г. Москва |
|
17 мая 2016 г. |
Дело N А41-95996/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Территориального управления Росимущества по Московской области - Ремизов В.М. (по доверенности от 17.03.2015 N 81Д-07),
от заинтересованного лица по делу - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Страшникова М.В. (по доверенности от 16.12.2015 N 474-Д),
от третьего лица - Администрации Можайского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - ОАО "Газпром" - Казакова Н.П. (по доверенности от 05.12.2015 N 857),
рассмотрев в судебном заседании заявление Территориального управления Росимущества по Московской области к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа, 3-и лица: Администрация Можайского муниципального района Московской области, ОАО "Газпром",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ в МО, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО), 3-и лица: Администрация Можайского муниципального района Московской области (далее - администрация, ОАО "Газпром" (далее - общество), в котором просит:
1. Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области от 08.09.2015 г. N 50-50/001-50/001/004/2015-6839 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кн 50:18:0000000:93, площадью 34 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, с/о Павлищевский, вблизи д. Неровново.
2. Обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кн 50:18:0000000:93, площадью 34 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, с/о Павлищевский, вблизи д. Неровново.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.02.2016 данные требования удовлетворены.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заявленные требования рассмотрены судом первой инстанции в судебном заседании в отсутствие представителя Администрации Можайского муниципального района Московской области.
При этом в материалах дела не имеется доказательств ее извещения о времени и месте проведения судебного заседания судом первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 270 Кодекса рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании части 6.1 статьи 268 Кодекса при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Определением от 11.04.2016 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-95996/15 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В судебном заседании представители ТУ ФАУГИ в МО и общества поддержали заявленные требования.
Представитель управления в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя администрации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ОАО "Газпром" на праве собственности принадлежит объект "Газопровод-отвод к п.Павлищево МО", о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 50-50-18/057/2008-117 от 21.01.2009.
Согласно представленным в материалы дела выписке из кадастрового паспорта, приложению к постановлению главы Можайского муниципального района Московской области N 3840-П от 20.12.2005 г., внешние части указанного газопровода, предназначенные для его обслуживания ((КИК. КП) расположены на земельном участке с кн 50:18:0000000:93, площадью 34 кв. м, категория земель- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, разрешенное использование- для размещения и эксплуатации наземных объектов обслуживания газопровода-отвода к ГРС Павлищево 0-0,9 км, подключенного на 72 км МГ Белоусово-Ленинград.
28 июля 2015 года в Управление Росреестра по Московской области сотрудником ОАО "Газпром" Кашковской А.А. действующей на основании доверенности от имени Территориального управления ФАУГИ в Московской области подано заявление о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок с приложением необходимых документов.
Сообщением от 08 сентября 2015 года N 50-50/001-50/001/004/2015-6839 ТУ ФАУГИ в Московской области отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, поскольку земельные участки не относятся в силу закона к землям федеральной собственности, а документы, подтверждающие возникновение данного права у Российской Федерации, не представлены.
Полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Апелляционный суд признает заявленные требования обоснованными.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16-18 Закона о г регистрации прав, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество является собственником следующих объектов недвижимости:
- "Газопровод-отвод к п. Павлищево МО", назначение: нежилое, общая площадь 157,2 кв.м., Лит.А, адрес объекта: Московская область, Можайский район, д. Павлищево, о чем в ЕГРП 21.01.2009 сделала запись регистрации N 50-50-18/057/2008-117 (свидетельство о государственной регистрации права от 21.01.2009 серии 50-НГ N 059600);
Из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:93 следует, что данный земельный участок используется для размещения и эксплуатации газопровода - отвода к ГРС Павлищево 0-0,9 км, подключенного на 72 км. МГ Белоусово-Ленинград.
Факт расположения наземных частей газопровода на спорном земельном участке подтверждается кадастровыми выписками формы КВ.1-КВ.6 в отношении земельного участка.
Таким образом, названный земельный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью, поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
В связи с тем, что в управление представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о регистрации прав, апелляционный суд приходит к выводу, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание. В данном случае право федеральной собственности возникло на участок в силу положений закона, в связи с чем отсутствие правоустанавливающих документов не должно служить основанием для отказа в регистрации права.
Управлением не представлены доказательства, опровергающие объяснения 3-его лица и свидетельствующие о том, что данный земельный участок используется для размещения и эксплуатации газопровода - отвода к ГРС Павлищево 0-0,9 км, подключенного на 72 км. МГ Белоусово-Ленинград. Также не представлены доказательства, что данные объекты не относятся к объектам, входящим в Единую систему газоснабжения.
Аналогично в материалах дела не представлены доказательства, опровергающие объяснения 3-его лица о том, что на спорном участке расположены наземные объекты обслуживания газопровода - отвода к ГРС Павлищево 0-0,9 км, подключенного на 72 км. МГ Белоусово-Ленинград.
Из доводов управления, материалов дела, оснований для иной оценки обстоятельств дела не усматривается.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ управления от 08 сентября 2015 года N 50-50/001-50/001/004/2015-6839 является незаконным и подлежит отмене. На основании п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ апелляционный суд с целью устранения допущенного нарушения возлагает на управление обязанность произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:93.
Согласно п. 29 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" О переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Кодекса могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьей 170 Кодекса.
Учитывая изложенное, принимая во внимание требование к единообразию применения судами норм права (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2016 по делу N А41-95991/15, от 08.04.2016 по делу N А41-95993/15, от 11.04.2016 по делу N А41-96020/15 со сходными обстоятельствами и с участием тех же лиц, в частности, общества и управления) и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, частью 6.1 статьи 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.02.2016 по делу N А41-95996/15 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 08.09.2015 г. N 50-50/001-50/001/004/2015-6839 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:93.
Обязать Управление Росреестра по Московской произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:93.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-95996/2015
Истец: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация Можайского муниципального района Московской области, ОАО "Газпром", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области