г. Саратов |
|
26 мая 2016 г. |
Дело N А57-6482/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мебельная компания "ШАТУРА", на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 июня 2015 года, по делу N А57-6482/2015, судья Елистратов К.А.,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Мебельная компания "ШАТУРА", г. Шатура, Московская область, ОГРН 1025006466550,
к Балаковскому муниципальному району Саратовской области в лице комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Балаково; Муниципальному образованию город Балаково в лице комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Балаково,
третье лицо: администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Балаково
о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
при участии в судебном заседании: от открытого акционерного общества "Мебельная компания "ШАТУРА" - представитель Анощенков А.А., действующий по доверенности от 09 декабря 2015 года,
от Балаковского муниципального района Саратовской области в лице комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - представитель Андреева В.Е., действующий по доверенности от 11 января 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области поступило заявление открытого акционерного общества "Мебельная компания "ШАТУРА" к Балаковскому муниципальному району Саратовской области в лице комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Муниципальному образованию город Балаково в лице комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судом установлено, что Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами переименовано в Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами на основании распоряжения администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 26.12.2014 N 915-рк.
Поскольку переименование органа местного самоуправления не является реорганизацией и не требует принятия определения о процессуальном правопреемстве, суд апелляционной инстанции считает ответчиком по настоящему делу Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами на основании распоряжения администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 июня 2015 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объёме.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 производство по апелляционной жалобе было приостановлено до дня опубликования в полном объеме определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы по другому делу (N 2-3426/2014 Балаковского районного суда Саратовской области), и в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления апелляционного производства, оно было возобновлено определением суда от 27.10.2015.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 производство по апелляционной жалобе было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по другому делу (3а-57/2015 Саратовского областного суда), и в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления апелляционного производства, оно было возобновлено определением суда от 24.03.2016.
Открытое акционерное общество "Мебельная компания "ШАТУРА", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объёме.
В обоснование жалобы истец указывает, что использование ответчиком при расчете арендной платы ставки 5 процентов (за период с 01.07.2014 по 29.10.2014) и 4,9 процентов (за период с 30.10.2014 по 31.12.2014), не имеют экономического обоснования и являются незаконными, а их применение повлекло переплату арендной платы в общей сумме 4 600 279 рублей 19 копеек.
Балаковский муниципальный район Саратовской области в лице комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела.
Представитель ОАО "Мебельная компания "ШАТУРА" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Балаковского муниципального района Саратовской области в лице комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель третьего лица - администрации Балаковского муниципального района Саратовской области не явился. О времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено надлежащим образом путем направления почтовых извещений в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей Комитета и ОАО "Мебельная компания "ШАТУРА", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Судом установлено и следует из материалов дела, Комитет по управлению собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (арендодателем; далее управление) и открытым акционерным обществом "Мебельная компания "ШАТУРА" (арендатором; далее - общество) был заключен договор аренды N 500, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов кадастровым номером 64:40:03 01 03:189, расположенный по адрес Саратовская обл., г. Балаково, ул. Транспортная, д. 12, площадью 1,2950 га.
Срок действия договора аренды определен в 11 месяцев с 04.09.20121 03.08.2013 (пункт 2.1) с возможностью возобновления на новый срок (пункт 5.1.2 и 7.2).
12 сентября 2012 года между управлением (арендодателем) и обществом (арендатором) был заключен договор аренды N 501, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:40:03 01 02:192, расположенный по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Транспортная, д. 12, площадью 33,1888 га.
Срок действия договора аренды определен в 11 месяцев с 04.09.2012 по 03.08.2013 (пункт 2.1) с возможностью возобновления на новый срок (пункты 5.1.2 и 7.2).
Элементами формулы расчета арендной платы по обоим договорам (пункт 10) являются кадастровая стоимость земельных участков и процентная ставка. Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, в частности в случаях: изменения ставки арендной платы, изменения кадастровой стоимости земельных участков (пункты 3.5 договоров).
По уведомлению управления от 17.12.2014 N 1843 годовой размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 64:40:03 01 03:189 в 2014 году составляет 445 909 рублей 42 копейки. Данный размер рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 249 рублям 96 копейкам за 1 кв. м, площади участка, равной 12 950 кв. м, и ставки, равной 4,9 процента.
