г. Саратов |
|
12 мая 2016 г. |
Дело N А12-563/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Шараева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курышовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕКТъ" (ОГРН 1073444002587, ИНН 3444143408) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 марта 2016 года по делу N А12-563/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Наумова М.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕКТъ" (ОГРН 1073444002587, ИНН 3444143408)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
без участия лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕКТъ" (далее - ООО "ПРОСПЕКТъ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об изменении в части назначения наказания постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу (далее - МРУ РОСФИНМОНИТОРИНГА по ЮФО, Управление) от 08.12.2015 N 23-15/141 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 марта 2016 года постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу от 08.12.2015 N 23-15/141 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕКТъ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей на наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕКТъ" не согласилось с принятым решением, считает его необоснованным, в результате чего обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "ПРОСПЕКТъ" в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление о вручении N 410031 96 78959 6), представил заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя ООО "ПРОСПЕКТъ".
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление о вручении N 410031 96 78960 2), представил заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя МРУ РОСФИНМОНИТОРИНГА по ЮФО.
От представителя МРУ РОСФИНМОНИТОРИНГА по ЮФО также поступили возражения на апелляционную жалобу, в которой он просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 марта 2016 года оставить без изменения.
Публикация определения о принятии апелляционной жалобы к производству от 13.04.2016 по делу N А12-563/2016 в сети Интернет произведена 14.04.2016.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении участников процесса о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы в порядке упрощенного производства, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу от 08.12.2015 N 23-15/141 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕКТъ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Как следует из материалов дела, на основании приказа МРУ РОСФИНМОНИТОРИНГА по ЮФО от 26.10.2015 N 73-Н комиссия в составе сотрудников управления направлена в ООО "ПРОСПЕКТъ" для осуществления проверки соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01 января 2014 года по 25 ноября 2015 года.
В ходе проверки административным органом установлено несоблюдение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.
Несоблюдение требований выразилось в использовании Правил внутреннего контроля в старой редакции, от 01.12.2013, не разработке перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, не проведении дополнительных и вводных инструктажей в данной области, не ведении анкет клиентов, предусмотренных правилами внутреннего контроля, не осуществлении должным образом идентификации клиентов, поскольку не оценивается степень риска, не проведении проверки и не представления соответствующей информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - РОСФИНМОНИТОРИНГ) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физического лица, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности, не проведении проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и не представления соответствующей информации в РОСФИНМОНИТОРИНГ.
По факту выявленных нарушений в отношении ООО "ПРОСПЕКТъ" составлен протокол от 25.11.2015 N 23-15/141 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ (т. 1 л.д. 31-36).
Постановлением Управления от 08.12.2015 N 23-15/141 ООО "ПРОСПЕКТъ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 марта 2016 года постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу от 08.12.2015 N 23-15/141 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕКТъ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей на наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Судом установлено, что ООО "ПРОСПЕКТъ" зарегистрировано 27.02.2007 в Федеральной налоговой службе как юридическое лицо (ИНН 3444143408, ОГРН 1073444002587), осуществляющее деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом, что подтверждается учредительными и регистрационными документами, материалами проверки (т. 1 л.д. 38, т. 1 л.д. 74-79).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) Общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Таким образом, на Общество распространяются все права и обязанности, установленные статьей 7 Федерального закона N 115-ФЗ для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
ООО "ПРОСПЕКТъ" состоит на учете в МРУ РОСФИНМОНИТОРИНГА по ЮФО, ему присвоен учетный номер 514007285 (т. 1 л.д. 87-92).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации и утверждаются руководителем организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 (далее - Постановление N 667) утверждены требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 2 Постановления N 667 установлено, что правила внутреннего контроля, действующие до вступления в силу настоящего Постановления, подлежат приведению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), в соответствие с требованиями, утвержденными настоящим Постановлением, в течение одного месяца. Согласно пункту 2 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями Постановления N 667, правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО "ПРОСПЕКТъ" использует в работе правила внутреннего контроля в редакции от 01.12.2013 (т. 1 л.д. 94-139).
