30 мая 2016 г. |
Дело N А84-2832/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 30 мая 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Полынкиной Н.А., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Букуевой М.А., при участии представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю в лице Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения - Гайдукевича А.Н. по доверенности от 11.01.2016 N 1, в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Форум-Крым", надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Форум-Крым" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.03.2016 года по делу N А84-2832/2015 (судья Колупаева Ю.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Форум-Крым" к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю в лице Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения о признании незаконным решения о прекращении (аннулировании) регистрации транспортного средства и обязании восстановить регистрацию транспортного средства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Форум-Крым" (далее - заявитель, ООО "СК "Форум-Крым") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю в лице Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ОГИБДД УМВД России по г. Севастополю) о признании решения ОГИБДД УМВД России по г. Севастополю о прекращении (аннулировании) регистрации транспортного средства Lexus LX 570, VIN JTJHY00W904051499, ГРЗ А 797ЕО92, ПТС 920Е215380 незаконным и обязании восстановить регистрационный учет указанного транспортного средства (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 29.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия у ОГИБДД УМВД России по г. Севастополю правовых и фактических оснований для регистрации автомобиля ввиду отсутствия у данного иностранного автомобиля паспорта транспортного средства, выданного таможенными органами Российской Федерации.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований. При этом заявитель жалобы считает, что зарегистрированное право на транспортное средство могло быть оспорено ОГИБДД УМВД России по г. Севастополю исключительно в судебном порядке, ввиду чего прекращение (аннулирование) регистрации транспортного средства во внесудебном порядке является незаконным. Кроме того заявитель жалобы указывает на неисследование судом первой инстанции факта пересечения транспортным средством территории Таможенного Союза.
Законность и обоснованность решения от 29.03.2016 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно свидетельству о регистрации транспортного средства САТ 951235 от 25.03.2014 Лебедевой Людмиле Петровне (далее - Лебедева Л.П.) на праве собственности принадлежало транспортное средство - легковой автомобиль LEXUS, модель LX570 УНИВЕРСАЛ-В, государственный номерной знак СН 1158 АН, 2010 года выпуска (далее - транспортное средство, автомобиль LEXUS LX570 УНИВЕРСАЛ-В). Транспортное средство было зарегистрировано на праве частной собственности за Лебедевой Л.П. 25 марта 2014 года в городе Киеве (Украина). Между Лебедевой Л.П. (продавец) и ООО "СК "Форум Крым" (покупатель) 20.11.2014 заключен договор купли-продажи транспортного средства, в соответствии с которым продавец продал покупателю указанный автомобиль. Согласно акту приема-передачи от 20.11.2014 транспортное средство передано в собственность ООО "СК "Форум-Крым".
МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю 20.02.2015 была произведена регистрация автомобиля LEXUS LX570 УНИВЕРСАЛ-В, выдан паспорт транспортного средства, а 25.11.2015 проведена проверка по факту регистрации транспортных средств, в ходе которой установлено, что проведенная 20.02.2015 регистрация автомобиля и выдача паспорта транспортного средства были произведены без оформления указанного транспортного средства таможенными органами Российской Федерации. На основании установленного МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю указанная регистрация аннулирована, выставлены в розыск соответствующие регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки, принято решение о направлении собственнику информации об аннулировании регистрации транспортного средства. Письмом от 01.12.2015 N 15/9902 заявитель был уведомлен об аннулировании регистрации транспортного средства. Не согласившись с законностью решения МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю, заявитель обратился с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Изучив материалы дела и, проверив обоснованность содержащихся в апелляционной жалобе доводов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности содержащегося в решении вывода об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.
В силу положений пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Регистрация транспортных средств подразделениями Госавтоинспекции осуществляется в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.08 N 1001 (далее - Правила регистрации) и "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент).
Пунктом 2 Правил регистрации установлено, что Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 51 Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме, признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности) (абзац 3 пункта 51 Правил регистрации).
В силу указанных норм ОГИБДД УМВД России по г. Севастополю наделен полномочиями по прекращению (аннулированию) регистрации транспортного средства в случае установления в ходе проверки обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил и обращение в суд с заявлением об аннулировании регистрации транспортного средства в данном случае не требуется.