По уведомлению управления от 17.12.2014 N 1843/1 годовой размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 64:40:03 01 02:192 составляет 11 437 597 рублей 37 копеек. Данный размер рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 258 рублям 25 копейкам за 1 кв. м, площади участка, равной 331 888 кв. м, и ставки, равной 4,9 процентам.
Платежными поручениями от 13.10.2014 N 13484 на сумму 3 124 182 рубля 68 копеек, от 13.10.2014 N 13485 на сумму 121 968 рублей 35 копеек, от 12.01.2015 N 59 на сумму 2 166 924 рубля 86 копеек и от 13.01.2015 N 77 на сумму 83 981 рубль 59 копеек общество уплатило арендную плату за аренду обеих земельных участков за период с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. в сумме 5 497 057 руб. 48 коп.
Поступившие от Общества денежные средства распределены Управлением Федерального казначейства по Саратовской области в бюджеты Балаковского муниципального района и Муниципального образования город Балаково по 50 процентов в соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что ставка 5 процентов (за период с 01.07.2014 по 29.10.2014) и 4,9 процентов (за период с 30.10.2014 по 31.12.2014), не имеют экономического обоснования и являются незаконными, а их применение повлекло переплату арендной платы в общей сумме 4 600 279 рублей 19 копеек, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Саратовской области, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, пришёл к выводу о недоказанности истцом факта неосновательного обогащения на стороне ответчика.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом в силу следующего.
Согласно статье 36 (часть 1) Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 4 статьи 22, пунктами 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений; далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата; за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата; порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как установлено статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений; далее - Гражданский кодекс), по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На основании пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем при установлении размера арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера арендной платы.
Договоры аренды от 12.09.2012 N 500 и N 501 заключены после вступления в силу Земельного кодекса, арендная плата по ним является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий этих договоров аренды без внесения в их тексты подобных изменений.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлен годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, в соответствии с их видами разрешенного использования (пункт 1), а также годовой размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитываемый по формуле, включающей в себя удельный показатель кадастровой стоимости, общую площадь земельного участка и коэффициент в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земельных участков; установление порядка определения коэффициента и его значения дифференцировано с учетом видов разрешенного использования земельных участков делегированы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 2).
Решением Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26.01.2007 N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" (в редакциях, действовавших в период возникновения спорных правоотношений) были установлены ставки арендной платы для земель, находящихся в собственности Балаковского муниципального района, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в процентах от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от вида разрешенного использования.
В частности, для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, к которым относятся арендуемые обществом земельные участки, были установлены следующие ставки:
* в период с 01.01.2014 по 29.10.2014 в размере 5 процентов от кадастровой стоимости земельных участков решением от 26.01.2007 N 197 в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 31.07.2013 N 575, действовавшей с 01.01.2014 по 05.11.2014; - в период с 30.10.2014 по 31.12.2014 в размере 4,9 процента от кадастровой стоимости земельных участков решением от 26.01.2007 N 197 в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28.10.2014 N 819, действовавшей с 06.11.2014 по 31.12.2015 и распространенной на правоотношения, возникшие с 30.10.2014).
В ходе рассмотрения дела в апелляционном суде установлено, что решением Балаковского районного суда Саратовской области от 26.08.2014 по делу N 2-3426/2014, оставленным в силе определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2015 N 32-КГ15-12, признано не действующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26.01.2007 N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" (в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 31.07.2013 N 575) в части установления в подпункте 9 таблицы пункта 1 "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в размере 5 процентов от кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Саратовского областного суда от 18.11.2015 по делу N 3а-57/2015, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2016 N 32-АПГ16-2, признано недействующим и не подлежащим применению с 28.10.2014 Решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26.01.2007 N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28.10.2014 N 819 в части установления в строке N 9 таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" пункта 1 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в размере 4,9 процента от кадастровой стоимости земли.
Частью 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
В силу данной нормы процессуального права ставка в размере 5 процентов от кадастровой стоимости не подлежит применению с 16.09.2015, однако она утратила силу с 30.10.2014, а ставка в размере 4,9 процента от кадастровой стоимости - с 28.10.2014.
Между тем судебная коллегия считает, что обе ставки не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Из содержания названных судебных актов следует, что суды общей юрисдикции пришли к выводу о нарушении при установлении обеих ставок принципа экономической обоснованности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Согласно статьям 19 (часть 1) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом, суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Данное конституционное положение получило развитие в абзаце тринадцатом статьи 12 Гражданского кодекса, в соответствии с которым при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным (абзац четвертый пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Кроме того аналогичная норма содержится в части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой указанное в ней правило применяется и в случае, если нормативный правовой акт, имеющий меньшую юридическую силу, признается судом не действующим с определенного им момента (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.06.2007 N 1629/07).