Учитывая, что правила внутреннего контроля направлены на создание условий для надлежащего исполнения требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" правила должны приводиться в соответствие с изменениями законодательства и неукоснительно соблюдаться обществом.
Таким образом, Правила внутреннего контроля не соответствуют действующему законодательству, что свидетельствует о нарушении законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля.
В соответствии с Приказом ООО "ПРОСПЕКТъ" от 14 ноября 2013 N 01 специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля ООО "ПРОСПЕКТъ", назначена Цветкова Е.В. (т. 1 л.д. 81).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации", требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в том числе специальных должностных лиц, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих обучение, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
В соответствии с приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203 "Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее - Приказ N 203) обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
В соответствии с данным приказом общество обязано предпринимать ряд мер, а именно: утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; разработать программу обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма; организовать проведение/прохождение инструктажей сотрудников в соответствии с вышеуказанным приказом; проводить учет прохождения сотрудниками организации обучения.
В перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма включаются следующие сотрудники: руководитель организации; руководитель филиала организации; заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее -специальное должностное лицо); главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета; руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии); сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии; иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 203 в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение надлежит проводить в следующих формах: вводный инструктаж; дополнительный инструктаж; целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ её осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях); повышение уровня знаний в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Повышение уровня знаний осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях. Повышение уровня знаний не реже одного раза в три года проходят специальное должностное лицо организации, а также руководитель организации. Прохождение соответствующим должностным лицом организации повышения уровня знаний должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, проводящей такое обучение, либо документом, подтверждающем участие соответствующего должностного лица в обучающем мероприятии.
Проверкой, проведенной Управлением, установлено, что Перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение Обществом, не разработан, дополнительные и вводные инструктажи не осуществляются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, установив следующие сведения:
* в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения;
* в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 115-ФЗ при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.
Согласно статье 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 названной статьи.
В случае, если в результате принятия предусмотренных настоящим Федеральным законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год.
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.11 N 59 утверждено Положение (далее - Положение) о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
В соответствии с пунктом 2.1 названного Положения идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:
- установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;
- проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;
- определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;
- выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
- оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;
- обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.
Согласно пункту 2.5 названного Положения результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее - Перечень), а также дата проверки фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.
Проведенной Управлением проверкой установлено, что идентификация клиентов осуществляется путем фиксирования данных о клиенте в заключаемых договорах об оказании услуг, анкеты клиентов, предусмотренные правилами внутреннего контроля не ведутся.
Идентификация клиентов должным образом не осуществляется, поскольку Обществом не фиксируются данные об оценке степени (уровне) риска, а также результате проверки клиента и выгодоприобретателей на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, что свидетельствует о нарушении законодательства в части осуществления внутреннего контроля.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ порядке сведений об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 804 "Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей".
Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности" при постановке организации на учет в РОСФИНМОНИТОРИНГ.
В соответствии с "Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила) информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения размещается на официальном сайте.
Доведение информации, предусмотренной пунктом 20 названных Правил, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.
Порядок регистрации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, государственных органов, уполномоченных на представление в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о наличии оснований для включения в перечень, для исключения из перечня организаций и (или) физических лиц или о необходимости внесения корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах в личном кабинете на официальном сайте, порядок использования личного кабинета определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны идентифицировать лиц находящихся на обслуживании на предмет их причастности к экстремистской деятельности или терроризму через личный кабинет.
Идентификация клиентов находящихся на обслуживании на предмет их причастности к экстремистской деятельности в соответствии с вышеуказанными требованиями обществом не осуществляется.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115 -ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной Приказом РОСФИНМОНИТОРИНГа от 22.04.2015 N 110 (далее - Инструкция о предоставлении информации) организации и индивидуальные предприниматели представляют в РОСФИНМОНИТОРИНГ информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное пунктом 1 статьи 7.4 Федерального закона (Глава VI настоящей Инструкции).
