г. Красноярск |
|
30 мая 2016 г. |
Дело N А74-8625/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" мая 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (администрации Бейского района Республики Хакасия): Козина А.С., представителя на основании доверенности от 19.01.2016, паспорта;
от ответчика (Министерства финансов Республики Хакасия): Тахтобиной Н.П., представителя на основании доверенности от 16.12.2015 N 30-д, паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "03" февраля 2016 года по делу N А74-8625/2015, принятое судьей Курочкиной И.А.,
установил:
администрация Бейского района Республики Хакасия (ИНН 1906005105, ОГРН 1031900673265, Республика Хакасия, с. Бея) (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636, г. Москва) (далее - Минфин РФ, ответчик) и к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия (ИНН 1901019947, ОГРН 1021900521785, г. Абакан) (далее - Минфин РХ, соответчик) о взыскании 1 659 700 рублей расходов на оплату услуг по проживанию в рамках выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожаров в апреле 2015 года на территории Бейского района Республики Хакасия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия (ИНН 1901023622, ОГРН 1021900536118, г. Абакан) (далее - Управление МЧС по РХ), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ИНН 7707034952, ОГРН 1027739591010, г. Москва) (далее - МЧС России).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 февраля 2016 года по делу N А74-8625/2015 в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации отказано; исковые требования к Республике Хакасия удовлетворены. С Республики Хакасия в лице Минфина РХ за счет средств казны Республики Хакасия в пользу администрации взыскано 1 659 700 рублей.
Не согласившись с данным судебным актом, Минфин РХ обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) Минфин РХ ссылается на следующие доводы:
- суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования и взыскивая денежные средства с Республики Хакасия в лице Минфина РХ, определил ненадлежащего ответчика; в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Республики Хакасия от 09.08.2012 N 525 "О порядке предоставления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Хакасия" главным распорядителем бюджетных средств из резервного фонда является Управление МЧС по РХ;
- истец не обосновал исковые требования к Республике Хакасия в лице Минфина РХ; распоряжением администрации от 12.04.2015 N 110-р на территории муниципального образования Бейский район введен режим чрезвычайной ситуации; финансирование мероприятий, связанных в данном случае с оказанием истцом обусловленных договором от 13.04.2015 N Ж-У/15-34 услуг, является расходным обязательством муниципального образования и подлежит исполнению за счёт средств местного бюджета; органы исполнительной власти Республики Хакасия не принимали решение о привлечении курсантов для ликвидации чрезвычайной ситуации; истец не представил доказательств недостаточности собственных средств для исполнения договора от 13.04.2015 N Ж-У/15-34;
- суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению; курсантам МЧС должны быть выплачены командировочные расходы по найму жилого помещения в соответствии с пунктом 43 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства МЧС России, утвержденной приказом МЧС России от 10.01.2008 N 3.
Минфин РФ, Управление МЧС по РХ, МЧС России, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
В судебном заседании представитель Минфина РХ поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к ней.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения) не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 N 24-ПП на территории Республики Хакасия с 13.00 12.04.2015 введён режим чрезвычайной ситуации и установлен региональный уровень реагирования (пункт 1). Установлена зона чрезвычайной ситуации в границах территорий муниципальных образований город Абакан, город Саяногорск, город Черногорск, Алтайский, Аскизский, Бейский, Боградский, Орджоникидзевский, Усть-Абаканский, Ширинский районы (пункт 2). Минфину РХ постановлено предусмотреть возможность финансирования в первоочередном порядке мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами (пункт 12). Управлению МЧС по РХ уточнить объемы финансовых и материальных резервов, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС (пункт 14). Обеспечить в первоочередном порядке финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами (пункт 15.5).
Распоряжением администрации Бейского района Республики Хакасия от 12.04.2015 N 110-р на территории муниципального образования Бейский район введён режим чрезвычайной ситуации в результате возникновения очагов степных пожаров, возгорания жилых домов в населённых пунктах с. Сабинка и д. Новокурск, увеличения площади пожаров.
