г. Москва |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А41-88869/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Территориального управления Росимущества по Московской области - Переплетова К.Ю. (по доверенности от 02.12.2015 N Д107-622),
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Темишев А.Х. (по доверенности от 16.12.2015 N 467-Д),
от третьего лица - ООО "Газпром трансгаз Москва" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - Администрации Чеховского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14.03.2016 по делу N А41-88869/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению Территориального управления Росимущества по Московской области к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании отказов в государственной регистрации прав на земельные участки, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва", Администрация Чеховского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ТУ Росимущества в Московской области (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской (далее - управление) области с требованиями:
- признать незаконными отказы в государственной регистрации права федеральной собственности Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области от 08.09.2015 N 50-50/001-50/001/004/2015-6813; 50-50/001-50/001/004/2015-6812; 50-50/001-50/001/004/2015-6815; 50-50/001-50/001/004/2015-6811; 50-50/001-50/001/004/2015-6816; 50-50/001-50/001/004/2015-6817; 50-50/001-50/001/004/2015-6818; 50-50/001-50/001/004/2015-6714; 50-50/001-50/001/004/2015-6819; 50-50/001-50/001/004/2015-6808; 50-50/001-50/001/004/2015-6809; 50-50/001-50/001/004/2015-6810 на земельные участки: с кадастровым номером 50:31:0000000:69, площадью 160 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район магистральный газопровод "Ставрополь-Москва" от 1189,8 км до 1216 км; с кадастровым номером 50:31:0000000:0068, площадью 1368 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район магистральный газопровод "Ставрополь-Москва" от 1189,8 км до 1216 км; с кадастровым номером 50:31:0000000:65, площадью 431 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район магистральный газопровод "КГМО-1" от 432,1 км до 454,4 км; с кадастровым номером 50:31:0000000:64, площадью 2407 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район магистральный газопровод "КГМО-1" от 432,1 км до 454,4 км; с кадастровым номером 50:31:0000000:66, площадью 377 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район магистральный газопровод "КРП-14-Серпухов" от 73,3 км до 96,5 км; с кадастровым номером 50:31:0000000:73, площадью 437 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район магистральный газопровод "Тула-Торжок" от 151,4 км до 174,6 км; с кадастровым номером 50:31:0000000:67, площадью 20 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район магистральный газопровод "КРП-14-Серпухов" от 73,3 км до 96,5 км; с кадастровым номером 50:31:0000000:75, площадью 2041 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район газопровод-отвод к ГРС д. Ваулово и ГРС д. Ваулово, от 0 км до 0,5 км; с кадастровым номером 50:31:0000000:70, площадью 99 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район 7 магистральный газопровод "Тула-Москва" от 1199,8 км до 1126 км; с кадастровым номером 50:31:0040401:165, площадью 1922 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район газопровод-отвод к ГРС г. Чехова и ГРС г. Чехова; с кадастровым номером 50:31:0000000:72, площадью 31 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район магистральный газопровод "Тула-Торжок" от 151,4 км до 174,6 км; с кадастровым номером 50:31:0000000:71, площадью 40 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район магистральный газопровод "Тула-Москва" от 1199,8 км до 1216 км;
- обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести регистрацию права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:31:0000000:69, 50:31:0000000:0068, 50:31:0000000:65, 50:31:0000000:64, 50:31:0000000:66, 50:31:0000000:73, 50:31:0000000:67, 50:31:0000000:75, 50:31:0000000:70, 50:31:0040401:165, 50:31:0000000:72, 50:31:0000000:71.
Определениями от 02.02.2016, 10.02.2016 требования ТУ ФАУГИ в МО в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:31:0000000:64, 50:31:0000000:66, 50:31:0000000:73, 50:31:0000000:70 выделены в отдельные производства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Росимущества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей ООО "Газпром трансгаз Москва", Администрации Чеховского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в собственности ПАО "Газпром" находятся объекты недвижимого имущества - газопровод-отводы (к ГРС д. Ваулово и ГРС д. Ваулово, от 0 км до 0,5 км; к ГРС г. Чехова и ГРС г. Чехова) и магистральные газопроводы ("Ставрополь-Москва" от 1189,8 км до 1216 км; "КГМО-1" от 432,1 км до 454,4 км; "КРП-14-Серпухов" от 73,3 км до 96,5 км; "Тула-Торжок" от 151,4 км до 174,6 км; "Тула-Москва" от 1199,8 км до 1216 км), что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно материалам кадастровых дел, указанные линейные сооружения расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 50:31:0000000:69, 50:31:0000000:0068, 50:31:0000000:65, 50:31:0000000:67, 50:31:0000000:75, 50:31:0040401:165, 50:31:0000000:72, 50:31:0000000:71.
Как следует из кадастровых планов и кадастровых паспортов, земельные участки с кадастровыми номерами 50:31:0000000:69, 50:31:0000000:0068, 50:31:0000000:65, 50:31:0000000:67, 50:31:0000000:75, 50:31:0040401:165, 50:31:0000000:72, 50:31:0000000:71 отнесены к категории земель - земли населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования - для размещения и эксплуатации наземных объектов и сооружений.
В соответствующих разделах кадастровых планов имеются сведения о нахождении в границах спорных земельных участков линейных объектов газоснабжения.
Росимущество заявлениями от 28.07.2015 обратилось в Управление Росреестра по Московской области о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:31:0000000:69, 50:31:0000000:0068, 50:31:0000000:65, 50:31:0000000:67, 50:31:0000000:75, 50:31:0040401:165, 50:31:0000000:72, 50:31:0000000:71.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
По итогам рассмотрения заявления от 28.07.2015 Управление Росреестра по Московской области приняты решения 08.09.2015 N 50-50/001-50/001/004/2015-6813; 50-50/001-50/001/004/2015-6812; 50-50/001-50/001/004/2015-6815; 50-50/001-50/001/004/2015-6818; 50-50/001-50/001/004/2015-6714; 50-50/001-50/001/004/2015-6808; 50-50/001-50/001/004/2015-6809; 50-50/001-50/001/004/2015-6810 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:31:0000000:69, 50:31:0000000:0068, 50:31:0000000:65, 50:31:0000000:67, 50:31:0000000:75, 50:31:0040401:165, 50:31:0000000:72, 50:31:0000000:71, поскольку заявителем не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на данные земельные участки, а также документы, подтверждающие, что на испрашиваемых земельных участках расположены объекты недвижимости, входящие в состав единой системы газоснабжения.
Считая, что отказ нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования ТУ ФАУГИ в МО, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16 - 18 Закона о регистрации прав, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении, газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Как усматривается из представленных кадастровых дел, в том числе ЕГРЗ, земельные участки с кадастровыми номерами 50:31:0000000:69, 50:31:0000000:0068, 50:31:0000000:65, 50:31:0000000:67, 50:31:0000000:75, 50:31:0040401:165, 50:31:0000000:72, 50:31:0000000:71 сформированы в целях размещения в их границах газопроводов-отводов к ГРС д. Ваулово и ГРС д. Ваулово, от 0 км до 0,5 км; к ГРС г. Чехова и ГРС г. Чехова; магистральных газопроводов "Ставрополь-Москва" от 1189,8 км до 1216 км; "КГМО-1" от 432,1 км до 454,4 км; "КРП-14-Серпухов" от 73,3 км до 96,5 км; "Тула-Торжок" от 151,4 км до 174,6 км; "Тула-Москва" от 1199,8 км до 1216 км. В межевой документации также содержатся сведения о нахождении в границах данных земельных участков линейных объектов единой сети газоснабжения.
Следовательно, учитывая, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие субъекту обеспечения газоснабжения и используемые им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, земельные участки с кадастровыми номерами 50:31:0000000:69, 50:31:0000000:0068, 50:31:0000000:65, 50:31:0000000:67, 50:31:0000000:75, 50:31:0040401:165, 50:31:0000000:72, 50:31:0000000:71 в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью.
Факт расположения наземных частей газопровода на спорных земельных участках подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков и видами разрешенного использования участков.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что названные земельные участки относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью, поскольку на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
В связи с тем, что в управление представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорные земельный участок, содержавшие полную и необходимую информацию о данных объектах недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о регистрации прав, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки.
Из доводов управления, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное, принимая во внимание требование к единообразию применения судами норм права (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2016 по делу N А41-95991/15, от 08.04.2016 по делу N А41-95993/15, от 11.04.2016 по делу N А41-96020/15 со сходными обстоятельствами и с участием тех же лиц, в частности, общества и управления) и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.03.2016 по делу N А41-88869/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-88869/2015
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по Управлению Государственным имуществом в Московской области, ТУ Федерального Агенства по Управлению Государственным имуществом в Московской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Чеховский муниципальный район Московской области", ООО "Газпром Трансгаз Москва", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области