город Омск |
|
03 марта 2016 г. |
Дело N А70-10748/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14599/2015) общества с ограниченной ответственностью Региональное агентство недвижимости "Этажи" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2015 по делу N А70-10748/2015 (судья Бадрызлова М.М.), принятому по заявлению общества с ограниченной ответственностью Региональное агентство недвижимости "Этажи" (ОГРН 1127232043454, ИНН 7202237559) к Филиалу N1 Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ (ОГРН 1027200820503, ИНН 7202029421), о признании недействительным решения от 28.05.2015 N7470 и обязании выделить денежные средства в сумме 81 099,92 руб. на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью Региональное агентство недвижимости "Этажи" - Рубец Галина Сергеевна, предъявлен паспорт, по доверенности от 01.08.2015 сроком действия 1 год;
от Филиала N 1 Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ - Чемелюк Анастасия Сергеевна предъявлен паспорт, по доверенности от 11.01.2016;
установил:
общество с ограниченной ответственностью Региональное агентство недвижимости "Этажи" (далее по тексту - ООО Региональное агентство недвижимости "Этажи", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Филиалу N 1 Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ (далее по тексту - Фонд) о признании незаконным решения от 28.05.2015 N 7470 и обязании выделить денежные средства в сумме 81 099 руб. 92 коп. на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2015 по делу N А70-10748/2015 Обществу отказано в удовлетворении требований.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что фактические обстоятельства дела были верно расценены Фондом как создание заявителем искусственной ситуации для получения средств Фонда; суд первой инстанции пришел к выводу о преднамеренном заключении с Кичиковой Л.А. трудового договора непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам в целях получения материальной выгоды за счет государственных средств, что указывает на злоупотребление правом со стороны руководителя ООО Региональное агентство недвижимости "Этажи".
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2015 по делу N А70-10748/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что Фонд не может оценивать трудовую деятельность работников страхователя на предмет качества, полноты и правильности осуществления ими трудовых функций; факт наличия трудовых отношений между застрахованным лицом и Обществом, наступление страхового случая Фондом не оспаривается.
Фонд в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
16.04.2015 Фондом была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя ООО Региональное агентство недвижимости "Этажи". По итогам проверки составлен акт от 16.04.2015 N 7470 (л.д. 50-54).
28.05.2015 Фондом принято решение N 7470 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
На основании указанного решения Обществу было отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 81 099,92 руб. В частности, не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Кичиковой Л.А. в размере 81 099,92 руб., из которых: единовременное пособие по беременности и родам - 29 137,62 руб., единовременное пособие при постановке на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности - 592,63 руб., единовременное пособие при рождении ребенка - 15 803,29 руб., ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 35 557,38 руб.
Фондом был сделан вывод о том, что трудовой договор с Кичиковой Л.А. был оформлен преднамеренно и указывает на формальное ее принятие на работу. Фонд указал на создание Обществом "искусственной ситуации" для получения денежных средств за счет средств Фонда социального страхования, что расценено Фондом как злоупотребление правом со стороны руководителя.
Полагая, что указанное решение является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2015 по делу N А70-10748/2015 Обществу отказано в удовлетворении требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Страховые взносы - основной источник формирования бюджета Фонда, их обязаны уплачивать все страхователи. При этом недопустима существенная диспропорция между платежами, которые вносятся работодателями в Фонд социального страхования РФ и страховым обеспечением, выделяемых из этих средств. Иное приведет к нарушению конституционных принципов справедливости, юридического равенства и сбалансированности прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу подпунктов 7, 8, 10 и 11 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется за счет средств Фонда социального страхования.
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ установлен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей. Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, установлен приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н "Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения".
Согласно статье 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (части 1, 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ не принимаются Фондом социального страхования к зачету и подлежат возмещению в установленном порядке расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листок нетрудоспособности).
Из анализа вышеизложенных норм следует вывод, что возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание искусственной ситуации для получения средств названного Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа N 00000000003 от 21.01.2014 и трудового договора от 21.01.2014 N 2 в Общество на должность специалиста по недвижимости была принята Кичикова Л.А. с должностным окладом 10 745 руб. Дополнительным соглашением от 19.05.2014 Кичиковой Л.А. установлен должностной оклад в размере 11 283 руб.
В январе 2014 года Кичикова Л.А. предъявила листок нетрудоспособности N 127979333817 за период с 28.01.2014 по 16.06.2014, на основании которого у Кичиковой Л.А. наступил отпуск по беременности и родам.
Размер пособия по беременности и родам Кичиковой Л.А. составил 29 137,62 руб., также начислены и выплачены единовременное пособие при постановке на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности - 592,63 руб., единовременное пособие при рождении ребенка - 15 803,29 руб., ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 в размере 5 926,23 руб. ежемесячно.
Как было указано ранее, Обществу было отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 81 099,92 руб.
Из содержания акта камеральной проверки и оспариваемого решения Фонда следует, что основанием для отказа в принятии соответствующих расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации явились обстоятельства, свидетельствующие, по мнению заинтересованного лица, о направленности действий Общества и работника на получение необоснованной выгоды путем искусственного создания условий для получения страхового возмещения из бюджета Фонда социального страхования.
Так, Кичикова Л.А. была принята на должность специалиста по недвижимости за 7 календарных дней до наступления страхового случая. Обществом не представлены в ходе проведения проверки документы, подтверждающие прием на работу другого сотрудника на период отсутствия Кичиковой Л.А., а также документы, подтверждающие фактическое исполнение ей трудовых обязанностей, объем выполненных работ за 7 календарных дней, обосновывающие необходимость принятия на работу данного сотрудника.
До момента приема на работу Кичикова Л.А. длительный период времени (с 22.05.2013 по 20.01.2014) не состояла в трудовых отношениях с другими работодателями. Трудовой договор Обществом с Кичиковой Л.А. расторгнут на основании ее заявления 12.01.2015 (приказ N N 1/1 от 12.01.2015).
Суд апелляционной инстанции, проанализировав указанные выводы Фонда, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что приведенные Фондом обстоятельства являются достаточными основаниями для отказа в принятии к зачету расходов Общества на выплату страхового обеспечения застрахованному лицу - Кичиковой Л.А.
В данном случае, как таковые факт наличия трудовых отношений между застрахованным лицом и страхователем, наступление страхового случая, правильность произведенных расчетов пособия и факт выплаты пособия застрахованному лицу, Фондом действительно не оспариваются.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, фактические обстоятельства, перечисленные выше, в своей совокупности указывают на формальные признаки принятия Кичиковой Л.А. на работу при отсутствии в этом производственной необходимости и обоснованно расценены Фондом как искусственно созданная ситуация по приему на работу лица непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам в целях получения средств Фонда.
При этом, выплата пособий за счет средств социального страхования не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений. В случае, если работодателем допущены нарушения или злоупотребления при выплате социальных пособий, спорные расходы должны быть произведены за его счет.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о преднамеренном заключении с Кичиковой Л.А. трудового договора непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам в целях получения материальной выгоды за счет государственных средств, что указывает на злоупотребление правом со стороны руководителя ООО Региональное агентство недвижимости "Этажи".
На основании изложенного, решение от 28.05.2015 N 7470 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, является законным, в связи с чем, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано судом первой инстанции правомерно.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрении апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то есть на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Региональное агентство недвижимости "Этажи" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2015 по делу N А70-10748/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10748/2015
Истец: ООО РЕГИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ "ЭТАЖИ"
Ответчик: ГУ - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1