13.04.2015, в соответствии в пунктом 8 приложения N 1 к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110, на основании распоряжения администрации Бейского района Республики Хакасия от 12.04.2015 N 110-р, в целях обеспечения жизнедеятельности сил, прибывших в Республику Хакасию для ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожаров в апреле 2015 года на территории Бейского района Республики Хакасия, между администрацией (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "Жарки" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по проживанию в рамках выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации от 13.04.2015 N Ж-У/15-34, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства оказать услуги по предоставлению временного проживания сил ликвидации чрезвычайной ситуации на базе гостиничного комплекса "Жарки", а заказчик - оплатить за оказанные услуги 1 659 700 рублей из расчёта проживания 219 человек в период с 13 по 26 апреля 2015 года (пункты 1.1, 3.1 договора).
Предусмотренные договором услуги исполнителем оказаны надлежащим образом и в согласованном объёме, приняты заказчиком, что подтверждается подписанным сторонами без замечаний актом от 27.04.2015.
Претензионным письмом от 18.08.2015 (исх.N Ж-19) ООО "Жарки" потребовало от администрации исполнить денежное обязательство по договору в размере 1 659 700 рублей в течение семь дней с момента получении претензии.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.11.2015 по делу N А74-8296/2015 с администрации в пользу ООО "Жарки" взыскано 1 659 700 рублей задолженности по договору на оказание услуг по проживанию в рамках выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожаров в апреле 2015 года на территории Бейского района Республики Хакасия от 13.04.2015 N Ж-У/15-34.
В подтверждение соблюдения порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, установленного Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110, истцом в материалы дела представлен сводный реестр мероприятий, финансируемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей 12.04.2015 в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25-м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Республики Хакасия. Названный сводный реестр утвержден Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 07.05.2015 и согласован начальником Сибирского регионального центра МЧС России 07.05.2015. В данный сводный реестр включены аварийно-спасательные работы, в том числе в муниципальном образовании Бейский район, с предоставлением временного проживания в гостиничном комплексе "Жарки" (обеспечение жизнедеятельности сил ликвидации чрезвычайной ситуации) на сумму затрат 1 659 700 рублей (пункт 13 реестра).
В связи с не поступлением бюджетных ассигнований в указанной выше сумме в бюджет муниципального образования Бейский район, администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с вышеуказанным иском.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Факт оказания ООО "Жарки" услуг по предоставлению временного проживания сил ликвидации чрезвычайной ситуации на базе гостиничного комплекса "Жарки" в рамках выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожаров в апреле 2015 года на территории Бейского района Республики Хакасия, из расчёта проживания 219 человек в период с 13 по 26 апреля 2015 года и сумма расходов за оказанные услуги - 1 659 700 рублей подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются. Кроме того, данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.11.2015 по делу N А74-8296/2015, которым с администрации в пользу ООО "Жарки" взыскано 1 659 700 рублей.
Удовлетворяя исковые требования администрации к Минфину РХ о взыскании с последнего вышеуказанных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства на оплату услуг по проживанию в рамках выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожаров в апреле 2015 года на территории Бейского района Республики Хакасия, подлежат финансированию из республиканского бюджета.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
На отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций распространяется действие Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
В статье 11 названного Федерального закона определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с положениями статей 11, 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
- федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации;
- регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;
- в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ предусмотрено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации постановило утвердить Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций") (далее - Положение о единой государственной системе).
В соответствии с пунктом 20 названного Положения для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
Пунктом 30 указанного выше Положения предусмотрено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций:
- локального характера осуществляется силами и средствами организации;
- муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;
- межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В силу пункта 34 Положения о единой государственной системе финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ предусмотрено, что границы зон чрезвычайной ситуации определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера по указанным в данном нормативном акте признакам.
Как следует из материалов дела, режим чрезвычайной ситуации в апреле 2015 года носил региональный характер (постановление Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 N 24-ПП), в связи с чем, финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в рассматриваемом случае является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия, то есть лица, не являющегося причинителем вреда, но на которое обязанность по возмещению ущерба возложена в силу закона.
В силу пункта "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с подпунктами 5 и 5.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в том числе вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий; предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий.
В соответствии со статьей 22 Закона Республики Хакасия от 17.11.1998 N 43 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Хакасия" (далее - Закон РХ от 17.11.1998 N 43) финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством Республики Хакасия.
Согласно статье 23 указанного Закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются Правительством Республики Хакасия, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Республики Хакасия и органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.08.2012 N 525 (в редакции, действующей в спорный период) утвержден Порядок предоставления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Хакасия (далее - Порядок N 525).
