Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2016 г. N Ф05-11854/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
01 июня 2016 г. |
Дело N А40-246555/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Кочешковой М.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Орбита XXI век"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2016 по делу N А40-246555/2015, принятое судьей Нариманидзе Н.А. (148-1435)
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Орбита XXI век"
к Государственному казенному учреждению города Москвы "Организатор перевозок"
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Свиридова Е.В. по дов. от 12.05.2015; |
от заинтересованного лица: |
Колина А.А. по дов. от 24.08.2015; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2016, принятым по делу, в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Орбита XXI век" (далее - Общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" (далее - ГКУ, ответчик) от 27.10.2015 N 0529327 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 10.6 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб., отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что вина общества в совершении административного правонарушения учреждением доказана, срок привлечения к ответственности не истек.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указал, что общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 17.05.2016 до 19.05.2016.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о необходимости отмены судебного акта и удовлетворении заявленных требований, ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 28.09.2015 в 12 час. 00 мин, в ходе проведения мероприятий по мониторингу и анализу качества транспортных услуг, предоставляемых населению города Москвы, на остановочном пункте "Бюро судебно-медицинской экспертизы", расположенном по адресу: г. Москва, Тарный проезд, д. 3, Общество, в нарушение действующего законодательства, осуществляло эксплуатацию не зарегистрированного регулярного городского автобусного маршрута N 353-М "ст. м. "Кантемировская" - платформа "Чертаново - Тарный проезд, д. 3" транспортным средством марки "ФИАТ ДУКАТО" с регистрационным знаком В 859 НМ 197, по путевому листу серии И N 268, выданному заявителю 28.09.2015.
Заявитель документов, дающих право на осуществление 28.09.2015 перевозок по не зарегистрированному регулярному городскому автобусному маршруту N 353-М "ст. м. "Кантемировская" - платформа Чертаново - Тарный проезд, д. 3" в ГКУ не представил.
По факту указанного нарушения ответчиком в отношении Общества составлен протокол от 13.10.2015 N 0079795 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 10.6 КоАП г. Москвы.
27.10.2015 вынесено оспариваемое постановление N 0529327, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП г. Москвы и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества события и состава вмененного ему административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 10.6 КоАП г. Москвы.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Частью 1 ст. 10.6 КоАП г. Москвы предусмотрена ответственность за осуществление перевозок автомобильным транспортом по не зарегистрированным в установленном Правительством Москвы порядке маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа, что влечет наложение административного штрафа на водителей в размере четырех тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Согласно подпункта 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами, относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
В соответствии с пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции от 9 февраля 2012 года) применению подлежат только законы субъектов Российской Федерации, принятые с учетом положений статьи 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, а также положений статьи 1.3.1 КоАП РФ. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правила и нормы, предъявляемые к перевозчику при осуществлении им пассажирских перевозок по регулярным городским, пригородным, междугородним и международным автобусным маршрутам установлены Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112, Федеральным законом от 10 декабря 2005 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", и соблюдение этих правил обеспечивается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По общему правилу городские, пригородные, междугородние и международные автобусные маршруты являются частью транспортной системы. Отношения, возникающие при их эксплуатации, а также оказание услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируется Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьям 1, 3, 6, 19, 36.1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения; маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке; объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств; остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств; расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
Требования к осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа обстоятельно урегулированы Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112.
Согласование перевозчиком маршрута движения автобусов с уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из указанных Правил.
Их соблюдение обязательно для всех перевозчиков по маршрутам регулярных перевозок.
Задачи и требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулярных перевозок пассажиров, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов, закреплены в Правилах, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 года N 7 и разработанных в целях реализации статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Названным Приказом на субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, возлагается обязанность: обеспечить каждого водителя путевым листом, расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок, схемой маршрута с указанием опасных участков; осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.
При этом Приказом установлен запрет отклоняться от установленного схемой маршрута пути следования, осуществлять остановки в местах, не предусмотренных схемой маршрута (кроме случаев, когда это вызвано необходимостью обеспечения безопасности перевозок и дорожного движения); на субъекты транспортной деятельности возлагаются также обязанности проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием движения транспортных средств на обслуживаемых ими маршрутах регулярных перевозок пассажиров, анализировать причины несоблюдения водителем расписания (графика) движения и при необходимости корректировать расписание (график) движения.
Маршрут перевозки пассажиров по заказу определяется по соглашению фрахтовщика с фрахтователем с соблюдением требований к обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 280, перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек, относятся к лицензируемому виду деятельности, а перечисленные выше требования являются лицензионными условиями.
Как следует из ст. 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в случае, когда имеется норма федерального закона, регулирующая вопросы производства по делам об административных правонарушениях, а также содержащая состав правонарушения, вменяемый лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ответственность за указанное правонарушение законом субъекта Российской Федерации установлена быть не может.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), квалифицируется по частям 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу влечет ответственность по статье 11.14.2 КоАП РФ.
Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности установлена статьей 11.15.1 КоАП РФ.
Следовательно, перевозчик, нарушивший правила перевозки пассажиров, подлежит ответственность по вышеуказанным статьям КоАП РФ и не может быть привлечен к ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 10.6 КоАП г. Москвы, которая также устанавливает ответственность за данное правонарушение, увеличивая размер штрафных санкций по сравнению со статьями КоАП РФ.
Данная правовая позиция установлена Определением Верховного Суда РФ от 01.07.2015 N 5-АПГ15-23 по делу о признании недействующей ст. 10.7 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда г. Москвы подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2016 по делу N А40-246555/2015 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" N 0529327 от 27.10.2015 о привлечении ООО "Орбита XXI век" к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 Кодекса г. Москвы об административных нарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246555/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2016 г. N Ф05-11854/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Орбита XXI век
Ответчик: ГКУ "Организатор перевозок", ГКУ ГОРОДА МОСКВЫ ОРГАНИЗАТОР ПЕРЕВОЗОК