г. Самара |
|
24 мая 2016 г. |
А55-31029/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара - представителя Гордеева А.М. (доверенность N 3552 от 12.10.2015),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" - представителя Калугиной Е.Н. (доверенность N 15-87 от 31.12.2015),
от иных третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2016 года в по делу N А55-31029/2015 (судья Филатов М.В.),
по заявлению Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара (ИНН 6316033540), Самарская область, г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, Самарская область, г. Самара,
с участием третьих лиц: Департамента управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, общества с ограниченной ответственностью "Теплопроект", общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания", общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара",
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара (далее - заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и не подлежащим применению предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Инспекция, ГЖИ) от 25.11.2015 N ССов-2170247.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции были привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, общество с ограниченной ответственностью "Теплопроект", общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания", общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе предприятие просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2016 года в по делу N А55-31029/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В материалы дела поступил отзыв ГЖИ на апелляционную жалобу заявителя, в котором Инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2016 года в по делу N А55-31029/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кроме того, в материалы дела поступил отзыв третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания", в котором третье лицо указало, что ООО "СВГК" производило учет объема поставленного и принятого газа в 2015 году по точке газоснабжения, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Свободы, 12, в соответствии с нормами и нормативами потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа.
В судебном заседании представитель предприятия апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ГЖИ в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в суде апелляционной инстанции.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы предприятия, просил оставить без изменения судебный акт арбитражного суда первой инстанции от 16.02.2016.
Иные третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ГЖИ Самарской области на основании распоряжения проведена проверка в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара, с целью проверки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Объектом проверки являлось общежитие, расположенное по адресу: г. Самара, у. Свободы, д. 12.
По результатам проверки заинтересованным лицом 25.11.2015 в адрес Заявителя было вынесено предписание N ССов-2170247, согласно которому заявителю предписано в срок до 26.02.2016 устранить выявленное нарушение требований жилищного законодательства, в том числе п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, а именно неисправность общедомового прибора учета газа.
МП ЭСО, не согласившись с выданным предписанием, считая его незаконным и необоснованным, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия органов Государственной жилищной инспекции по осуществлению контроля за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами определены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9-12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 10 Положения).
При этом в силу пункта 7 Положения государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определены полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора, которые вправе, в том числе - выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В данном случае Государственная жилищная инспекция, установив нарушение требований действующего законодательства, в пределах предоставленных полномочий выдала предписание об устранении выявленных нарушений.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, МП ЭСО осуществляет деятельность по управлению спорным домом по адресу: г. Самара, ул. Свободы, д. 12.
В силу подп. 11 ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона N 261-ФЗ) лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, если собственники жилых помещений выбрали управление управляющей организацией, именно управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Комплексное толкование приведенных норм права позволяет суду сделать вывод, что МП ЭСО, являющееся управляющей компанией в отношении проверенного дома, в силу вышеприведенных норм обязано обеспечить постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме
При этом, суд отмечает, что независимо от действий иных субъектов, МП ЭСО, как управляющая компания и лицо, ответственное за содержание и эксплуатацию многоквартирного дома и обеспечение готовности приборов учета энергетических ресурсов, обязано принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что у него отсутствует обязанность по установке, а тем более ремонту, устранению неисправностей общедомовых приборов учета, а также ссылку заявителя на то, что он не является собственником общежития и оспариваемое предписание вынесено в адрес ненадлежащего лица.
Более того, в ходе рассмотрения дела судом было установлено, что заявителем заключен договор с ООО "Газпром межрегионгаз Самара", являющимся поставщиком, поставки и транспортировки газа N 45-Н-0025/15 от 31.12.2014, на период 2015 года.
Согласно п.4.1 договора стороной, ведущей учет количества газа, поставленного поставщиком, транспортированного ГРО и отобранного покупателем, является ГРО.