В соответствии с пунктом 6.3 Инструкции о представлении информации, информация о мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица, примененных индивидуальным предпринимателем в период с 31 июля 2013 года по 10 июня 2015 года, представляется в порядке, определенном Инструкцией, не позднее 30 дней с даты вступления в силу Приказа (Приказ вступил в силу 10 июня 2015 года).
Указанная информация представляется в РОСФИНМОНИТОРИНГ в соответствии со структурой ФЭС 2-ФМ. Формат формализованного электронного сообщения (ФЭС 2-ФМ) применяется по истечении 30 дней, следующих за днем размещения на официальном сайте РОСФИНМОНИТОРИНГа, размещен на официальном сайте РОСФИНМОНИТОРИНГа http://www.fedsfm.ru 16.09.2015 (указанная информация доводилась до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом Информационным письмом РОСФИНМОНИТОРИНГа от 22.09.2015 N 48).
ООО "ПРОСПЕКТъ" требуемая проверка не проводилась, информация в должном виде и в установленный срок в РОСФИНМОНИТОРИНГ не представлялась.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115 - ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции о представлении информации организации и индивидуальные предприниматели представляют в РОСФИНМОНИТОРИНГ информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (Глава VII настоящей Инструкции).
В соответствии с пунктом 7.5 Инструкции о представлении информации, информация о результатах всех проверок, проведенных индивидуальным предпринимателем в период с 31 июля 2013 года по 10 июня 2015 года, представляется в порядке, определенном Инструкцией. Передача такой информации осуществляется в срок, самостоятельно определяемый организацией или индивидуальным предпринимателем, но не превышающей срок, в который организацией и индивидуальным предпринимателем должна быть передана информация о результатах первой проведенной проверки после вступления в силу Приказа.
В Информационном письме Федеральной службы по финансовому мониторингу от 26.10.2015 N 49 указано, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представить в РОСФИНМОНИТОРИНГ информацию обо всех проверках за период с 31 июля 2013 года до 10 июня 2015 года не позднее даты представления информации о результатах очередной проверки, проведенной после 22 ноября 2015 года, в порядке, предусмотренном пунктом 7.6 Инструкции.
Организацией требуемые проверки не проводились, что подтверждается фактическим отсутствием документов о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
В нарушение изложенного, указанная проверка в ООО "ПРОСПЕКТъ" не проводилась, информация в должном виде в РОСФИНМОНИТОРИНГ не представлялась, что свидетельствует о нарушении законодательства в части осуществления внутреннего контроля.
Исходя из вышеизложенного, обществом не исполнена работа по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Таким образом, ООО "ПРОСПЕКТъ" нарушены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В материалы дела не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что Обществом были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, могло и должно было знать о необходимости соблюдения установленных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Тем не менее, имея возможность для соблюдения действующего законодательства, ООО "ПРОСПЕКТъ" не приняло зависящих от него мер по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений закона.
Нарушений порядка привлечения ООО "ПРОСПЕКТъ" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения. Смягчающие обстоятельства не выявлены.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что размер административного штрафа в размере 50 000 рублей является суровым, не учтено наличие смягчающих обстоятельств, а также то, что ООО "ПРОСПЕКТъ" совершило правонарушение впервые. Кроме того, административный орган не учел при назначении административного наказания характер совершенного правонарушения, личности виновного, имущественное положение правонарушителя.
Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В материалы дела не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что Обществом были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на наличие смягчающих обстоятельств также не состоятельна, поскольку ООО "ПРОСПЕКТъ" не указывает какие конкретно смягчающие обстоятельства имеются по делу, а также не приводит доказательства их наличия.
Исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом характера совершенного деяния, того факта, что Общество пренебрежительно относилось к исполнению публично-правовых обязанностей, суд апелляционной инстанцией не находит оснований изменить наказание на предупреждение.
Судом первой инстанции все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены, сделаны правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допущено при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права. Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основанные на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отмене принятого судом первой инстанции определения.
Таким образом, решение, принятое судом первой инстанции, законное и обоснованное, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРОСПЕКТъ" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 марта 2016 года по делу N А12-563/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может бытьобжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
С.Ю. Шараев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-563/2016
Истец: ООО "ПРОСПЕКТЪ"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу