г. Саратов |
|
17 мая 2016 г. |
Дело N А06-576/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кузнецовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 марта 2016 года по делу N А06-576/2016 (судья Шарипов Ю.Р.), рассмотрено в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (ОГРН 1023000828058, ИНН 3015010945)
к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Астрахани "Детский сад N 18 "Настенька" (ОГРН 1083017003453, ИНН 3017057748)
о взыскании задолженности в общей сумме 195,80 руб.
при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видео-конференц связи, представителя Государственного учреждения - Астраханского регионального Фонда социального страхования Российской Федерации - Добрыниной Т.П., по доверенности от 10.01.2016 N 10;
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в порядке упрощенного производства обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Астрахани "Детский сад N 18 "Настенька" о взыскании задолженности в общей сумме 195,80 руб.,.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 31 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Государственное учреждение - Астраханского регионального Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, заявитель), не согласившись с вынесенным решением, обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Судебное заседание апелляционной инстанции проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержала доводы апелляционной жалобы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Астрахани "Детский сад N 18 "Настенька" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Как видно из материалов дела, региональным отделением проведена документальная выездная проверка МБДОУ г. Астрахани "Детский сад N 18 "Настенька" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проведена в период с 17.09.2015 по 30.09.2015 на основании решения заместителя управляющего ГУ-АРО ФСС РФ о проведении выездной проверки от 17.09.2015 N 05/2-890. Проверка проведена за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон от 24.07.2009 N212-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По результатам чего был составлен акт выездной проверки от 15.10.2015 N 610.
В ходе проверки установлено, что страхователь не начислял страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на единовременное пособие молодому специалисту Чернышовой Е.А.. в сумме 25 000 рублей. В результате занижения базы для начисления страховых взносов повлекло неполную уплату страховых взносов за 2014 год в размере 725 рублей.
Решением от 10.11.2015 г. N 469 МБДОУ г. Астрахани "Детский сад N 18 "Настенька" привлечено к ответственности по ч.1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов за 2014 г. и назначено наказание в виде штрафа в сумме 145 руб. Страхователя предложено уплатить дополнительно начисленные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ в размере 725 руб.
Решением от 10.11.2015 г. N 693 МБДОУ г. Астрахани "Детский сад N 18 "Настенька" привлечено к ответственности по п.1 ст.19 Закона N 125-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов за 2014 г. и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 руб. Страхователя предложено в добровольном порядке перечислить дополнительно начисленные страховые взносы в сумме 50 руб. и пени в сумме 40,80 руб.
Страхователю были направлены требования от 03.12.2015 N 469 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и от 03.12.2015 г. N 693 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов, в которых предлагалось в добровольном порядке в срок до 24.12.2015 уплатить:
- дополнительно начисленные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации (недоимка) в размере 725,00 руб.;
- штраф в размере 145,00 руб.;
- дополнительно начисленные страховые взносы в сумме 50,00 руб.;
- пени в сумме 40,80 руб. в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ;
- штрафные санкции в сумме 10,00 руб. в соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Однако, МБДОУ г. Астрахани "Детский сад N 18 "Настенька" требования от 03.12.2015 N 469 и от 03.12.2015 г. N 693 в добровольном порядке не исполнило.
Отсутствие оплаты по данным требованиям послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд.
Арбитражный суд Астраханской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что спорные выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда и не могут являться объектом обложения страховыми взносами.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции ввиду следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы положениями Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах а, б пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Из статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Исключение составляют выплаты, в том числе предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которому не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации пришло к выводу о том, что перечень не облагаемых страховыми взносами выплат физическим лицам, является исчерпывающим. При этом спорные выплаты произведены обществом в рамках трудовых отношений, в связи с чем, являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.
Между тем, Государственным учреждением - Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации не учтено следующее.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12 указал, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Таким образом, данные выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами, так как не соответствуют критериям, установленными статьей 7 Закона N 212-ФЗ, т.е. не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемые плательщиком страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Учреждением в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 марта 2016 года по делу N А06-576/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-576/2016
Истец: ГУ Астраханское региональное отделение Фонда социального страховани РФ, ГУ-АРО ФСС РФ
Ответчик: МБДОУ "Детский сад N 18 "Настенька", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Астрахани "Детский сад N18 "Настенька"
Третье лицо: 12ААС