Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 сентября 2016 г. N Ф01-3775/16 настоящее постановление оставлено без изменения
25 мая 2016 г. |
А79-7129/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу потребительского общества "Чувашский потребительский союз" (ОГРН 1062128108536, ИНН 2129074010; 428018 г.Чебоксары, Московский проспект, д. 34, корп. 2)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.02.2016
по делу N А79-7129/2015
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению потребительского общества "Чувашский потребительский союз" о признании незаконным решения администрации города Чебоксары от 15.07.2015 N 039/3-2816,
при участии в судебном заседании представителей:
потребительского общества "Чувашский потребительский союз" - Хориковой О.В. по доверенности от 12.01.2016 N 2 сроком действия один год,
и установил:
потребительское общество "Чувашский потребительский союз" (далее - ПО "ЧПС", потребительский союз, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 15.07.2015 N 039/3-2816 решения администрации г.Чебоксары (далее - орган местного самоуправления) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 12 035 кв.м, кадастровый номер 21:01:010602:98, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Гражданская, д. 4. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав путем принятия соответствующего решения и направления в его адрес проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка по выкупной цене 43 687 рублей.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.02.2016 потребительскому союзу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПО "Чувашский потребительский союз" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального права.
Общество настаивает на том, что у органа местного самоуправления отсутствовали основания для принятия решения об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация г.Чебоксары указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель потребительского союза поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещен надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 08.02.2010 серии 21 АД N 113475, от 09.02.2010 серии 21 АД N 113869, от 08.02.2010 серии 21 АД N 113476, от 10.02.2010 серии 21 АД N 114291, от 08.02.2010 серии 21 АД N 113474, от 09.02.2010 серии 21 АД N 114154 ПО "Чувашский потребительский союз" принадлежат на праве собственности объекты недвижимости: котельная (литеры Р, Р2), магазин (литеры Р1, р1); хозяйственный склад (литера Л), бондарная мастерская (литеры К, К1, к1), сарай для хранения (литера Ж), кондитерский цех (литеры Б, Б1, б1, б2), административное здание (литеры А, А1, а1, а2), расположенные в районе дома 4 по ул.Гражданской в г.Чебоксары.
11.11.2013 на основании постановления администрации г. Чебоксары от 18.10.2013 N 3452 ПО "Чувашский потребительский союз" и орган местного самоуправления заключили договор N 220/5776-М аренды земельного участка площадью 12 035 кв.м, кадастровый номер 21:01:010602:98, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный в г.Чебоксары по ул. Гражданская, д. 4, для эксплуатации нежилых зданий и сооружений, сроком до 31.12.2013 (до начала строительства магистральной дороги общегородского значения).
29.05.2015 потребительский союз обратился в администрацию г.Чебоксары с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 21:01:010602:98, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости (г.Чебоксары, ул. Гражданская, 4).
Письмом от 15.07.2015 N 039/з-2816 Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации г.Чебоксары уведомил потребительский союз об отсутствии возможности предоставить на праве собственности испрашиваемый земельный участок, поскольку он предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения и (или) местного значения.
Посчитав, что изложенное в письме от 15.07.2015 N 039/з-2816 решение органа местного самоуправления является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39.1, 39.3, 39.16, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 18, 23, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал обоснованность и правомерность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации администрация г.Чебоксары является уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации законодатель предусмотрел принятие уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В абзаце 4 пункта 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденного до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Суд первой инстанции установил, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23.12.2014 N 1787 утвержден генеральный план Чебоксарского городского округа, разработанного ОАО "РосНИПИУрбанистики" в 2014 году.
В соответствии пунктом 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г.Чебоксары от 28.12.2012 N 998 утвержден проект планировки территории I очереди 7 микрорайона центральной части города Чебоксары.
В соответствии с постановлением администрации г.Чебоксары от 22.09.2015 N 3030 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории I очереди VII микрорайона центральной части города Чебоксары" постановлением от 27.01.2016 N 195 орган местного самоуправления признал утратившим силу постановление от 28.12.2012 N 998.
Из содержания схем генерального плана и проекта планировки территории I очереди VII микрорайона центральной части города Чебоксары следует, что по месту расположения земельного участка с кадастровым номером 21:01:010602:98 планируется строительство автомобильной дороги.
В силу пункта 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В свою очередь территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в генеральном плане поселения, городского округа, относящегося к градостроительной документации, а именно к документам территориального планирования, должна содержаться карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.
Согласно литере "б" подпункта 1 пункта 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте планируемого размещения объектов местного значения отражаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.
Проанализировав представленные в материалы дела документальные доказательства, в том числе постановления администрации г.Чебоксары от 28.12.2012 N 998 и от 22.09.2015 N 3030, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что рассматриваемый земельный участок пересекают красные линии, которые обозначают существующие и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, в том числе автомобильные дороги муниципального значения общего пользования, то есть ограничивающие территорию общего пользования.
При этом наложение испрашиваемого потребительским союзом земельного участка и планируемой автомобильной дороги однозначно следует из содержащейся в материалах дела схемы (чертеж межевания территории).
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии верно указал, что законодательство о градостроительной деятельности основывается на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования и сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, каковой является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Арбитражный суд не находит правовых оснований для признания состоятельной позиции потребительского союза о том, что земельный участок, предназначенный для размещения автомобильной дороги, не сформирован и его границы не установлены, поскольку в соответствии с генеральным планом Чебоксарского городского округа определяется лишь планируемое место размещения объекта местного значения, в пределах определенной территории города и в привязке к существующим объектам.
При этом потребительский союз был информирован о планируемой автомобильной дороге, так как постановлением от 18.10.2013 N 3452 орган местного самоуправления предоставил ПО "Чувашский потребительский союз" в аренду земельный участок с кадастровым номером 21:01:010602:98 сроком до 31.12.2013 - до начала строительства магистральной дороги общегородского значения.
При установленных обстоятельствах орган местного самоуправления располагал правовыми основаниями для принятия решения от 15.07.2015 N 039/з-2816 об отказе ПО "Чувашский потребительский союз" в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку он предназначен для размещения объектов федерального, регионального и (или) местного значения.
В соответствии с требованиями статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявления.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.02.2016 по делу N А79-7129/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.02.2016 по делу N А79-7129/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу потребительского общества "Чувашский потребительский союз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7129/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 сентября 2016 г. N Ф01-3775/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Потребительское общество "Чувашский потребительский союз"
Ответчик: Администрация г. Чебоксары Чувашской Республики