Пунктом 1 Порядка N 525 предусмотрено, что настоящий Порядок определяет цели, механизм, условия предоставления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Размер резервного фонда формируется и устанавливается при утверждении республиканского бюджета Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период.
Бюджетные средства из резервного фонда предоставляются на финансовое обеспечение мер, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального и локального характера.
Средства резервного фонда предоставляются при условии недостаточности страховых средств, собственных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, средств органов местного самоуправления, а также других источников для ликвидации или предупреждения чрезвычайных ситуаций (пункт 2 Порядка N 525).
Согласно подпункту "б" пункта 3 Порядка N 525 бюджетные средства из резервного фонда предоставляются для покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предупреждением или ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе на проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации по перечню согласно приложению 6 к настоящему Порядку.
Пунктом 8 приложения 6 к Порядку N 525 предусмотрено, что в указанный выше перечень мероприятий входит обеспечение жизнедеятельности сил ликвидации чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 525 обращения о предоставлении бюджетных средств из резервного фонда для покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предупреждением или ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций регионального или межмуниципального характера направляются Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия.
Как было указано выше, сторонами не оспаривается факт оказания ООО "Жарки" услуг по предоставлению временного проживания сил ликвидации чрезвычайной ситуации на базе гостиничного комплекса "Жарки" в рамках выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожаров в апреле 2015 года на территории Бейского района Республики Хакасия, из расчёта проживания 219 человек в период с 13 по 26 апреля 2015 года.
Как следует из материалов дела, с целью проведения аварийно-спасательных работ, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации были привлечены курсанты учебных учреждений МЧС России. Согласно письму федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от 30.12.2015 N 5367-21-1-17, в период с 13 по 23 апреля 2015 года для ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей 12.04.2015 в результате природных пожаров на территории Хакасии, привлекалось 120 человек личного состава академии. Из них 20 - постоянный состав, 100 - переменный состав (курсанты).
В силу статьи 11 Закона РХ от 17.11.1998 N 43 Правительство Республики Хакасия, в том числе организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения, при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи.
Согласно Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110 (далее - Правила N 110), бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на проведение аварийно-спасательных работ по перечню согласно приложению N 1 (подпункт "а" пункт 2 Правил N 110).
Пунктом 8 приложения N 1 к Правилам N 110 предусмотрено, что в указанный выше перечень мероприятий входит обеспечение жизнедеятельности сил ликвидации чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 110 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
На основании пункта 7 Правил N 110 обращения, предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящих Правил, должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил N 110 выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, производится на основании решения Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил N 110 рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесение по результатам их рассмотрения в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений осуществляются по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в части финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 2 настоящих Правил, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями - в срок, установленный в поручении, или в месячный срок со дня подписания поручения, если в поручении срок не указан.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда (пункт 10 Правил N 110).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Правил N 110 для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил, подготавливается заявка о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение проведения аварийно-спасательных работ согласно приложению N 5.
Как следует из материалов дела, 08.05.2015 Правительством Республики Хакасия сопроводительным письмом N ВК-М-1037 директору Департамента территориальной политики МЧС России направлены документы, обосновывающие выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на проведение аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей 12.04.2015 в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Республики Хакасия.
Приложением к данному письму в пункте 2 обозначен сводный реестр мероприятий, финансируемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в пункте 5 - постановление Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 N 24-ПП.
Названный сводный реестр утвержден Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 07.05.2015 и согласован начальником Сибирского регионального центра МЧС России 07.05.2015. В данный сводный реестр включены аварийно-спасательные работы, в том числе в муниципальном образовании Бейский район, а именно предоставление временного проживания в гостиничном комплексе "Жарки" (обеспечение жизнедеятельности сил ликвидации чрезвычайной ситуации) на сумму затрат 1 659 700 рублей (пункт 13 реестра).
Согласно письму МЧС России от 26.11.2015 N 43-5653-7, адресованному Правительству Республики Хакасия, представленные документы на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по уборке и вывозу мусора (остатков горения) с пострадавших территорий исключены из реестров в связи с их несоответствием требованиям Правил N 110. К письму приложен сводный реестр мероприятий на проведение аварийно-спасательных работ, в котором предусмотрено финансирование затрат в соответствии с распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.10.2015 N 2167-р, в том числе по муниципальному образованию Бейский район на ввод (вывод) сил и средств в зону чрезвычайной ситуации (осуществление пассажироперевозок) в сумме 35 000 рублей 50 копеек (пункт 4 сводного реестра).