Согласно положениям пункта 3 указанных выше Правил регистрации не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в отношении которых представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.
При этом Административным регламентом определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативно-правовыми актами для предоставления государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств.
Так, к обязательным документам на транспортные средства, предоставляемым заявителями для совершения регистрационных действий, пункт 15.4.1 Административного регламента относит паспорт транспортного средства, регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака.
Согласно пункту 19 Правил регистрации транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 20 Правил регистрации предусмотрено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года.
Как видно из материалов дела и не оспаривается заявителем, автомобиль LEXUS LX570 УНИВЕРСАЛ-В был зарегистрирован на праве частной собственности за Лебедевой Л.П. 25.03.2014. Свидетельство о регистрации автомобиля САТ951235 украинского образца было выдано в Киеве (Украина). В последующим автомобиль был продан Лебедевой Л.П. заявителю по договору купли-продажи от 20.11.2014, а 20.02.2015 заявителю как собственнику указанного автомобиля выдан паспорт транспортного средства российского образца. При этом проверкой МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю установлен факт того, украинское транспортное средство - автомобиль LEXUS LX570 УНИВЕРСАЛ-В был зарегистрировано на территории Российской Федерации без его оформления таможенными органами, в результате чего, в соответствии с пунктом 51 Правил, его регистрация была аннулирована.
Суд апелляционной инстанции считает действия МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю по аннулированию регистрации правомерными и отклоняет довод заявителя о том, что автомобиль на момент вступления Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации (18.03.2014) находился на территории города Севастополя и не пересекал таможенную границу Таможенного Союза, а потому отсутствовала необходимость его таможенного оформления, ввиду следующего.
Учитывая особенности интеграции новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 897 "Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдаче водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (утратило силу 01.01.2015) был предусмотрен порядок регистрации транспортных средств, принадлежащих гражданам Российской Федерации, проживающим на территориях Республики Крым и г. Севастополя, приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом N 6-ФКЗ, и юридическим лицам, зарегистрированным на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18.03.2014, который не предусматривал обязательного таможенного оформления транспортных средств, имевших украинскую регистрацию. Однако обязательным условием для замены регистрационных документов и государственных регистрационных знаков и выдачи паспортов транспортных средств являлось приобретение права собственности на транспортное средство до 18 марта 2014 года, и автомобиль должен был принадлежать юридическому лицу на основании регистрационных документов (свидетельства о регистрации транспортного средства).
Однако право собственности на автомобиль LEXUS LX570 УНИВЕРСАЛ-В возникло у Лебедевой Л.П. (продавца) лишь 25.03.2014, и перешло к заявителю на основании договора купли-продажи от 20.11.2014.
Таким образом, несмотря на утверждение заявителя о постоянном нахождении (с 18.03.2014) автомобиля на территории города Севастополя, фактически автомобиль LEXUS LX570 УНИВЕРСАЛ-В является транспортным средством, зарегистрированным после 18.03.2014 на территории государства (Украины), не интегрированного в Таможенный Союз, и право собственности на данное транспортное средство возникло у заявителя также после 18.03.2014. В силу указанного автомобиль является объектом, перемещенным через таможенную границу Таможенного Союза и наличие паспорта транспортного средства, выданного таможенными органами Российской Федерации, на основании пункта пункт 15.4.1 Административного регламента и пункту 19 Правил регистрации обязательно для его регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель не оспаривает, что указанный документ у него отсутствует и в орган регистрации не представлялся, а потому, установив указанное, орган внутренних дел правомерно аннулировал регистрацию автомобиля LEXUS LX570 УНИВЕРСАЛ-В на основании пункта 3 и абзаца 2 пункта 51 Правил регистрации.
Доводы ООО "СК "Форум-Крым" являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела. Несогласие заявителя жалобы с такой оценкой и иное толкование им положений действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 29 марта 2016 года по делу N А84-2832/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2832/2015
Истец: ООО " Строительная компания "Форум-Крым", ООО "Строительная компания "Форум-Крым"
Ответчик: УМВД России по г. Севастополю в лице Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Третье лицо: Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Севастополю, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю