город Москва |
|
16 мая 2016 г. |
Дело N А40-233791/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.05.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Егоровым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом
Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции
дело N А40-233791/15
по иску Закрытого акционерного общества "Компания "Русский Мир"
(ИНН 7713072723, ОГРН 1027739116866)
к Открытому акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания-3"
(ИНН 7708737500, ОГРН 1117746294115)
третье лицо: Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца Саранчук Д.В. по доверенности от 01.12.2015
от ответчика не явился, извещен
от третьего лица не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Компания "Русский Мир" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания-3" о взыскании убытков в виде недополученной арендной платы в размере 77 3000,62 руб.
Решением суда от 08.02.2016 в удовлетворении иска отказано.
На указанное решение Истцом подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушение норм процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 по основаниям, установленным ч. 6.1. ст. 268, ч. 4 ст. 270 АПК РФ, объявлен переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, - поскольку судом первой инстанции дело было рассмотрено без учета заявленного Истцом уменьшения размера иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы искового заявления поддержал с учетом принятого судом апелляционной инстанции уменьшения размера исковых требований в части взыскания 50 573,62 руб. в виде стоимости недополученных доходов по вагонам, указанным в расчете под N N 2, 3, 6, 7, 8, 9; просил взыскать убытки в виде недополученной арендной платы в размере 26 727 руб.; Ответчик и третье лицо не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицом, участвующим в деле, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.
Установлено, что между Истцом и ЗАО "ОТЭКО" заключен договор оказания услуг N 17 от 16.01.2010, согласно которому цистерны, принадлежащие Истцу на праве собственности, были переданы на техническое обслуживание ЗАО "ОТЭКО", что подтверждается актами приема-передачи ж.д. цистерн.
Между ЗАО "ОТЭКО" и Ответчиком были заключены Договоры на плановые виды ремонта грузовых вагонов от 01.08.2011 N 109 (далее Договор-1) и на ремонт грузовых вагонов от 10.06.2013 N 58/ОПМ (далее Договор-2).
На основании Договора-1, Договора-2 в период с декабря 2011 г. по декабрь 2013 г. в вагонном ремонтном депо Ответчика был проведен плановый (деповской, капитальный) ремонт вагонов Истца (далее - вагоны или цистерны), что подтверждается уведомлениями формы ВУ-36-М, платежными поручениями, счетами-фактурами и актами выполненных работах.
По условиям п. 6.1 Договора-1, Договора-2, а также согласно п. 18.1 Руководства деповскому ремонту, для грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм, вагонные депо, производящие деповской ремонт вагонов, несут ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагонов и их узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об окончании ремонта вагонов формы ВУ- 36.
Пункт 3.4 Положения о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном обращении, утвержденного Протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества N 57 от 16-17 октября 2012 г., устанавливают нормативы периодичности проведения деповского ремонта грузовых вагонов, по критерию фактически выполненного объема работ (пробегу) (извлечение из положений прилагается). Для вагонов Истца периодичность деповского ремонта составляет три года или пробег 160 тыс. км (таблица 2 п. 4.1.).
Уведомления формы ВУ-36 об окончании деповского ремонта цистерн, предусмотренные п.п. 18.1 руководства по деповскому ремонту, были выписаны Ответчиком в декабре 2011 г., январе, феврале, августе, сентябре 2012 г. и декабре 2013 г.
В течение установленного гарантийного срока в период с декабря 2012 г. по ноябрь 2014 г. вагоны были отцеплены представителями ОАО "РЖД" в текущие отцепочные ремонты по технологическим неисправностям, предусмотренным Классификатором "Основные неисправности грузовых вагонов" КЖА 2005 04, что подтверждается уведомлениями на ремонт вагонов формы ВУ-23-М.
Неисправности, из-за которых вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, возникли по вине Ответчика, что подтверждается актами-рекламациями формы ВУ-41-М, утвержденными указанием Министерства путей сообщения от 13.10.1998 N Б-1190у, содержащие заключение комиссии о причинах появления дефектов и определение виновного предприятия.
Указанные вагоны были переданы Истцом во временное владение и пользование ЗАО "НефтеТрансСервис" по договору аренды N 11.2 от 07.12.2011 (в редакции дополнительного соглашения N29 от 29.04.2014 к Договору) (далее - Договор-3).
В соответствии с п.п. 4.6 Договора-3 период времени пользования вагонами, за который подлежит уплате арендная плата, исчисляется с даты подписания акта приема- передачи вагонов от Арендодателя Арендатору (согласно п.3.1.4, Договора-3) до даты приема-передачи вагонов от Арендатора Арендодателю (согласно п.3.2.9 Договора-3) за исключением времени нахождения в ремонтах, указанных в п.3.1.9 и п.3.1.10 Договора-3.
В связи с обнаружением различных неисправностей и отправкой в текущие отцепочные ремонты, арендная плата на вагоны не начислялась согласно п. 4.6 Договора-3, что повлекло для Истца убытки в виде недополученных доходов от сдачи вагонов в аренду (по вагону N 50650852 - 7552 руб. (ставка арендной платы в период с 15.08.2014 по 22.08.2014 составляет 944 руб. за каждую цистерну в сутки, в т.ч. НДС (дополнительное соглашение N 29 от 29.04.2014 к Договору), вагону N 51591253 - 19 175 руб. (ставка арендной платы в период с 20.11.2012 по 02.12.2012 составляет 1475 руб. за каждую цистерну в сутки, в т.ч. НДС (п.4.1 Договора от 07.12.2011 N 11.2), общая сумма которых составила 26 727 руб. согласно представленному Истцом расчету.
Довод Ответчика о недоказанности обстоятельства того, что дефект по вагону N 51591253 произошел с той деталью, которую установил Ответчик, не принимается апелляционным судом.
При разрешении исковых требований, связанных с применением последствий нарушения требований о качестве выполненных работ заказчик обязан доказать факт возникновения недостатка в работе подрядчика. Подрядчик должен подтвердить, что причина возникновения недостатка не связана с его работой.
Как установлено заключением комиссии в акте ВУ-41-М по указанному вагону "излом наружной пружины произошел по причине трещины старого происхождения". Нарушение инструкции по ремонту тележек грузовых вагонов РД 32 ЦВ 052-2009 г., выразившееся в нарушении технологии осмотра и испытания пружин".
Ремонт тележек грузовых вагонов при деповском ремонте выполняется в соответствии с пунктом 7 Руководства по деповскому ремонту. В п. 7.1 Руководства указано, что ремонт и освидетельствование колесных пар производится в соответствии с требованиями руководящего документа "Ремонт тележек грузовых вагонов..." РД 32 ЦВ 052-2009, утвержденного на 54 Совете по ж.д. транспорту государств - участников Содружества 13-14 мая 2010 г. В соответствии с пунктом 11.1. руководящего документа "Пружины снимают с тележки независимо от технического состояния, очищают, осматривают" Контроль технических параметров пружин должен осуществляться в соответствие с требованиями "Методики выполнения измерений... пружин и рессорного комплекта при проведении плановых видов ремонта тележек" РД 32 ЦВ 050-2005. В соответствии с п. 11.2 Руководящего документа "Ремонт тележек грузовых вагонов" и п.п. 4.4.1.1 п. 4.4.1 Руководящего документа "Методика выполнения измерений пружин и рессорного комплекта при проведении плановых ремонтов тележек" все пружины тележки грузовых вагонов должны осматриваться на специальной разметочной плите, подбираться по высоте. Отколы, трещины, изломы в витках пружины не допускается.
Таким образом, дефект выявлен железной дорогой в процессе эксплуатации вагона, а не Ответчиком во время планового ремонта, что указывает на неисполнение Ответчиком договорной обязанности по осмотру вагона и отражению дефекта в ведомости.
Соответствующая правоприменительная практика определена в Определениях Верховного суда РФ от 21 марта 2016 года N 305-ЭС15-9207, 07 апреля 2016 года N305-ЭС15-16906).
Некачественное проведение деповского ремонта вагона N 50650852 и вина Ответчика подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по делу N А40- 67698/15.
Согласно ч.2 ст. 69 АПК РФ не подлежат доказыванию вновь обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности наличия заявленных ко взысканию убытков в виде упущенной выгоды вследствие допущенного Ответчиком нарушения обязательства и их размера, т.е. об обоснованности заявленного иска и его удовлетворении.
Руководствуясь ч. 6.1 ст. 268, ч. 2 ст. 269, ч. 4 ст. 270, ст. 271 АПК РФ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2016 года по делу N А40-233791/15 отменить применительно ч. 6.1. ст. 268 АПК РФ.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-3" (ИНН 7708737500, ОГРН 1117746294115) в пользу Закрытого акционерного общества "Компания "Русский Мир" (ИНН 7713072723, ОГРН 1027739116866) 26 727 руб. убытков, 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить Закрытому акционерному обществу "Компания "Русский Мир" (ИНН 7713072723, ОГРН 1027739116866) из Федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233791/2015
Истец: ЗАО "Компания "Русский Мир", ЗАО КОМПАНИЯ РУССКИЙ МИР
Ответчик: ОАО "ВРК-3", ОАО ВРК-3
Третье лицо: ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-65870/16
15.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11183/16
12.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11183/16
16.05.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11183/16
08.02.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-233791/15