г. Москва |
|
29 апреля 2016 г. |
Дело N А41-94250/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Гамолиной Ю. А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ИП Маграквелидзе Гурама Тарасиевича - Курбанов И.С. (по доверенности от 25.09.2015),
от заинтересованного лица по делу - Администрации города Подольск Московской области - Семичастнова А.В. (по доверенности от 31.12.2015 N 132/1),
от заинтересованного лица по делу - Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск - Семичастновf А.В. (по доверенности от 29.01.2016 N 6),
от третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от третьего лица - ООО "Центральный" - Климов В.И.(по доверенности от 24.03.2016).
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа Подольск Московской области и Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск на решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2016 по делу N А41-94250/15, принятое судьей Л.В.Федуловой, по заявлению ИП Маграквелидзе Гурама Тарасиевича к Администрации городского округа Подольск Московской области, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск, при участии в деле третьих лиц: Министерство имущественных отношений Московской области, ООО "Центральный", о признании незаконным бездействия Администрации города Подольска, незаконным решения Комитета имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска от 17.08.2015, N31/2863, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Маграквелидзе Гурам Тарасиевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации города Подольск Московской области, (далее - администрация), Комитету имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск (далее - комитет), с участием в качестве третьих лиц: Министерства имущественных отношений Московской области (далее - министерство), ООО "Центральный" (далее - общество), в котором просил суд:
- признать незаконным бездействие Администрации города Подольска, выраженное в непринятии решения по согласованию предварительного предоставления земельного участка площадью 188 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Подольск, ул. Комсомольская, д. 3, согласно заявлению от 18.05.2015 регистр. N М-2874/1;
- признать незаконным решение Комитета имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска от 17.08.2015 N 31/2863;
- обязать Администрацию города Подольска согласовать предварительное предоставление земельного участка площадью 188 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Подольск, ул. Комсомольская, д. 3 согласно заявлению от 18.05.2015 регистр. N М-2874/1.
Решением от 26.02.2015 заявленные требования удовлетворены в части. Решение Комитета имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска от 17.08.2015 N 31/2863 признано незаконным. На Администрацию городского округа Подольск Московской области возложена обязанность согласовать предварительное предоставление земельного участка площадью 188 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Комсомольская, д. 3, согласно заявлению от 18.05.2015 N М-2874/1.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация, комитет, общество обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобами, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители администрация, комитет, общества поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель предпринимателя возражал по доводам апелляционных жалоб, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Из материалов дела усматривается, что Администрация городского округа Подольск является правопреемником Администрации города Подольск Московской области (л. д. 53).
Суд первой инстанции замену заинтересованного лица его правопреемником не произвел.
Согласно ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован.
Апелляционный суд производит замену Администрации города Подольска его правопреемником: Администрацией городского округа Подольск (ОГРН 1155074010288, адрес: 142100, г. Подольск, ул. Кирова, д.4).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит основания для отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое здание - магазин, общей площадью 143,50 кв. м, инв. N 4574, лит. Б, адрес объекта: Московская обл., г. Подольск, ул. Комсомольская, д. 3, условный номер объекта: 50:55:03:02517:002 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.12.2011), согласно техническому паспорту на объект площадь застройки составляет 188,5 кв. м 19.05.2015 Маграквелидзе Г.Т. обратился в Администрацию города Подольска с заявлением (регистрационный номер М-2874/1) о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 188 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Подольск, ул. Комсомольская, д. 3 для дальнейшего предоставления его в собственность, цель использования земельного участка: под здание магазина.
17.06.2015 заявителю был дан ответ, что проект постановления Главы Администрации города Подольска по вопросу согласовании предоставления земельного участка площадью 188 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Подольск, ул. Комсомольская, д. 3, отправлен на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области.
17.08.2015 Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска заявителю дан ответ о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность площадью 188 кв. м по адресу: Московская обл., г. Подольск, ул. Комсомольская, д. 3 уч.5, в связи с тем, что под зданием, принадлежащим на праве собственности Маграквелидзе Г.Т., имеется цокольное помещение.
