г. Санкт-Петербург |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А21-2026/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Вершинина М.С. по доверенности от 25.05.2016 N 46, Мацковская Е.Н. по доверенности от 25.05.2016 N 45;
от заинтересованного лица: Шукшина М.С. по доверенности от 17.03.2016;
от 3-го лица: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8904/2016) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.02.2016 по делу N А21-2026/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению МУП "Чистота"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области
3-и лица: Администрация ГО "Город Калининград", Правительство Калининградской области, Управление Роспотребнадзора по Калининградской области
об оспаривании решения
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Чистота" (236022, г. Калининград ул. Мусоргского, 74, ОГРН 1023900996041, ИНН 3903006601, далее - МУП "Чистота", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (г. Калининград, Офицерская ул., д. 6, ОГРН 1043900834658, ИНН 3904060810, далее - Управление), оформленного приказом от 21.02.2014 N 4-ПД, об отказе в выдаче лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности и обязании выдать соответствующую лицензию.
К участию в деле привлечена администрация городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация).
Решением от 29.09.2014 арбитражный суд удовлетворил заявление. Постановлением от 16.04.2015 апелляционный суд оставил решение от 29.09.2014 без изменения. Постановлением от 03.08.2015 суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции от 29.09.2014 и постановление суда апелляционной инстанции от 16.04.2015 и направил дело на навое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определениями суда первой инстанции от 29.09.2015 и от 20.10.20 15 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Калининградской области, Управление Роспотребнадзора по Калининградской области.
Решением суда от 09.02.2016 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения Управления, оформленного приказом от 21.02.2014 N 4-ПД; в части требований об обязании Управления предоставить Предприятию лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IVклассов опасности производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, объект размещения отходов - полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый Предприятием, не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов; земельный участок, на котором Предприятие осуществляет захоронение отходов, находится в границах населенного пункта; на полигоне отсутствует свободная вместимость. Данные обстоятельства в совокупности не позволяют Управлению выдать заявителю лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ без их участия.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, МУП "Чистота" организовано в порядке преобразования предприятия "Спецавтохозяйство по уборке города", созданного в соответствии с решением Калининградского городского Совета народных депутатов от 28.09.1992 N 2176. Согласно уставу основными видами деятельности Предприятия являются: обращение с отходами (сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов); опорожнение и чистка выгребных ям, отстойников и септиков, сточных колодцев, обслуживание туалетов с химической стерилизацией; механизированная и ручная уборка территории и аналогичная деятельность и др.
У Предприятия на праве аренды находится земельный участок КН 39:15:111201:68, площадью 138281 кв. м, расположенный по адресу (согласно ориентира): г. Калининград, Балтийское шоссе, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "под полигон твердых бытовых отходов". Правообладателем участка является муниципальное образование "городской округ "Город Калининград".
Предприятию являлось держателем лицензии от 11.07.2008 N ОТ-21-000296 (39) на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов сроком действия на 5 лет. В связи с окончанием в 2013 году срока действия лицензии МУП "Чистота" обратилось в Управление с заявлением от 20.12.2013 (вх. N 7744) о предоставлении лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (том 1, лист дела 8).
На основании обращения Предприятия Управлением проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки составлен акт от 10.02.2014 N 04-Д, в котором отражено несоответствие соискателя лицензии требованиям Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию и обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение о лицензировании).
Уведомлением от 21.02.2014 N 4 Управление сообщило Предприятию, что решение об отказе в выдаче лицензии оформлено приказом от 21.02.2014 N 4-ПД. В качестве оснований отказа указано на нарушение положений части 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) о запрете на захоронение отходов в границах населенных пунктов, подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании. По мнению Управления, расположение земельного участка с КН 39:15:111201:68 в границах города Калининграда не позволяет осуществлять деятельность в области обращения с отходами.
МУП "Чистота" оспорило отказ Управления, оформленный приказом от 21.02.2014 N 4-ПД, в арбитражный суд.
Повторно рассмотрев дело, суд первой инстанции удовлетворил заявление Предприятия, отметив, что названный земельный участок не входит в границы населенного пункта - города Калининграда, а также что Предприятие не осуществляет на указанном земельном участке деятельность по захоронению отходов.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии (часть 6 Закона N 99-ФЗ).
Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, регулируется Положением о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255.
Пунктом 3 названного Положения о лицензировании установлены лицензионные требования и условия осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности. В подпункте "а" пункта 3 Положения о лицензировании установлено обязательное наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Таким образом, в соответствии с лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности лицензиат должен подтвердить наличие объекта размещения отходов, соответствующего требованиям законодательства.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов, в том числе, полигон.
Полигон захоронения отходов - это ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду (ГОСТ 30772-2001. "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-ст).
Санитарные правила 2.1.7.1038-01, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (СП 2.1.7.1038-01) относят к полигонам твердых бытовых отходов (ТБО) специальные сооружения, предназначенные для изоляции и обезвреживания ТБО, которые должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (пункт 2.1).
Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам (пункт 2.2 СП 2.1.7.1038-01).
