02 июня 2016 г. |
Дело N А83-5793/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 июня 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Илюхиной А.П., судей Гоголя Ю.М., Калашниковой К.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
при участии:
от истца - акционерного общества "Крымстрой": не явился, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки в суд не сообщил,
от ответчика - дочернего предприятия "Управление производственно-технологической комплектации публичного акционерного общества "Крымстрой": не явился, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки в суд не сообщил,
от ответчика - Министерства внутренних дел по Республике Крым: Тамаров Артем Викторович по доверенности N 5 от 04.01.2016, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации,
рассмотрев повторно в открытом судебном заседании в порядке статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 февраля 2016 года по делу N А83-5793/2015 (судья Радвановская Ю.А.)
по исковому заявлению акционерного общества "Крымстрой" (ул. Фрунзе, д. 41, г. Симферополь, Республика Крым, 295017; ОГРН 1149102093645, ИНН/КПП 9102046280/910201001)
к дочернему предприятию "Управление производственно-технологической комплектации
публичного акционерного общества "Крымстрой" (ул. Узловая, 16, г. Симферополь, Республика Крым, 295047)
Министерству внутренних дел по Республике Крым (ул. Б. Хмельницкого, 4, г. Симферополь, Республика Крым, 295034)
о признании права собственности,
установил:
26.11.2015 Акционерное общество "Крымстрой" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к дочернему предприятию "Управление производственно- технологической комплектации публичного акционерного общества "Крымстрой", Министерству внутренних дел по Республике Крым со следующими требованиями:
- признать за Акционерным обществом "Крымстрой" право собственности на автомобиль ГАЗ 3110 регистрационный номер N 30032 КО, 1999 года выпуска, белого цвета, двигатель N 40210DX0050634, шасси (рама) N 0002972, кузов Y7D311000X0232277 и на автомобиль ГАЗ 33021 регистрационный номер N 03169 КО, 2000 года выпуска, светло-серого цвета, двигатель N 4215CPY0306030, шасси (рама) N 0013903, кузов N 330200Y0058493 (т.1, л. 10-13).
Исковое заявление мотивировано тем, что автомобили на безвозмездной основе были переданы дочерним предприятием "Управление производственно-технологической комплектации публичного акционерного общества "Крымстрой" в собственность истца в период действия переходного периода, что подтверждается приказом истца от 17.11.2014, договором дарения автомобиля от 17.11.2014, актом приема-передачи от 25.11.2014 и расходной накладной от 03.11.2014 N РН-000004; Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым отказало истцу в регистрации транспортных средств, обосновывая отказ тем, что расценивает Дочернее предприятие как иностранное юридическое лицо, в связи с чем приобретенные у такого лица автомобили могут быть зарегистрированы либо после проведения таможенных процедур, с выдачей таможенными органами паспорта транспортного средства, либо Дочернему предприятию необходимо пройти государственную регистрацию в качестве российской организации; решение вопроса о приведении учредительных документов Дочернего предприятия в соответствие с законодательством РФ и внесение сведений о нем в ЕГРЮЛ не влияло на гражданскую правоспособность Дочернего предприятия в переходный период, при таких обстоятельствах Дочернее предприятие имело законное право совершать сделки по отчуждению своего имущества со ссылкой на статьи 218, 223, 224, 304 ГК РФ.
30.11.2015 определением Арбитражного суда Республики Крым принято исковое заявление, возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание (т.1, л. 1-7).
01.02.2016 дочернее предприятие "Управление производственно- технологической комплектации публичного акционерного общества "Крымстрой" в отзыве на исковое заявление признал исковые требования и просил их удовлетворить, по мотивам изложенным в нем (л.д. 79-81).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 февраля 2016 года по делу N А83-5793/2015 исковые требования акционерного общества "Крымстрой" удовлетворены.
Признано за акционерным обществом "Крымстрой" право собственности на автомобиль ГАЗ 3110, регистрационный номер N 30032 КО, 1999 года выпуска, белого цвета, двигатель N 40210DX0050634, шасси (рама) N 0002972, кузов Y7D311000Х0232277.
Признано за акционерным обществом "Крымстрой" право собственности на автомобиль ГАЗ 33021, регистрационный номер N 03169 КО, 2000 года выпуска, светло-
серого цвета, двигатель N 4215CPY0306030, шасси (рама) N 0013903, кузов 330200Y0058493.
Предписано выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу (т.1, л. 101-107).
