г. Санкт-Петербург |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А21-3715/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Аносовой Н.В., Баркановой Я.В.
при ведении протокола судебного заседания: Соколовой О.К.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного: Дойников М.В. (доверенность от 09.06.2015)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8734/2016) Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2016 по делу N А21-3715/2015 (судья Можегова Н.А.), принятое
по заявлению администрации муниципального образования "Светлогорский район"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
о признании незаконным бездействия,
установил:
Администрация муниципального образования "Светлогорский район" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Агентство), выразившегося в оставлении без ответа предложения Администрации о передаче в муниципальную собственность Светлогорского района Калининградской области земельных участков с кадастровыми номерами 39:17:030001:2 и 39:17:030002:17, находящихся в границах курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное, обязании ответчика передать в муниципальную собственность указанные земельные участки.
Решением от 08.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Агентство, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что в передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность отказано, поскольку заявителем не был предоставлен необходимый пакет документов, земельные участки в установленном порядке не сформированы, их границы не вынесены, имеют пересечения с иными земельными участками. По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что земельные участки находятся в пределах особо охраняемых природных территорий, входят в санитарную охранную зону курорта "Светлогорск-Отрадное", находящиеся в собственности администрации объекты на земельных участках отсутствуют. Кроме того, из обращения ГБУ КО "Балтберегозащита" по вопросу согласования схемы расположения земельного участка следует, что на земельном участке с кад.N 39:17:030001:2 находится объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности Калининградской области и предоставленный на праве оперативного управления ГБУ КО "Балтберегозащита".
Администрация возразила против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация письмом от 01.12.2014 N 7493 обратилась в Агентство с предложением о передаче в муниципальную собственность Светлогорского района Калининградской области земельных участков с кадастровыми номерами 39:17:030001:2 и 39:17:030002:17, находящихся в границах курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное, со ссылкой на Федеральный закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ).
Поскольку в установленный названным законом срок решение о передаче или об отказе в передаче участков в муниципальную собственность ответчиком принято не было, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что требования Администрации удовлетворены судом неправомерно.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с передачей земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, регулируются Законом N 244-ФЗ.
Согласно частям 3, 4 статьи 1 названного Закона в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые указаны в части 1 настоящей статьи и которые:
1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 настоящей статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 настоящей статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям:
1) на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности;
2) они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
3) они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций;
4) они предусматриваются федеральными законами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, право собственности Российской Федерации на испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 39:17:030001:2 и 39:17:030002:17 зарегистрировано 19.08.2004, то есть до вступления в силу Закона N 244-ФЗ.
Суд первой инстанции, сделав вывод, что все необходимые условия, предусмотренные Законом N 244-ФЗ, для передачи спорных земельных участков в муниципальную собственность Светлогорского района соблюдены, Администрацией представлены все документы для принятия решения, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.062006, а также документы, на необходимость предоставления которых указано в ходе совещания у заместителя министра экономического развития РФ, состоявшегося 21.08.2014, удовлетворил заявление Администрации.
Вместе с тем, согласно представленным кадастровым выпискам границы спорных земельных участков не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статьей 11.2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подтверждением существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, является государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
Пунктом 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Статья 6 Земельного кодекса РФ предусматривает, что объектами земельных отношений наряду с земельными участками являются части земельных участков. По смыслу норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" индивидуализация как земельного участка, так и его части должна осуществляться путем установления границ на местности. Земельные участки, которые в установленном порядке не сформированы, не описаны (не индивидуализированы), не могут выступать объектом гражданских прав.
Таким образом, распорядительный документ и акт приема-передачи должен содержать данные (об уточненной площади, границах земельного участка (части), его местоположении и др.), позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в качестве объекта права. Из частей 3, 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ следует, что в муниципальную собственность могут быть переданы земельные участки, занятые принадлежащими муниципальному образованию объектами или предоставленные органам местного самоуправления, созданным ими казенным и муниципальным унитарным предприятиям, некоммерческим организациям, а также участки, на которых отсутствуют находящиеся в федеральной собственности объекты и которые не предоставлены федеральным органам власти, созданным ими предприятиям и некоммерческим организациям.
Между тем при отсутствии определенных в надлежащем порядке границ земельных участков невозможно установить, находятся ли на них те или иные объекты и имеются ли в границах участков какие-либо землепользователи, то есть проверить наличие указанных выше оснований для передачи земельных участков из одного уровня собственности в другой.
Администрацией в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств определения координат границ испрашиваемых земельных участков, выноса границ на местности, то есть формирования земельных участков в установленном законом порядке, что исключает возможность признания земельных участков объектами земельных отношений.
Наличие в государственном кадастре недвижимости данных об указанных земельных участках и присвоение им кадастровых номеров не позволяет однозначно определить их как объекты для передачи.
Из представленных Агентством апелляционному суду документов следует, что на земельном участке с кад.N 39:17:030001:2 находится объект недвижимости - "противооползневые сооружения в п. Филино, 1 я очередь" с кад. N 39:17:030001:9, принадлежащий на праве собственности Калининградской области и представленный на праве оперативного управления ГБУ КО "Балтберегозащита", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.08.2015 N 39-39/003-39/015/005/2015-3706/1.
При таких обстоятельствах у Агентства отсутствовали правовые основания для принятия решения о передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность в соответствии с требованиями Закона N 244-ФЗ.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2016 по делу N А21-3715/2015 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Н.В. Аносова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3715/2015
Истец: Администрация МО "Светлогорский район"
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8734/16
08.02.2016 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3715/15
07.08.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17417/15
29.05.2015 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3715/15