В соответствии с п.4.3. договора поставки и транспортировки газа определение объема потребленного покупателем газа при наличии узлов учета расхода газа осуществляется по показаниям узлов учета расхода газа, а при отсутствии или неисправности узлов учета расхода газа - в соответствии с нормами и нормативами потребления газа, установленными в порядке, утвержденным законодательством РФ.
Согласно актам проверки условий поставки и транспортировки газа от 12.03.2015 и 04.09.2015, представленным в материалы судебного дела, на объекте газопотребления, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Свободы, 12, отсутствует узел учета расхода газа.
Также судом установлено, что заявитель 31.12.2014 заключил договор с ООО "Средневолжская газовая компания" (ГРО) и ООО "Газпром межрегионгаз Самара" (поставщик) на поставку и транспортировку газа N 45-Н-0025/15.
В соответствии с условиями договора ГРО взял на себя обязательства по транспортировке газа, ООО "Газпром межрегионгаз Самара" обязательства по поставке газа, а МП ЭСО в свою очередь взяло на себя обязательства по отбору газа в целях оказания гражданам проживающим в жилых помещениях специализированного жилого фонда коммунальной услуги по газоснабжению и оплачивать поставщику стоимость потребленного (отобранного) газа и оказанных ГРО услуг по транспортировке газа в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с разделом 4 вышеуказанного договора (п.4.15) покупатель - МП ЭСО несет ответственность за техническое состояние и своевременное проведение поверки установленных у него узлов учета расхода газа. Определение объема газа по узлу учета расхода газа покупателя осуществляется ГРО в соответствии метрологическими нормами, правилами, государственными стандартами и иными нормативно-правовыми документами, действующими в области метрологии и стандартизации. В п.п. 4.3 и 4.16 Договора подписанного сторонами определены понятия объема потребленного покупателем газа при наличии узлов учета расхода газа и их соответствия обязательным требованиям ФЗ "Об обеспечении единства измерений" "Правил учета газа", а также иных установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, а также требованиям эксплуатационной документации на УУРГ.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правомерный вывод об ошибочности доводов заявителя об отсутствии у него обязанности по устранению неисправностей приборов учета энергетических ресурсов.
Также по вопросу обоснованности требований заинтересованного лица о возложении на заявителя обязанности по замене неисправного прибора учета, суд обоснованно отметил, что предпринятые заявителем меры и представленная переписка по данному вопросу не исключают обязанности по соблюдению заявителем требований жилищного законодательства в части обеспечения надлежащего учета коммунальных ресурсов и соблюдения правил и норм, регулирующих, размер и порядок оплаты нанимателями- гражданами коммунальных ресурсов.
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу, что в данном случае инспекция, установив нарушение требований действующего законодательства, в пределах предоставленных полномочий выдала предписание об устранении выявленных нарушений.
Оспариваемое предписание содержит законные и обоснованные требования об устранении нарушений, по своему содержанию предписание является понятным и реально исполнимым.
Доказательств того, что оспариваемое предписание нарушает права заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности не представлено, и из обстоятельств дела такое нарушение не усматривается.
Исходя из изложенного, судом сделан верный вывод об отсутствии совокупности условий, установленных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания оспариваемого предписания инспекции недействительным.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе предприятия не содержится.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе предприятия, являются несостоятельными, не основанными на вышеуказанных нормах права и обстоятельствах настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
В силу того, что при обращении в суд апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, при том, что по делам аналогичной категории при обращении с апелляционной жалобой подлежит уплате государственная пошлина в размере 1 500 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из средств федерального бюджета на основании положений статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2016 года в по делу N А55-31029/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара (ИНН 6316033540), Самарская область, г. Самара, из средств федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению N 478 от 11.03.2016 года в размере 1 500 рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31029/2015
Истец: Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Муниципальное предприятие по эксплуатации.содержанию общежитий городского округа Самара, ООО "Газпром межрегионгаз Самара"., ООО "Средневолжская газовая компания", ООО "Теплопроект"
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12313/16
24.05.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4227/16
28.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8161/16
18.02.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-987/16
16.02.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-31029/15