В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением от 18.12.2013 N 39.КС.12.000.М.001766.12.13 здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое МУП "Чистота" для осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.7.1322-03 "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 и СП 2.1.7.1038-01 (том 1, листы дела 131-132).
В силу пункта 1 статьи 12 Закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из представленного в материалы дела письма Управления от 10.10.2011 N 4658-п следует, что объект размещения отходов - полигон твердых отходов, эксплуатируемый МУП "Чистота", внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) за N 2481.
Между тем, частью 5 статьи 12 Закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.11.2008 N 198-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления") установлен запрет на захоронение отходов в границах населенного пункта. До вступления в силу названной редакции Законом N 89-ФЗ также был установлен запрет на захоронение отходов на территориях городских и других поселений.
Таким образом, Закон N 89-ФЗ не накладывает ограничений по нахождению объектов размещения отходов в границах населенных пунктов, а запрещает осуществлять такой вид деятельности обращения с отходами, как захоронение отходов.
В соответствии со статьей 1 Закона 89-ФЗ под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Под хранением отходов, в силу абзаца 6 статьи 1 Закона N 89-ФЗ, понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Согласно пункту 5.56 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.
Хранение коммунальных (бытовых) отходов - это размещение их над землей, в специально отведенных местах. Они могут быть как открытыми с воздуха, так и закрытыми (например, складские помещения).
В абзаце 7 статьи 1 Закона N 89-ФЗ указано, что захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Захоронению подлежат промышленные отходы, не подлежащие дальнейшей переработке.
В рассматриваемом случае Управлением не представлены доказательства того, что Общество осуществляет на указанном полигоне деятельность по захоронению отходов. Заявление Предприятия о предоставлении лицензии от 19.12.13г. (том 1 л.д. 8), а также акт проверки Управления Росприроднадзора N 04-Д от 10.02.13г. не содержат сведений о таком виде деятельности на полигоне.
Исходя из приведенных выше положений Закона N 89-ФЗ в совокупности с требованиями пункта 4.16 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" следует, что критерием разграничения деятельности по хранению и захоронению отходов является временное либо постоянное (соответственно) размещение отходов и возможность (невозможность) их последующего использования.
В рассматриваемом случае Управлением не представлено доказательств осуществления Предприятием деятельности по захоронению отходов, в связи с чем оснований для сомнения в том, что земельный участок используется заявителем для целей временного размещения отходов у суда апелляционной инстанции не имеется. Использование Предприятием земельного участка для временного размещения отходов подтверждается заявлением соискателя лицензии и экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области" N 493-04С от 11.11.2013.
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с градостроительными регламентами, земельные участки могут относиться к определенной территориальной зоне, в частности к зоне специального назначения. Такие земельные участки входят в состав земель населенных пунктов и, следовательно, должны соблюдаться требования Федерального закона N 89-ФЗ.
В соответствии с частью 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Решением Городского Совета депутатов N 394 от 16.12.15г. (опубликовано в газете "Гражданин"N 65 (476) от 24.12.15г.) в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденные решением Совета депутатов от 29.06.09г. N 146, внесены изменения и дополнения, согласно которым раздел "зоны специального назначения" дополнен зоной С-2 "зона размещении полигона твердых бытовых отходов". В данной зоне допускается размещение обслуживающих объектов, обеспечивающих осуществление основной функции зоны.
Использование земельного участка для размещения существующего полигона ТБО, отнесенного к зоне специального назначения, в полной мере соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Статьей 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта.
С учетом изложенного, понятие "населенный пункт" применительно, к статье 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не является равнозначным понятиям "муниципальное образование" и "городской округ".
Судом первой инстанции установлено, что из представленной Администрацией ГО "Город Калининград" распечатки дежурной карты города с нанесенными границами полигона ТБО и населенным пунктом города Калининград следует, что, границы населенного пункта условно разграничены Северным и Южным обходом - автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящимися к собственности Калининградской области согласно постановлению Правительства Калининградской области от 10.05.2011 N 328.
Полигон ТБО расположен на расстоянии около 1700 метров до условной границы городской черты населенного пункта Калининграда, как территориального образования, а также на расстоянии 510 метров от Балтийского
шоссе, являющегося южной границей микрорайона Космодемьянский.
Представленная заявителем распечатка с интернет-сайта "Яндекс-карты" также свидетельствует об удаленности полигона ТБО от городской черты.
Поскольку на наличие иных оснований отказа в переоформлении лицензии, помимо ссылки на нарушение части 5 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, Управлением не указано, решение Управления, оформленное приказом N 4-ПД от 21.02.2014 об отказе Предприятию в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IVклассов опасности, правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.02.2016 по делу N А21-2026/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2026/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2015 г. N Ф07-5576/15 настоящее постановление отменено
Истец: МУП "Чистота"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по К/О
Третье лицо: Администрация ГО "Город Калининград"
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7879/16
31.05.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8904/16
09.02.2016 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-2026/14
03.08.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5576/15
16.04.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27959/14
29.09.2014 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-2026/14