Как следует из распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.10.2015 N 2167-р, Правительству Республики Хакасия из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, произошедших 12.04.2015 на территории Республики Хакасия, выделено, в том числе 1146,1 тысяч рублей - на проведение аварийно-спасательных работ.
Из представленных Минфином РФ 04.12.2015 в материалы дела оперативных сведений по движению денежных средств, выделенных для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, по состоянию на 30.11.2015, усматривается, что остаток средств, выделенных в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2015 N 2167-р, на счете УФК по Республике Хакасия (уполномоченный орган - третье лицо - Управление) на 30.11.2015 составил 30 600 000 60 копеек.
На основании изложенного, учитывая, что режим чрезвычайной ситуации в апреле 2015 года носил региональный характер, возмещение расходов на финансовое обеспечение жизнедеятельности сил ликвидации чрезвычайной ситуации (оплата услуг по проживанию в рамках выполнения аварийно-спасательных работ), возникшей в результате пожаров в апреле 2015 года на территории Бейского района Республики Хакасия, является финансовым обязательством субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия в лице Минфина РХ. Минфин РХ является республиканским органом исполнительной власти и обладает статусом финансового органа, обеспечивающим формирование и реализацию бюджетной, финансовой и кредитной политики Республики Хакасия, исполнительно-распорядительные функции по управлению республиканскими государственными финансами, осуществляющим координацию деятельности в этих сферах иных органов исполнительной власти республики (пункт 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 N 151 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Хакасия").
Доводы Минфина РХ об обратном, не принимаются апелляционным судом как необоснованные и неподтвержденные документально.
Ссылка Минфина РХ на то, что пунктом 5 постановления Правительства Республики Хакасия от 09.08.2012 N 525 "О порядке предоставления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Хакасия" главным распорядителем бюджетных средств из резервного фонда является Управление МЧС по РХ и именно оно должно быть ответчиком по настоящему делу, не принимается судом апелляционной инстанции. В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих факт предоставления Правительством Республики Хакасия Управлению МЧС по РХ бюджетных средств на проведение спорных мероприятий.
Ссылка Минфина РХ на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.11.2015 по делу N А74-8296/2015, в котором указано на то, что финансирование мероприятий, связанных с оказанием истцом обусловленных договором от 13.04.2015 N Ж-У/15-34 услуг, является расходным обязательством муниципального образования и подлежит исполнению за счёт средств местного бюджета, не имеет правового значения, поскольку в рамках дела N А74-8296/2015 судом исследовались сложившиеся между сторонами указанного выше договора (администрацией и ООО "Жарки") правоотношения в рамках норм главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указание Минфина РХ о том, что спорные расходы на проживание курсантов являются командировочными расходами, в связи с чем, курсантам МЧС должны были быть выплачены командировочные расходы по найму жилого помещения в соответствии с пунктом 43 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства МЧС России", утвержденной приказом МЧС России от 10.01.2008 N 3, не принимается апелляционным судом. Во-первых, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации факт того, что спорные расходы являются командировочными, не подтвержден документально. Как следует из письма федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" от 30.12.2015 N 5367-21-1-17, курсанты обеспечивались сухим пайком на время следования к месту чрезвычайной ситуации и обратно; всему личному составу академии были оплачены командировочные расходы - суточные. Во-вторых, названное обстоятельство не опровергает вышеуказанный вывод суда о том, что данные расходы подлежат финансированию из средств регионального бюджета. Как указывалось выше, обеспечение жизнедеятельности сил ликвидации чрезвычайной ситуации входит в перечень аварийно-спасательных работ.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 февраля 2016 года по делу N А74-8625/2015 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Минфин РХ на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении дела, в том числе апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "03" февраля 2016 года по делу N А74-8625/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-8625/2015
Истец: Администрация Бейского района Республики Хакасия
Ответчик: Министерство финансов Республики Хакасия, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Министерство Российского Федерации по делам граждансой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бетствий, Министерство финансов Республики Хакасия, МЧС России, Управление по ГО, ЧС и ПБ РХ, Управление Федерального казначейства Республики Хакасия, Управление Федерального казначейства по РХ