г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2016 г. |
Дело N А42-2630/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соколовой О.К.
при участии:
от истца: представитель Белый К.М. (по доверенностям от 04.04.2016, от 15.04.2016), представитель Трубицин Г.И. (приказ от 15.02.2015),
от ответчика: представитель Тишкин В.В. (по доверенности от 17.11.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-9431/2016, 13АП-9430/2016) ООО "Мурманэнергострой" и ООО "ЮнионСтрой" на определение Арбитражного суда Мурманской области от 19.02.2016 по делу N А42-2630/2015 (судья Камалова Е.С.), принятое по заявлению Администрации муниципального образования г. п.Умба Терского района о предоставлении отсрочки, рассрочки судебного акта,
по иску ООО "Мурманэнергострой"
к Администрации муниципального образования г. п.Умба Терского района о взыскании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мурманэнергострой" (далее - Истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района (далее - Ответчик, Администрация) о взыскании 15 155 577 руб. задолженности по оплате работ, выполненных на основании дополнительного соглашения от 10.07.2013 к муниципальному контракту N 0149300001712000009-0094564-02 от 27.11.2012.
Решением от 29.05.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.09.2015, иск удовлетворен.
30.09.2015 выдан исполнительный лист серии ФС N 004889064.
Определением от 02.11.2015 суд первой инстанции в части требования о взыскании 4 324 123 руб. 28 коп. произвел замену взыскателя - ООО "Мурманэнергострой" на его правопреемника - ООО "ЮнионСтрой".
11.01.2016 Администрация обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта либо рассрочки исполнения судебного акта согласно предложенному графику сроком до 30.06.2018.
Определением арбитражного суда от 19.02.2016 заявление удовлетворено частично, суд предоставил отсрочку исполнения решения сроком до 01.03.2017.
Не согласившись с названным определением, взыскатели обратились с апелляционными жалобами, в которых, заняв солидарную позицию по делу, просили состоявшийся судебный акт отменить, в удовлетворении заявления отказать. По мнению взыскателей, тяжелое финансовое положение должника (в данном случае отсутствие денежных средств в бюджете на соответствующий год) само по себе не является основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта. При этом доказательства реальной возможности исполнения судебного акта по истечении периода, на который предоставлена отсрочка, Администрацией не представлены. В обоснование своих доводов податели жалоб ссылаются на положения пункта 5 статьи 242.2 БК РФ, которыми исполнение судебного акта не поставлено в зависимость от наличия в бюджете необходимых денежных средств, поскольку в случае исполнения судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В судебном заседании апелляционного суда представитель взыскателей доводы апелляционных жалоб поддержал, просил определение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать, пояснил, что исполнительное производство не возбуждено.
Представитель Администрации против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил определение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность определения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. Таким образом, у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что с учетом задачи судопроизводства в арбитражных судах по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность и являющихся, в частности, сторонами исполнительного производства, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О).
Как было установлено судом первой инстанции, должник является бюджетным учреждением, финансируемым за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы, а также за счет налоговых и неналоговых доходов.
По условиям муниципального контракта N 0149300001712000009-0094565-01 от 27.11.2012 оплата выполненных работ производиться за счет бюджета муниципального образования городское поселение Умба Терского района, источник финансирования - субсидии из федерального бюджета.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом (определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1312-О-О).
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Как было установлено судом первой инстанции, Законом Мурманской области "Об областном бюджете на 2016 год" бюджету муниципального образования Терский район предусмотрена субвенция на исполнение полномочий органов государственной власти по расчету и предоставлению дотаций поселениям, входящим в состав муниципального района, и субсидия на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений. Приложением N 4 к решению Совета депутатов городского поселения Умба Терского района "Об бюджете муниципального образования городское поселение Умба Терского района на 2016 год" утверждена Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования городское поселение Умба Терского района на 2016 год, из которой следует, что лимиты бюджетных обязательств (ассигнований) на исполнение судебных актов не предусмотрены.
Решением о бюджете муниципального образования городское поселение Умба Терского района на 2016 год утвержден объем доходов в размере 63 550,2 тыс. руб., объем расходов - в размере 70 746,5 тыс. руб., то есть бюджет утвержден с дефицитом.
Руководствуясь разъяснениями, изложенными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 БК РФ), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения бюджета допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Кроме того, направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно посчитал, что принятие дополнительных обязательств по исполнению решения суда о взыскании стоимости работ в рамках муниципального контракта N 0149300001712000009-0094565-01 от 27.11.2012 в текущем 2016 году не представляется возможным. При этом основания для изменения сводной бюджетной росписи в виду отсутствия бюджетных ассигнований на указанные цели в 2016 году отсутствуют.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание социальною значимость деятельности муниципального образования, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта и, с учетом пояснений главы Администрации о выделении Министерством финансов Российской Федерации ассигнований на погашение задолженности в 2017 году, а также принятия решения о высвобождение дополнительных средств на погашение задолженности за счет перераспределения бюджетных ассигнований, предоставил отсрочку исполнения решения суда на срок по 01.03.2017.
Таким образом, оснований для отмены определения суда первой инстанции не имеется, апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Мурманской области от 19.02.2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2630/2015
Истец: ООО "Мурманэнергострой"
Ответчик: Администрация муниципального образования г. п. Умба Терского района
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5960/16
26.05.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9431/16
07.09.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16894/15
29.05.2015 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-2630/15