Посчитав незаконным данный Комитетом ответ, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
ООО "Центральный" является собственником 1/3 доли в праве собственности на нежилое помещение общей площадью 3725,2 кв. м. Общество полагает, что часть помещений цокольного этажа общей площадью 146,7 кв. м. находится на земельном участке общей площадью 217,6 кв. м. В подтверждение обществом представлено заключение кадастрового инженера (л. д. 27-29). Поэтому общество полагает, что также как и собственник здания обладает правами на оформление спорного участка.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
П.1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает, что орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этого рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Поскольку вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка рассмотрен и заявителю дан ответ в письме от 17.08.2015 N 31/2863 бездействие Администрации г.о.Подольска отсутствует, а требования заявителя о признании бездействия Администрации города Подольска Московской области незаконным, удовлетворению не подлежали.
В данной части выводы суда первой инстанции являются обоснованными.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса.
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Таким образом, границы земельных участков устанавливаются с учетом планировки территории и фактического землепользования. Судебной практикой подтверждается, что предоставление земельного участка собственнику объекта недвижимости осуществляется в соответствии с площадью, фактически используемой именно для эксплуатации строения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Исходя из буквального толкования названных норм, правом на утверждение схемы расположения земельного участка обладают собственники недвижимого имущества, расположенного на земельных участках.
Судом первой инстанции правильно установлено и сторонами не оспаривается, что на испрашиваемом земельном участке расположен магазин, общей площадью 143,20 кв. м, принадлежащий на праве собственности ИП Маргаквелидзе Г.Т., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации N 50 - АГN 047359 от 22.12.2011 г.
При таких обстоятельствах ИП Маграквелидзе Гурам Тарасиевич обладает правом на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации здания, в собственность или в аренду, а следовательно вправе требовать принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка для обеспечения выполнения за его счет кадастровых работ в целях образования земельного участка, необходимого для эксплуатации недвижимости, принадлежащей предпринимателю.
Суд первой инстанции пришел к преждевременным выводам об отсутствии у ООО "Центральный" исключительного права на приобретение земельного участка, поскольку данный вопрос не входил в предмет рассмотрения по настоящему спору по следующим основаниям.
Согласно ст. 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.
Взимание платы с уполномоченного органа в случае подготовки в соответствии с настоящим пунктом схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не осуществляется.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
В соответствии со ст. 39. 20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
По смыслу данных норм принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, когда земельный участок, необходимый для использования недвижимости не сформирован в установленном законом порядке является предварительным этапом и не связано с приобретением прав на участок.
Изложенные нормы не содержат требования о том, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, может быть выдано только в случае обращения всех лиц, являющихся собственниками объекта недвижимости, расположенного на земельном участке. Также в качестве основания для отказа в выдаче решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка не содержится такое основание как отсутствие заявлений всех собственников недвижимости, расположенной на участке.
В свою очередь, согласно п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Таким образом, независимо от наличия иных собственников недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, закон не ограничивает право одного из них обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка, осуществить государственный кадастрового учета земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости.
Только после обращения такого лица с заявлением о приобретении земельного участка в собственность подлежит выяснению вопрос о наличии иных собственников недвижимого имущества и в случае наличия таких собственников в предоставлении земельного участка может быть отказано, в связи с тем, что п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ требует совместного обращения всех собственников. То есть права иных собственников недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, должны быть приняты во внимание при рассмотрении заявления о приобретении земельного участка.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для оценки обстоятельств, связанных с наличием или отсутствием у ООО "Центральный" исключительного права на приобретение земельного участка.
Вместе с тем, неправильные выводы суда первой инстанции в указанной части не повлекли принятия неправильного решения.
Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание.
Согласно п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, при отсутствии надлежащего приложения к заявлению предпринимателя комитет обязан был возвратить заявление, предоставив возможность устранить нарушение, не рассматривая заявление по существу. В нарушение данного положения комитет в решении от 17.08.2015 N 31/2863 указал на невозможность удовлетворить просьбу, то есть разрешил вопрос по существу.
Замена Администрации города Подольск Московской области ее правопреемником произведена апелляционным судом.
Возражениями заявителей, изложенными в жалобах, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанциями норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену Администрации города Подольска ее правопреемником: Администрацией городского округа Подольск (ОГРН 1155074010288, адрес: 142100, г. Подольск, ул. Кирова, д. 4)
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2016 по делу N А41-94250/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94250/2015
Истец: Маграквелидзе Гурам Тарасиевич
Ответчик: Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Подольска Московской области
Третье лицо: Министрество имущественных отношений Московской области, Администрация города Подольска Московской области, Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Подольска Московской области, ООО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ"