г. Чита |
|
25 мая 2016 г. |
Дело N А58-608/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Капустиной Л.В., Юдина С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сукач Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.03.2016 по делу N А58-608/2015 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реал Эстейт Девелопмент Компани" (ОГРН 1081435582612 ИНН 1435209867) к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер" (ОГРН 1021401052090, ИНН 1435022192) о взыскании 8 244 779,79 руб. (суд первой инстанции: судья Гуляева А.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Реал Эстейт Девелопмент Компани" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер" о взыскании стоимости дополнительных работ по договору N 0116200007913005164-01 от 17.04.2014 в размере 8 244 779,79 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25.05.2015, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.12.2015 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25.05.2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.03.2016 исковые требования удовлетворены. В обоснование суд указал, что истцом доказан факт выполнения спорных работ, принятия работ уполномоченным представителем ответчика без замечаний по количеству и качеству, сторонами согласовано выполнение дополнительных работ по контракту на заявленную сумму. Без выполнения дополнительных работ надлежащее исполнение подрядчиком обязательств по контракту было невозможно; деятельность истца по выполнению спорных работ была направлена, в частности, на защиту охраняемых законом публичных интересов по охране здоровья граждан, а невыполнение обществом указанных работ противоречило бы требованиям статей 4, 6, 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Доказательств оплаты выполненных истцом работ в полном объеме ответчик вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд не представил.
ГБУ Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование указывает, что не имеет возможности оплатить задолженность по договору в связи с отсутствием финансирования со стороны Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия). В связи с чем заявитель считает необходимым привлечь министерство к участию в деле в качестве соответчика.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, сведениями сайта Почты России. Кроме того, их представители извещались и участвовали в судебных заседаниях по данному делу, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 2 части 4 статьи 123, пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
17.01.2014 на основании протокола N 0116200007913005164-2 от 30.12.2013 между государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер" (заказчик) и ООО "Реал Эстейт Девелопмент Компани" (подрядчик) был заключен договор N 01162000079130054164-01, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство в соответствии с условиями договора, строительными нормами и правилами Российской Федерации, утвержденной заказчиком проектной и рабочей документацией, аукционной документацией ведомостью объемов работ, содержанием технического задания, проектом производства работ и графика производства работ (этапов работ) выполнить работы, передать результат работ заказчику, а также сдать объект приемочной комиссии, а заказчик обязуется принять результат выполненных подрядчиком работ и оплатить обусловленную договору цену.
Срок начала работ - с момента подписания договора, срок окончания работ - до 30.11.2015 (п.п. 2.1, 2.2 договора). Сроки начала и окончания работ договора являются окончательными и не подлежат изменению (п. 2.3 договора)
Согласно п. 3.1 договора стоимость выполняемых подрядчиком работ является твердой и не подлежит корректировке в процессе реализации договора за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.2 договора установлено, что стоимость работ, выполняемых подрядчиком по договору, составляет 63 430 310 руб., в том числе НДС 18% в размере 9 675 810 руб.
Заказчик оплачивает работы, предусмотренные договором, в пределах и в соответствии с утвержденным графиком финансирования за вычетом штрафов и пени. График финансирования составляется заказчиком на основании утвержденного сторонами графика производства работ (этапов работ) (приложение N 1 к настоящему договору) (п. 3.3 договора).
Сумма авансирования по договору не предусмотрена (п. 3.4 договора).
Согласно п. 3.5 договора оплата работ осуществляется заказчиком в следующем порядке:
- оплата за выполненные работы производится заказчиком поэтапно в соответствии с утвержденным графиком финансирования на основании подписанных сторонами актов выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3) и выставленных подрядчиком счетов-фактур (а также иных документов, указанных в п. 4 7.2. договора, и в соответствии с порядком, установленным разделом 7 договора - "Сдача и приемка Работ"), но в пределах 95 процентов от договорной цены. В случае начисления заказчиком неустойки (штрафа, пеней) и выставления требования об её уплате, оплата по договору осуществляется только после уплаты подрядчиком такой неустойки;
- окончательный расчет по договору в размере 5 процентов остатка от договорной цены (стоимости выполненных работ) (а в случае возможных удержаний в связи с неисполнением подрядчиком своих обязательств по договору - разницу между подлежавшей к оплате суммой и удержанными (взысканными) заказчиком на основании требований об уплате неустойки) производится по истечении 2 (двух) лет с момента подписания акта приемки законченного строительством (законченного ремонтом) объекта приемочной комиссией, при этом подрядчик имеет право получить сумму окончательного расчета до истечения установленного настоящим пунктом срока, при условии предоставления банковской гарантии, выданной согласованным заказчиком банком (на сумму не менее пяти процентов от стоимости выполненных работ, для обеспечения исполнения обязательств по возмещению расходов и убытков заказчика, возникших в связи с неисполнением и/или ненадлежащим исполнением подрядчиком гарантийных обязательств, предусмотренных договором, срок действия банковской гарантии должен быть не менее 2 лет).
В соответствии с п. 3.7 договора в стоимость работ (договорную цену) по договору включены все расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по нему, в том числе:
- стоимость всех работ согласно проектной и рабочей документации;
- стоимость приобретения, поставки и монтажа необходимого для строительства и эксплуатации объекта оборудования, конструкций и материалов, поставляемых подрядчиком;
- все налоги, пошлины, прочие сборы и расходы, которые подрядчик будет оплачивать в соответствии с условиями договора или иных основаниях;
- затраты связанные с обеспечением строительства рабочими, в том числе иностранными, а же специалистами, включая заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание, страхование;
- затраты на охрану объекта;
- затраты на коммуникацию объекта в рамках его границ по системе комплексной опасности с единым (межведомственным) центром обеспечения безопасности и правопорядка;
- затраты на специальный контроль;
- затраты на проектные и изыскательские работы;
- затраты на экспертизу проекта;
- транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых (рядчиком и привлекаемыми им субподрядчиками;
- накладные расходы, сметная прибыль, а также все налоги, действующие на момент заключения договора;
- стоимость понесенных подрядчиком затрат по эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, пожарная безопасность и др.), а также другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки, объекта и оборудования до сдачи объекта;
- затраты, связанные с оплатой за подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и электроснабжения в период выполнения работ;
- затраты по страхованию строительно-монтажных рисков в порядке установленном п.п. 13.5 договора;
- затраты на мероприятия, связанные с соблюдением экологических норм при строительстве объекта;
- затраты, связанные с действием специальных режимов и других факторов, влияющих на выполнение сроков строительства;
- стоимость всех работ, материалов и оборудования, перевозку, разгрузку, погрузку и доставку до объекта;
- другие затраты, прямо не поименованные в договоре, но необходимость которых вызвана выполнением обязательств подрядчиком в соответствии с пунктом 1.1 договора.
Пунктом 3.6 договора установлено, что в случае, если по предъявленным подрядчиком актам приемки выполненных работ (форма КС-2) стоимость фактически выполненных объемов работ превышает стоимость, указанную в смете, то оплата приостанавливается. Стороны в течение 7 календарных дней создают комиссию с участием заказчика, подрядчика, представителя проектной организации (при необходимости) и определяют причины превышения лимита. При этом подрядчик вправе приостановить работы только после письменного указания заказчика. Работы могут приостанавливаться заказчиком в случае, если дальнейшее производство работ может привести к невозможности работы комиссии и определения причины превышения лимита, а также установления виновной стороны. Оплата работ, выполненных с превышением установленного лимита, не производится.
В ходе работы выявились фактические объемы работ, предусмотренные в технической документации в части установки буроинъекционных свай, но не учтенные в утвержденной смете (локальная смета N 02-01-01). Согласно протокола совещания о дополнительных работах по сейсмоусилению главного корпуса ГБУ РС(Я) "ЯРПНД" от 04.12.2014 заказчик подтвердил выявленное несоответствие объемов в сметной части проекта с основной.
Письмом N 23-14 от 27.02.2014 (вх.N 02-14/227 от 27.02.2014) истец уведомил ответчика о дополнительных работах, неучтенных в смете к договору N 00007913005164-01 от 17.01.2014. Заказчиком дано согласие на производство дополнительных работ, была утверждена Смета N 52 на "Выполнение работ по сейсмоусилению ГБУ PC (Я) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер" (дополнительные работы) на сумму 8 244 779,79 руб.
