город Ростов-на-Дону |
|
01 июня 2016 г. |
дело N А53-20426/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Белый аист": представитель по доверенности от 01.02.2016 Коваленко М.С.;
от Администрации муниципального образования города Ростов-на-Дону: представитель по доверенности от 17.11.2015 Савельева О.В.;
от МУ Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону: представитель по доверенности от 01.10.2015 Кушнарева П.А.;
от Министерства культуры Ростовской области: представитель не явился, извещен;
от ГАУК РО "Донское наследие" представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белый аист" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2015 по делу N А53-20426/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белый аист", заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования города Ростов-на-Дону, третьи лица: Министерство культуры Ростовской области, Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, ГАУК РО "Донское наследие",
принятое в составе судьи Чернышевой И.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Белый аист" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным постановления Главы администрации города Ростова-на-Дону N 317 от 28.04.2015.
Заявление принято к производству судом первой инстанции, возбуждено дело N А53-20426/2015.
Открытое акционерное общество "Проектный институт "Горжилпроект" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным постановления Главы администрации города Ростова-на-Дону N 317 от 28.04.2015.
Заявление принято к производству судом первой инстанции, возбуждено дело N А53-20427/2015.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 26.08.2015 дела N N А53-20426/2015 и А53-20427/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А53-20426/2015.
Этим же определением судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Министерство культуры Ростовской области, МУ "Департамент архитектуры и градостроительства" г. Ростов-на-Дону, ГАУК РО "Донское наследие", общество с ограниченной ответственностью "ГорМакс", Сичинава Миларик Рушбеевич, Сичинава Джуби Рушбеевич.
Заявленные требования судом первой инстанции рассмотрены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 26.11.2015 заявление ОАО "Проектный институт "Горжилпроект" выделено в отдельное производство (дело N А53-31568/2015).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2015 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Белый аист" отказано, общество с ограниченной ответственностью "ГорМакс", Сичинава Миларик Рушбеевич, Сичинава Джуби Рушбеевич исключены из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Общество с ограниченной ответственностью "Белый аист", не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым заявленное требование удовлетворить, ссылаясь на то, что постановление N 317 от 28.04.2015 нарушает права и законные интересы заявителя и приводит к невозможности дальнейшего использования участка по целевому назначению, поскольку фактически изымает часть участка из владения общества и переводит его в категорию земель общего пользования.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 производство по апелляционной жалобе общества прекращено.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.04.2016 определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 по делу N А53-20426/2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Суд кассационной инстанции указал на то, что суд апелляционной инстанции ошибочно руководствовался положениями главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как она не может регулировать спорные процессуальные отношения. Арбитражному суду апелляционной инстанции надлежало руководствоваться положениями главы 20 и 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе нормами статьи 181 указанного Кодекса, согласно которой решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, если иное не предусмотрено названным кодексом.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя заявил ходатайство о принятии отказа от иска и просил прекратить производства по делу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Белый аист" на праве собственности принадлежат торговые павильоны в составе торгового центра "Белый аист" площадью: 616 кв.м., 56 кв.м., 96 кв.м., 1159 кв.м., 41.2 кв.м., 8.1 кв.м. 6.2 кв.м., 6.1 кв.м., 8.5 кв.м., расположенные по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Станиславского 53а.
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0050716:10, используемом ООО "Белый аист" на основании договора аренды N 1547 от 19.08.1989 г.
Как указывает общество, в июне 2015 года ему стало известно о том, что 28.04.2015 Главой Администрации г.Ростова-на-Дону было вынесено постановление N 317 " Об утверждении документации по планировке территории в границах: ул. Станиславского, ул. Московская, пер. Островского, пр.Буденновский, ул. Серафимовича, пер. Семашко (корректировка в части красных линий элементов планировочной структуры, объектов инженерной транспортной инфраструктуры).
Полагая, что красная линия пересекает часть объектов, принадлежащих юридическому лицу на праве собственности, которые вошли в связи с этим на территорию общего пользования, что повлекло, по мнению общества, нарушениях его прав, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявление.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации является нормативным правовым актом.
В силу абзаца второго пункта 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт, приведены в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Согласно пункту 9 указанного постановления к таким признакам отнесены: издание акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое постановление администрации N 317 от 28.04.2015 обладает всеми приведенными признаками нормативного правового акта.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органа местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Частью 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории.
В соответствии с частью 13 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Особенности утверждения и публикации документации по планировке территории (в том числе, проектов планировки территории и проекты межевания территории) предусмотрены частями 13, 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В пункте 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Апелляционный суд отмечает официальный характер постановления N 317 от 28.04.2015 г., свойственный именно нормативным актам. Согласно части 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Соответственно, установленный многоступенчатый порядок принятия постановления главы муниципального образования об утверждении проекта планирования территории завершается его опубликованием, с которым связано его вступление в юридическую силу. С момента опубликования проект планирования территории становится доступным для ознакомления с его содержанием неопределенного круга лиц.
Оспариваемое в рамках настоящего дела постановление N 317 от 28.04.2015 принято Главой администрации города Ростова-на-Дону, к полномочиям которого в силу статей 8, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесено принятие решения об утверждении проекта планировки территории соответствующего муниципального образования. Согласно пункту 2 резолютивной части данного постановления, оно подлежит опубликованию в городской газете "Ростов официальный" и размещению на официальном портале городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону в сети Интернет.
Результаты публичных слушаний по проекту планировки территории до его утверждения подлежат также опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте городского округа (часть 10 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Оспариваемые заявителем красные линии установлены постановлением Главы администрации города Ростова-на-Дону N 317 от 28.04.2015, при этом, документация, утвержденная данным постановлением, разработана в соответствии с генеральным планом города и с учетом протокола подведения публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний от 01.12.2014.
