "СЕРОВСПЕЦТРАНС 1", ДУМА СЕРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9675/16
11.08.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3913/16
12.05.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3913/16
03.02.2016 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-54463/15