В подтверждение выполнения дополнительных работ истцом представлены: акт N 4 от 01.12.2014, акт о приемке выполненных работ по формы КС-2 N 52 от 11.12.2014 на сумму 8 244 779,79 руб., справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 N 52 от 11.12.2014 на сумму 8 244 779,79 руб.
Истцом в адрес ответчика направлено письмо N 187-14 от 11.12.2014 об оплате выполненных дополнительных работ, выставлены счет на оплату N 30 от 11.12.2014, счет-фактура N 29 от 11.12.2014.
Ответчик письмом N 01-15/34 от 20.01.2015 подтвердил факт выполнения работ на сумму 8 244 779,90 руб., при этом, сообщил о том, что средств для оплаты дополнительных работ в бюджете учреждения нет.
Истец, указывая на неоплату ответчиком выполненных дополнительных работ по договору, обратился в суд с настоящим иском.
Правоотношения сторон вытекают из договора на выполнение подрядных работ для нужд государственного бюджетного учреждения, правовое регулирование которых предусмотрено главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и, с учетом периода возникновения спорных правоотношений, положениями Федеральных законов от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях установленных названным Законом.
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В связи с обнаружением в ходе исполнения договора N 01162000079130054164-01 от 17.01.2014 необходимости выполнения работ, не учтенных в смете, но предусмотренных технической документацией, сторонами согласована дополнительная локальная смета N 52 на "Выполнение работ по сейсмоусилению здания ГБУ РС (Я)"ЯРПНД" (дополнительные работы) на сумму 8 244 779 рублей 79 копеек.
Принятые по договору обязательства истец исполнил надлежащим образом; о необходимости проведения работ по сейсмоусилению здания, предусмотренных технической документацией и не учтенных в смете, уведомил заказчика в соответствии с общими требованиями статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации; заказчик в свою очередь дал согласие на их проведение и увеличение сметной стоимости строительства, указав, что данные работы являются основными по значимости для сейсмоусиления главного корпуса учреждения; выполненные подрядчиком работы приняты заказчиком, что подтверждается актом N 4 от 01.12.2014, актом формы КС-2 N 52 от 11.12.2014, справкой формы КС-3 N 52 от 11.12.2014.
Необходимость выполнения дополнительных работ направлена на достижение результата по договору. Контракт был заключен с соблюдением требований Законов N 94-ФЗ и N 44-ФЗ, невыполнение данных работ повлияло бы на достижение конечного результата по проведению капитального ремонта объекта.
Действия сторон в порядке, установленном статьей 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленные на согласование, проведение, оплату дополнительных работ в рамках заключенного контракта, соответствуют закону.
Учитывая, что без выполнения дополнительных работ надлежащее исполнение подрядчиком обязательств по контракту было невозможно; деятельность истца по выполнению спорных работ была направлена, в частности, на защиту охраняемых законом публичных интересов по охране здоровья граждан, а невыполнение обществом указанных работ противоречило бы требованиям статей 4, 6, 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", доказательств оплаты выполненных истцом работ в полном объеме ответчик не представил, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не имеет возможности оплатить задолженность по договору в связи с отсутствием финансирования со стороны Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), имеется необходимость привлечения министерства к участию в деле в качестве соответчика, подлежат отклонению.
В суде первой инстанции с таким ходатайством ответчик не обращался. В апелляционной инстанции правила о привлечении соответчика не применяются (п.3 ст.266 АПК РФ). Отсутствие финансирования со стороны Министерства не является основанием для его привлечения. Иных оснований, предусмотренных ст.46 АПК РФ, не установлено. Договор заключал ответчик, следовательно, обязанным лицом по договору является ответчик.
Судебные расходы распределены в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1.Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.03.2016, принятое по делу N А58-608/2015, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-608/2015
Истец: ООО "Реал Эстейт Девелопмент Компани"
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер"
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4800/16
21.09.2016 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-608/15
25.05.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3855/15
04.03.2016 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-608/15
07.12.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6549/15
31.08.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3855/15
29.05.2015 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-608/15