В части 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. Таким образом, решение вопросов градостроительной деятельности муниципальными образованиями зависит, в том числе, от содержания соответствующей документации по планированию территории.
Учитывая регламентированные в части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации цели планирования территорий и содержание постановления N 317 от 28.04.2015 г., можно констатировать, что указанное постановление содержит также такие существенные признаки нормативного правового акта, как наличие в нем правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение.
Так, в соответствии с утвержденным генеральным планом развития города по улицам Станиславского и Московской установлен коридор прохождения магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения 1 класса.
Требования спорного постановления в частности распространяются всех владельцев, пользователей объектов, расположенных в зоне пересадочного узла, предусмотренного в границах: пр. Буденновский, пер. Островского, ул.Станиславского, ул. Московская, входящих в охранную зону объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс сооружений Кафедрального собора во имя Рождества пресвятой Богородицы", а также на неопределенный круг, учитывая, что данным постановлением устанавливаются границы в том числе мест общего пользования (дорог, тротуаров, парковых зон и т.д.).
То обстоятельство, что предмет оспаривания постановления N 317, направленного на регулирование правоотношения по планированию территории муниципального образования город Ростова-на-Дону, а именно его определенной части, ограничен его частью, не может являться основанием для его квалификации как ненормативного правового акта. Рассмотрение вопроса недействительности части акта органа местного самоуправления, имеющего целью единое планировочное градостроительное решение, ведет к утрате единства организации территории, которое предполагает размещение и архитектурные решения в числе прочих таких объектов, как парки, дороги, набережные и т.п.
При таких обстоятельствах, определить круг лиц, в отношении которых указанное постановление имеет обязательственную силу, не представляется возможным. В сферу правоотношений по планированию территорий, строительству территории вовлечено неопределенное количество лиц. При этом, к таким лицам относятся не только физические и юридические лица, но также государственные и муниципальные органы, учреждения.
Оспариваемое постановление не ограничено сроком действия.
Неоднократность применения постановления N 317 определена значимостью поставленных целей планирования территорий, реализация которых не ограничена временными параметрами.
Содержащиеся в нем положения устанавливают обязательные для применения нормы, правила поведения, от реализации которых зависит проведение градостроительной деятельность на соответствующей территории.
С учетом вышеуказанных разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, и приведенных выше норм, оспариваемое постановление является нормативно-правовым актом, поскольку обладает всеми признаками такого акта, так как принято управомоченным органом, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений и на изменение и прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с названным Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" названный Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".
Учитывая изложенное, с 06.08.2014 из компетенции арбитражных судов исключено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, в связи с чем, заявление о признании незаконным постановления Главы администрации города Ростова-на-Дону N 317 от 28.04.2015 не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно пункта 2.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" если арбитражный суд установит, что не имеется федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого нормативного правового акта отнесено к его компетенции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу, за исключением случаев, когда заявление об оспаривании этого акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было им рассмотрено по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции.
Как установлено судом апелляционной инстанции, общество с аналогичным заявлением в суд общей юрисдикции не обращалось, следовательно, возможность обращения в суд общей юрисдикции заявителем не утрачена.
Кроме того, от ООО "Белый аист" поступило заявление об отказе от заявления и прекращении производства по делу.
Поскольку производство по делу подлежит прекращению в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, то судом апелляционный инстанции законность обжалуемого решения суда первой инстанции не проверяется и дело повторно по существу не рассматривается, следовательно, ходатайство заявителя о прекращении производства по делу в связи с отказом от заявленных требований также не может быть рассмотрено судом апелляционной инстанции и подлежит возврату.
В соответствии с подпунктом 3 пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
В связи с прекращением производства по делу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в сумме 1500 рублей уплаченная платежным поручением от 16.12.2015 N 1250 за подачу апелляционной жалобы и государственная пошлина в сумме 3000 рублей уплаченная платежным поручением от 03.08.2015 N 175 за подачу заявления в Арбитражный суд Ростовской области подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 151, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2015 по делу N А53-20426/2015 отменить, производство по делу прекратить.
Разъяснить, что согласно части 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Белый аист" ходатайство о прекращении производства по делу N А53-20426/2015 в связи с отказом от заявленных требований.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Белый аист", юридический адрес: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Московская, 52-54, ИНН 6164071160, ОГРН 1026103282699, из федерального бюджета уплаченную платежным поручением от 16.12.2015 N 1250 государственную пошлину в сумме 1500 рублей по апелляционной жалобе и уплаченную платежным поручением от 03.08.2015 N 175 государственную пошлину в сумме 3000 рублей за подачу заявления в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20426/2015
Истец: ОАО "ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ "ГОРЖИЛПРОЕКТ", ООО "БЕЛЫЙ АИСТ"
Ответчик: Администрация муниципального образования города "Ростов-на-Дону", Администрация Ростова-на-дону
Третье лицо: ГАУК РО "Донское наследие", Государственное автономное учреждение культуры Ростовской области "Донское наследие", Министерство культуры РО, Министерство культуры Ростовской области, МУ "Департамент архитектуры и градостороительства" г. Ростова н/Д, МУ "Департамент архитектуры и градостроительства" г. Ростова-на-Дону., Муниципальное учреждение "Департамент архитектуры и градостроительства", ООО "БЕЛЫЙ АИСТ", ООО "ГОРМАКС", Сичинава Джуби Рушбеевич, Сичинава Миларик Рушбеевич
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7140/16
20.04.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2568/16
13.04.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2356/16
16.02.2016 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-97/16
03.12.2015 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-20426/15