Статьями 2, 17 (часть 1), 18, 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закреплена обязанность Российской Федерации по защите и полному восстановлению нарушенных прав граждан и их объединений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.07.2006 N 182-О, в соответствии с частью второй статьи 13 Гражданского кодекса в случае признания судом акта недействительным нарушенное право в любом случае подлежит восстановлению либо защите способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса, в частности путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношения.
Защита и восстановление нарушенных прав не ставится в зависимость от того, предшествовал ли момент признания нормативного акта недействующим периоду, в котором возможно восстановление или защита нарушенного права, либо акт бы признан недействующим после истечения спорного периода. Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения суда о признании нормативного акта недействующим (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2015 N 307-ЭС14-8293, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.10.2013 N 6098/13, от 24.04.2012 N 16452/11, от 29.09.2010 N 6171/10).
Нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествовавший такому решению период (пункт 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов").
Аналогичные правовые позиции изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2015 N 307-ЭС14-6409, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 29.03.2016 по делу N А57-860/2015).
Поскольку решение от 26.01.2007 N 197 в редакции решений от 31.07.2013 N 575 (ставка 5 процентов) и от 28.10.2014 N 819 (ставка 4,9 процента) признано судами общей юрисдикции противоречащими нормативным правовым актам более высокого уровня, оно не может быть применено к спорным правоотношениям.
По мнению суда апелляционной инстанции, при таком положении дел ставка в размере 5 процентов от кадастровой стоимости установлена органами местного самоуправления произвольно.
В силу статей 8 и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности органам местного самоуправления.
Учитывая данные нормы, органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении соответствующих муниципальных образований, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов хозяйственной деятельности.
Судебная коллегия полагает, что ставка арендной платы в 5 процентов от кадастровой стоимости ограничивает конкуренцию, поскольку она установлена в Балаковском муниципальном районе Саратовской области произвольно вопреки принципу экономической обоснованности, тогда как на территории данного муниципального образования для арендаторов земельных участков того же вида разрешенного использования, находящихся в собственности Российской Федерации и Саратовской области, установлена ставка в 2 процента от кадастровой стоимости. Высокое арендное бремя непосредственным образом повышает себестоимость работ, товаров и услуг Компании, приводит к их удорожанию и снижению конкурентоспособности на товарном рынке.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основанной на статьях 15 (часть 2) и 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение от 26.01.2007 N 197 в редакции решения от 31.07.2013 N 575 противоречит пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановлению от 16.07.2009 N 582, части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", а потому в силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит применению к спорным правоотношениям.
На основании абзаца восьмого пункта 2 постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П в случае если органами местного самоуправления коэффициент не установлен, размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в порядке, установленном пунктом 1 этого постановления.
Земельные участки, арендуемые компанией, по виду разрешенного использования не поименованы в абзацах первом - четырнадцатом пункта 1 постановления от 27.11.2007 N 412-П, поэтому подлежит применению абзац пятнадцатый этого пункта, устанавливающий ставку в размере 2 процентов от кадастровой стоимости (земельные участки, предназначенные для иных целей).
Следовательно, размер арендной платы за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 составляет сумму 896 778 рублей 29 копеек, в том числе:
-за земельный участок с кадастровым номером 64:40:03 01 03:189 - 249,96 х 12 950 х 2 / 100 / 365 х 184 = 32 635 рублей 87 копеек;
-за земельный участок с кадастровым номером 64:40:03 01 03:192 - 258,25 х 331 888 х 2 / 100 / 365 х 184 = 864 145 рублей 42 копейки.
Излишне уплаченная сумма 4 600 279 рублей 19 копеек (5 497 057,48 - 896 778,29) подлежит возврату обществу по нормам Гражданского кодекса о неосновательном обогащении.
Неосновательное обогащение подпунктом 7 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса предусмотрено в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В частности, по правилам статьи 1102, подпункта 3 статьи 1103 Гражданского кодекса неосновательное обогащение в виде излишне полученного одной стороной по обязательству подлежит возврату другой стороне, осуществившей ошибочное исполнение.
