г. Санкт-Петербург |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А56-49033/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Толкунова В.М., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Туезов А.А. по доверенности от 23.10.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6762/2016) ООО "АТП N 1"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2015 по делу N А56-49033/2015 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ООО "АТП N 1"
к ГКУ ЛО "Леноблтранс"
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АТП N 1" (ОГРН 1047830018147, адрес: 196608, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Автомобильная, д. 4, офис 35, далее - ООО "АТП N 1", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградское области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Ленинградской областное управление транспорта" (197342, Санкт-Петербург, ул. Артиллерийская, д. 1, пом. 258, ОГРН 1137847499570, далее - ГКУ ЛО "Леноблтранс", Учреждение) от 30.07.2015 N 40-15 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 47-оз).
Решением суда первой инстанции от 18.12.2015 оспариваемое постановление признано не подлежащим исполнению на основании части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
В апелляционной жалобе общество просит решением суда 18.12.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт, полагая, что суд первой инстанции не в полном объеме исследовал обстоятельства дела, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решении. Кроме того, податель жалобы считает, что судом не применен закон, подлежащий применению. По мнению Общества, положения Закона N 47-оз не подлежали применению судом, поскольку перевозка пассажиров наземным транспортом осуществлялась между двумя субъектами Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда от 18.12.2015 без удовлетворения.
Общество извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
От Общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с болезнью представителя. Данное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции и отклонено, ввиду того, что характер спора и собранные по делу доказательства позволяют рассмотреть апелляционную жалобу по существу в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 26.06.2015 N ОКПП-2015-76Р Межведомственной транспортной комиссии, созданной распоряжением Губернатора Ленинградской области от 15.11.2013 N 830-РГ "Об организации межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области", в составе ОГИБДД ОМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области, Северо-Западного межрегионального управления Ространснадзора, Диагностической лаборатории УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, включая ГКУ ЛО "Леноблтранс", 27.06.2015 проведен рейд по выявлению транспортных средств перевозчиков, оказывающих платные услуги населению по перевозке пассажиров и багажа на маршрутной сети Ленинградской области с нарушением установленного законодательством Российской Федерации и Ленинградской области порядка организации пассажирских перевозок.
В ходе рейдовой проверки установлено, что Общество в нарушение областного законодательства осуществляет перевозку пассажиров и багажа на платной основе по трассе регулярных автобусных маршрутов Ленинградской области под N 545А, следующему от деревни Пудомяги Гатчинского района Ленинградской области до города Санкт-Петербурга ст. метро "Купчино", проходя тем самым по трассе маршрута регулярных перевозок N К-545, внесенного в реестр автобусных маршрутов Ленинградской области в соответствии с заключенным договором.
В ходе проверки 27.06.2015 на линии выявлено 2 автотранспортных средства (АТС), осуществляющих вышеуказанные перевозки, со следующими государственными регистрационными знаками N О739НК47, N С409ВР178. Стоимость проезда по маршруту N К545А составляет 50 рублей, интервал движения автобусов составляет 20 - 25 минут.
Указанный маршрут N 545А отсутствует в реестре маршрутов Ленинградской области. Паспорт маршрута N 545А, разработанный и согласованный в соответствии с порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 78, обществом не представлен.
В ходе проверки установлено:
- автотранспортное средство марки Фиат Ducato с государственным регистрационным знаком N О739НК47 принадлежит физическому лицу Патаалиеву Магомеду Шахбановичу (свидетельство о регистрации 47 30 N 055879 от 12.02.2015), на момент проверки транспортным средством управлял водитель Керимов Гудрат Мусахан Оглы. Согласно путевому листу, представленному на момент проведения проверки документов, а так же со слов Керимова Г.М., он работает водителем в ООО "АТП N 1" и осуществляет перевозку пассажиров и багажа по маршруту N 545А от г. Коммунар Гатчинского района Ленинградской области до города Санкт-Петербурга ст. метро "Купчино", взимая за это плату;
- автотранспортное средство марки 2227UU (Iveco) с государственным регистрационным знаком N С409ВР178 принадлежит физическому лицу Минину Сергею Евгеньевичу (свидетельство о регистрации 47 23 N 193600 от 27.07.2014), на момент проверки транспортным средством управлял водитель Алекперов Кярим Али Оглы. Согласно путевому листу, представленному на момент проведения проверки документов, а так же со слов Алекперова К.А.., он работает водителем в ООО "АТП N 1" и осуществляет перевозку пассажиров и багажа по маршруту N 545А от г. Коммунар Гатчинского района Ленинградской области до города Санкт-Петербурга ст. метро "Купчино", взимая за это плату.
Вышеуказанные факты отражены в акте проверки ГКУ ЛО "Леноблтранс" от 27.06.2015 N ОКПП-2015-76Р (л.д.76-82).
Автотранспортные средства с государственными регистрационными знаками N О739НК47, N С409ВР178 в соответствии со статьей 27.10 КоАП РФ были изъяты и помещены на специализированную стоянку до рассмотрения дела об административном правонарушении, также изъята путевая документации на АТС, о чем составлены протоколы от 27.06.2015 N 40-15 и N 40-15/1 об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении (л.д. 83-90).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола от 03.07.2014. N 3-14 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона N 47-оз.
Постановлением ГКУ ЛО "Леноблтранс от 03.07.2015 N 40-15 Общество привлечено к административной ответственности по статье 6.4 Закона N 47-оз с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, не усмотрев оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления, пришел к выводу о доказанности материалами дела события вмененного Обществу административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Закона N 47-оз, а также не усмотрел нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не находит оснований для из переоценки ввиду следующего.
В силу статьи 1 и статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов, то есть указанное регулирование относится к вопросам защиты прав человека и общественной безопасности.
Согласно статье 4 названного закона законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 21.05.2013 N 30-оз "О наземном пассажирском транспорте общего пользования в Ленинградской области" (далее - Закон N 30-оз), настоящий областной закон регулирует отношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземным пассажирским транспортом общего пользования в Ленинградской области.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 30-оз организация работы перевозчиков осуществляется уполномоченным органом, порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок определяется договорами.
Согласно постановлению Правительства Ленинградской области от 22.08.2013 N 265 в целях реализации областных Законов N 47-оз, N 30-оз уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ленинградской области в сфере организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона N 30-оз маршрут регулярных перевозок представляет собой предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2, части 2 статьи 4 Закона N 30-оз порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа определяется договором на организацию и выполнение перевозок, заключаемым между уполномоченным органом и перевозчиком.
Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178, предусмотрено, что работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций. Открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
В соответствии с договором на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа пассажирским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок от 28.06.2013 N КТ7228/06/130119 и дополнительным соглашением N 1 от 30.06.2014, заключенным с Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области, официальным перевозчиком на маршруте N К545 "п. Лукаши Гатчинского района Ленинградской области - ст. м. Московская г. Санкт-Петербурга" является ОАО "АТП-31".
На маршрут N 545А от деревни Пудомяги Гатчинского района Ленинградской области до города Санкт-Петербурга ст. метро "Купчино" заявитель договора с Комитетом не имеет.
В ответ на запрос Комитет письмом N вс-5269/14-0-1 от 06.11.2014 информировал, что в реестре автобусных маршрутов Ленинградской области отсутствуют регулярные пригородные автобусные маршруты N К-545А и N К-545Б, в связи с чем договоры на организацию и обслуживание указанных автобусных маршрутов Комитетом не заключались.
Из ответа Министерства транспорта Российской Федерации от 29.10.2014 N 030308/4943 (в ответ на запрос Учреждения) следует, что в общем реестре регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (Санкт-Петербургом и Ленинградской областью) маршрут N К-545А, обслуживаемый ООО "АТП N 1", отсутствует.
Поскольку выявленный в ходе работы Межведомственной транспортной комиссии 27.06.2015 маршрут N К-545А не внесен в общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, согласования заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области ООО "АТП N 1" не получено, паспорт маршрута отсутствует, следовательно, Общество, осуществляя перевозку по данному маршруту, действовало с нарушением Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 30-оз перевозчики, нарушившие требования, предъявляемые к их деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ленинградской области, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и областным законом от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях".
В силу статьи 1.1 КоАП РФ и статьи 1.1 Закона N 47-оз данный областной закон является составной частью законодательства об административных правонарушениях, основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом N 47-оз, осуществляется в порядке, определенном КоАП РФ в силу статьи 1.11 Закона N 47-оз.
Объективную сторону правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона N 47-оз составляет нарушение в сфере организации обслуживания пассажиров наземным пассажирским транспортом общего пользования, оказание услуг населению по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским транспортом общего пользования по межмуниципальным и пригородным маршрутам в случае, если отсутствует договор на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок, заключаемый между уполномоченным органом и перевозчиком.
Оценив все обстоятельства дела, суд сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, в том числе субъективной стороны применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции проверено соблюдение учреждением порядка привлечения общества к административной ответственности и не установлено существенных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления.
В соответствии со ст. 1.5 Закона N 47-оз дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим областным законом, рассматриваются в числе прочих, органом исполнительной власти Ленинградской области, наделенным полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении, и специально уполномоченным подведомственным ему государственным учреждением в лице уполномоченных должностных лиц (абзац введен Законом Ленинградской области от 21.05.2013 N 31-03).
Наделение соответствующих должностных лиц полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях от имени органов и государственных учреждений, указанных в абзацах пятом, шестом, восьмом и одиннадцатом настоящей статьи, осуществляется руководителями этих органов и государственных учреждений.
В силу ст. 1.6 Закона N 47-оз орган исполнительной власти Ленинградской области, наделенный полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении, и специально уполномоченное подведомственное ему государственное учреждение в лице уполномоченных должностных лиц рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью первой статьи 6.4 настоящего областного закона.
В соответствии со ст. 1.9 Закона N 47-оз протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой статьи 6.4 настоящего областного закона, уполномочены составлять должностные лица органа исполнительной власти Ленинградской области, наделенного полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении, и специально уполномоченного подведомственного ему государственного учреждения.
Согласно Приказам ГКУ ЛО "Леноблтранс" от 17.03.2014 N 9 и N 10 право составлять протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 6.4 Закона N 47-оз и рассматривать дела об административных правонарушениях по указанной квалификации имеют следующие должностные лица: руководитель ГКУ ЛО "Леноблтранс"; начальник отдела контроля пассажирских перевозок ГКУ ЛО "Леноблтранс"; главный специалист отдела контроля пассажирских перевозок ГКУ ЛО "Леноблтранс".
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что решением Ленинградского областного суда от 03.04.2015, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2015 N 33-АПГ15-13, признана недействующей с момента вступления в законную силу решения суда статья 6.4 областного Закона Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях".
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Оспариваемое постановление в отношении общества не исполнено.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В соответствии с пунктом 2 того же Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, со ссылкой на часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ правонарушениях, сделал правомерный вывод о том, что постановление ГКУ ЛО "Леноблтранс" от 03.07.2015 N 40-15 о назначении ООО "АТП N 1" административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 6.4 Областного закона Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях", исполнению не подлежит.
Учитывая, что в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства Ленинградский областной суд в решении от 03.04.2015 определил момент, с которого статья 6.4 Областного закона признана им недействующей - с момента вступления в законную силу решения суда, доводы апелляционной жалобы о том, что статья 6.4 Областного Закона N 47-оз изначально противоречила положениям статьи 1.3 КоАП РФ, а следовательно, само привлечение Общества к административной ответственности было незаконно, направлены на преодоление вступившего в законную силу судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2015 по делу N А56-49033/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АТП 31" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49033/2015
Истец: ООО "АТП N1"
Ответчик: ГКУ ЛО "Леноблтранс", Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Леноблтранс"
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6762/16
10.02.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2616/16
18.12.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-49033/15
29.10.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23472/15
31.08.2015 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-49033/15