г. Томск |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А03-23613/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: С.В. Кривошеиной, Л.Е. Ходыревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Алтайского края от 19 февраля 2016 года по делу N А03-23613/2015 (судья Мищенко А.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроМилк" (ИНН 2257005533, ОГРН 1112261001170), г. Барнаул Алтайского края
к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623) в лице филиала N 3, г. Барнаул Алтайского края
о признании недействительными решений от 20.08.2015 N 34 и от 20.08.2015 N 62,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АгроМилк" (далее - заявитель, ООО "АгроМилк", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд) об оспаривании решений N 34 и N 62 от 20.08.2015 в части.
Решением от 19.02.2016 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены: признаны недействительными решение Государственного учреждения Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации N 34 от 20.08.2015 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносов в части предложения ООО "АгроМилк" уплатить взносы в сумме 29,52 руб. пени в сумме 17,48 руб. и решение Фонда N 62 от 20.08.2015 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1230,12 руб. На Фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АгроМилк".
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции от 19.02.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "АгроМилк".
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что расходы на выплату части ежемесячного пособия по уходу за ребенком, превышающий размер, определенный с учетом районного коэффициента 1,20, должны осуществляться работодателем за счет собственных денежных средств; обязанность Фонда возмещать выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате работников, примененного при исчислении ежемесячного пособия Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" и иными нормативными актами не предусмотрена.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. на основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, что Фондом проведена проверка страхователя ООО "АгроМилк" по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, в ходе которой выявлено применение ООО "АгроМилк" районного коэффициента 1,25 % в Мамонтовском районе Алтайского края при назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей, излишне оплачено пособие по уходу за ребенком застрахованным лицам в общей сумме 1230,12 руб., в том числе: Закапко Н.Г. и Рачковой Н.В. за октябрь-декабрь 2014 г., а именно ежемесячное пособие по уходу за ребёнком Закапко Н.Г. выплачено в октябре 2014 г. в размере 5186,49 руб., следовало выплатить 5067,01 руб.; в ноябре 2014 г. - 6441,55 руб. вместо 6183,89 руб.. в декабре 2014 г. 6441,55 руб. вместо 6183,89 руб.; по Рачковой Н.В. - в ноябре и декабре 2014 г. выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребёнком на 515,32 руб. больше, чем следовало (излишне выплачено по 257,66 руб. в месяц), по результатам проверки составлен акт N 116-р от 20.07.2015.
20.08.2015 Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации были приняты решения:
- N 62 "о неприятии расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", произведенных заявителем в сумме 1230 руб. 12 коп.
- N 34 "об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах", которым в том числе доначислены страховые взносы на сумму выплат пособий, произведенных с нарушением установленного законом порядка в размере 29,52 руб. и пени в сумме 17,48 руб.
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с жалобой.
Решениями ГУ АРО ФСС РФ N 46 и N 47 от 23.10.2015 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями Фонда в данной части, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, пришел к выводу о правомерном применении ООО "АгроМилк" районного коэффициента в размере 1,25 при начислении и выплате государственных пособий по уходу за ребенком.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страхователи, то есть лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе, организации - юридические лица, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Как следует из части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", объектом обложения страховыми взносами для плательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Закона база для начисления страховых взносов для таких плательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона.
Порядок и условия назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены Законом N 255-ФЗ.
В соответствии со статьей 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются: временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет; смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
На основании статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что в средний заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, указанный в пункте 11 настоящего Положения (далее - расчетный период).
Как определено в пункте 11(1) Положения N 375, в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В силу статей 1, 5 Федерального закона РФ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых
взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ООО "АгроМилк" является плательщиком страховых взносов, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Из материалов дела следует, что ООО "АгроМилк" начисляет заработную плату работникам в Мамонтовском районе Алтайского края с районным коэффициентом 1,25 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края"; страховые взносы в Фонд Социального страхования исчисляет и уплачивает с применением указанного коэффициента, ежемесячные пособия по уходу за ребенком начислил застрахованным лицам с учетом районного коэффициента 1,25.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужили выводы Фонда о неправомерном уменьшении страхователем базы для начисления страховых взносов на сумму выплат пособий, произведенных с нарушением установленного законодательством порядка.
Фонд, признавая 1230,12 руб. излишне выплаченной, исходил из отсутствия оснований для их принятия к зачёту Филиалом N 3, поскольку получателям, находящимся на территории Мамонтовского района Алтайского края, начислялись с применением районного коэффициента 1,25 вместо 1,20, в качестве правовых оснований применения районного коэффициента 1,20 приведены положения статьи 5 федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. От 25.12.2008) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также указано, что на территории Алтайского края к выплатам из средств обязательного социального страхования применяются районные коэффициенты в размере 1,15 и 1,20, введенные постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.08.1971 N 325/24, от 10.01.1975 N 13-117 и распоряжением Совета Министров РСФСР от 13.01.1972 и закрепленные распоряжением исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 01.09.1971 N 787-р, от 05.01.1972 N 5-р и от 20.01.1975 N 39-р, согласно которым в Мамонтовском районе Алтайского края районный коэффициент установлен в размере 1,2.
Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов.
Арбитражный суд Алтайского края, оценивая Постановление от 27.12.1997 N 1631 Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым районный коэффициент к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края, в том числе на территории Мамонтовского района Алтайского края, повышен до 1,25 процентов, исходя из норм статей 148, 316 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что он издан в пределах полномочий, предоставленных ему в соответствии с вышеуказанной нормой закона, имеет нормативный характер и является обязательным для исполнения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, с учетом вышеизложенных норм права, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном применении обществом районного коэффициента в размере 1,25 при начислении и выплате государственных пособий по уходу за ребенком.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что формирование расходной части средств Фонда на выплату социальных пособий должно производиться с применением этого же коэффициента - 1,25.
Доводы Фонда о необоснованном применении обществом при расчете вышеназванных пособий районного коэффициента, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" в размере 1,25, а так же о том, что указанным Постановлением не установлена обязанность Фонда осуществлять расходы на выплату повышенного ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств бюджета Фонда, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" опубликовано в "Собрании законодательства РФ" 05.01.1998 N 1, ст. 135 и в "Российской газете" 06.01.1998 N 2, имеет нормативный характер. Обязательность исполнения в Российской Федерации постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации закреплена в статье 115 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное Постановление подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса РФ.
Доказательств отмены в установленном порядке Постановления Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" Фондом в материалы дела не представлено.
Таким образом, заявитель, применяя действующий нормативный правовой акт - Постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", обоснованно учитывал районный коэффициент в размере 1,25 при назначении вышеназванных пособий застрахованным лицам.
Правильность учета районного коэффициента в размере 1,25 при исчислении заявителем базы для страховых взносов в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2012, 2013,2014 годы под сомнение Фондом не ставится.
Несмотря на то, что у ответчика не имеется претензий относительно того, что обществом предъявляются к зачету Фондом пособия, исчисляемые обществом из фактического заработка с применением коэффициента в размере 1,25, Фонд, тем не менее, считает неправомерным применение такого коэффициента к спорным пособиям, исчисленным страхователем из МРОТ либо в фиксированном размере, установленном законом.
Как указано в статье 1.2 Закона N 255-ФЗ, средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируются за счет уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Между тем подателем жалобы при формировании своей правовой позиции не учтено, что заработная плата на территории Мамонтовского района Алтайского края всем работникам, в том числе, работникам общества, исчисляется на законных основаниях с коэффициентом 1,25 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края".
Исходя из социальной значимости спорных пособий, цель их выплаты заключается в компенсировании работникам их заработка, которого они лишаются в связи с наступлением определенного страхового случая, поэтому если работник получал заработную плату с учетом повышенного коэффициента, который также учитывался при уплате страховых платежей, то пособие по социальному обеспечению должно исчисляться с учетом такого же коэффициента.
При таких обстоятельствах, Фонд неправомерно признал 1230,12 руб. излишне выплаченными застрахованным лицам и отказал в принятии к зачету спорных сумм, начислил пени.
На основании изложенного следует признать, что выводы, изложенные в решениях Фонда, противоречат положениям Закона N 255-ФЗ и нарушают прав заявителя как страхователя, в связи с этим суд обоснованно признал решения Фонда от 20.08.2015 N 34 и от 20.08.2015 N 62 в оспариваемой части (в части непринятия к зачету расходов заявителя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в сумме 1230 руб. 12 коп. и о доначислении страховых взносов в сумме 29,52 руб., пени в сумме 17,34 руб.) недействительным и удовлетворил заявленные требования.
Доводы Фонда подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
При таких обстоятельствах основания для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Фонда отсутствуют.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Алтайского края от 19 февраля 2016 года по делу N А03-23613/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-23613/2015
Истец: ООО "АгроМилк"
Ответчик: .Филиал N 3 ГУ Алтайское региональное Отделение фонда Социального страхования РФ