Доказательств возврата указанной суммы на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции комитетом не представлено, поэтому она подлежит взысканию.
Неисполнение комитетом обязанности по возврату излишне полученной суммы позволяет ему пользоваться чужими денежными средствами. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса).
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (пункт 2 статьи 1107 Гражданского кодекса).
В силу статьи 395 Гражданского кодекса (в редакции, действовавшей до 01.06.2015) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.01.2015 по 20.03.2015, исходя из ставки рефинансирования 8,25 процента годовых, действовавшей по указанию Центрального банка Российской Федерации от 13.09.2012 N 2873-У с 14.09.2012, составляет 37 952 рубля 30 копеек (4 600 279,19 х 8,25 / 100 / 360 х 63). Данный расчет компании не оспаривался другими лицами, участвующими в деле, судебная коллегия считает его правильным.
Также проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию за период с 21.03.2015 по 31.05.2015 исходя из ставки рефинансирования 8,25 процента годовых, а с 01.06.2015 по день уплаты суммы долга - в связи с вступлением в силу Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" - по существующим в месте нахождения кредитора, опубликованным Банком России и имевшим место в соответствующие периоды средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования являются участниками гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 124 Гражданского кодекса).
Арендуемые обществом земельные участки находятся в неразграниченной государственной собственности, органы местного самоуправления Балаковского муниципального района Саратовской области распоряжаются ими на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, поступают в бюджеты муниципальных районов и бюджеты поселений по нормативу 50 процентов (части пятая и шестая статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По нормам пунктов 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом (статья 6 Бюджетного кодекса).
Из Положения о комитете по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденного решением Собрания Балаковского муниципального района от 20.01.2015 N 849, следует, что управление и распоряжение муниципальным имуществом муниципального образования город Балаково, рациональное использование государственной (до разграничения) и муниципальной земли осуществляет комитет.
При таких обстоятельствах с Балаковского муниципального района Саратовской области и муниципального образования город Балаково в лице комитета за счет казны этих публично-правовых образований подлежат взысканию по 2 300 139 рублей 59 копеек неосновательного обогащения, по 18 976 рублей 15 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.01.2015 по 20.03.2015, а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.03.2015 по день уплаты суммы долга.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в суммах 56 919 рублей по первой инстанции (платежное поручение от 20.03.2015 N 3801) и 3 000 рублей по апелляционной инстанции (платежное поручение от 23.06.2015 N 8085) подлежат возложению на ответчиков в равных долях.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 июня 2015 года по делу N А57-6482/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт. Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Балаковского муниципального района Саратовской области в лице комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области за счет казны Балаковского муниципального района Саратовской области в пользу открытого акционерного общества "Мебельная компания "ШАТУРА" 2 300 139 рублей 59 копеек неосновательного обогащения, 18 976 рублей 15 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.01.2015 по 20.03.2015, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму 2 300 139 рублей 59 копеек за период с 21.03.2015 по 31.05.2015 с начислением на остаток этой суммы по ставке 8,25 % годовых, а за период с 01.06.2015 по день уплаты данной суммы с начислением на остаток этой суммы по существующим в месте нахождения кредитора, опубликованным Банком России и имевшим место в соответствующие периоды средним ставка банковского процента по вкладам физических лиц, 29 959 рублей 50 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с муниципального образования город Балаково в лице комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области за счёт казны муниципального образования города Балаково в пользу открытого акционерного общества "Мебельная компания "ШАТУРА" 2 300 139 рублей 50 копеек неосновательного обогащения, 18 976 рублей 15 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.01.2015 по 20.03.2015, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму 2 300 139 рублей 50 копеек за период с 21.03.2015 по 31.05.2015 с начислением на остаток этой суммы по ставке 8,25 % годовых, а за период с 01.06.2015 по день уплаты данной суммы с начислением на остаток этой суммы по существующим в месте нахождения кредитора, опубликованным Банком России и имевшим место в соответствующие периоды средним ставка банковского процента по вкладам физических лиц, 29 959 рублей 50 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6482/2015
Истец: ОАО "Мебельная компания "ШАТУРА"
Ответчик: Балаковский муниципальный район Саратовской области в лице Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Балаковский муниципальный район Саратовской области в лице управления по распоряжению муниципальной собственностьюи земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, МО "Балаковский муниципальный район Саратовской области" в лице Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Муниципальное образование город Балаково в лице управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
Третье лицо: Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области