Не согласившись с решением суда, ответчик - Министерство внутренних дел по Республике Крым, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять постановление, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (т.1, л. 136-146)
Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что на момент передачи транспортных средств от дочернего предприятия "Управление производственно-технологической комплектации публичного акционерного общества "Крымстрой" к ПАО "Крымстрой", на территории Республики Крым действовало законодательство Российской Федерации, приказ о передаче автотранспортных средств в собственность ПАО "Крымстрой" в целях рационального использования имущества, а так же акт приема-передачи автотранспортных средств не подтверждает права собственности и не является основанием приобретения ПАО "Крымстрой" права собственности на передаваемое имущество; согласно требований Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 г. N 605, регистрация транспортных средств производится за собственниками, на основании документов, перечень которых установлен п. 15.5.; истцом таких документов не предоставлено; на момент обращения истца в ГИБДД МВД по Республике Крым, в соответствии с законодательством Российской Федерации дочернее предприятие "Управление производственно-технологической комплектации публичного акционерного общества "Крымстрой" является иностранным предприятием, документов о ликвидации, реорганизации дочернего предприятия "Управление производственно-технологической комплектации публичного акционерного общества "Крымстрой" в судебное заседание не предоставлялись.
04.04.2016 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Крым оставлено без движения; предложено заявителю апелляционной жалобы устранить в срок до 04.05.2016 недостатки апелляционной жалобы, а именно: представить в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд доказательства направления или вручения копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов лицу, участвующему в деле, а именно: дочернему предприятию "Управление производственно-технологической комплектации публичного акционерного общества "Крымстрой" (т.1, л. 114-116).
14.04.2016 ответчик устранил недостатки апелляционной жалобы (т.1, л. 119-130).
15.04.2016 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда. апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 февраля 2016 года по делу N А83-5793/2015 принято к производству; назначено судебное заседание на 30.05.2016 (т.1, л. 131-133).
В судебном заседании 30.05.2016 представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
В судебное заседание, назначенное на 30.05.2016 истец, ответчик: дочернее предприятие "Управление производственно-технологической комплектации публичного акционерного общества "Крымстрой" явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки в суд не сообщили.
Дело рассматривается в отсутствие представителей указанных выше лиц, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Часть вторая статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Согласно пункта 1.1. Устава публичного акционерного общества "Крымстрой", утвержденного общим собранием акционеров ОАО "Крымстрой", протокол N 15 от 11.04.2011, зарегистрированного 25.06.2011 Исполнительным комитетом Симферопольского городского совета АР Крым, публичное акционерное общество (ПАО) "Крымстрой" создано согласно Приказа Фонда имущества Автономной Республики Крым от 25.09.1993 N 1493 путем реорганизации государственного предприятия Территориальное строительное управление "Крымстрой" в открытое акционерное общество "Крымстрой" в соответствии с Указом Президента Украины от 26.11.1994 N699/94 "О мерах обеспечения прав граждан Украины на использование приватизационных имущественных сертификатов" и является его правопреемником (т.1, л. 61-63)
На момент реорганизации Территориального строительного управления "Крымстрой" в составе последнего имелось одно из структурных подразделений - Управление производственно-технологической комплектации территориального строительного объединения "Крымстрой".
На базе данного структурного подразделения истец учредил дочернее предприятие
"Управление производственно-технологической комплектации ОАО "Крымстрой" со статусом юридического лица.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей дочернее предприятия "Управление производственно-технологической комплектации" ПАО "Крымстрой" зарегистрировано юридическим лицом, согласно законодательству Украины 15.10.1997, под идентификационном кодом 01274969 (т.1, 66).
В соответствии с пунктом 1.1. Устава дочернего предприятия "Управление производственно-технологической комплектации" ОАО "Крымстрой", утвержденного общим собранием акционеров ОАО "Крымстрой", протокол N 8 от 03.02.2004, зарегистрированного в новой редакции Исполнительным комитетом Симферопольского городского совета АР Крым N1001 от 14.04.2004, дочернее предприятие "Управление производственно-технологической комплектации" ОАО "Крымстрой", является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании законодательства Украины и данного Устава. Дочернее предприятие основано ОАО "Крымстрой" и является его собственностью (т.1, л. 52-60).
В Устав дочернего предприятия "Управление производственно-технологической комплектации" ПАО "Крымстрой" внесены изменения и дополнения N 1, утвержденные общим собранием акционеров ОАО "Крымстрой", протокол N 15 от 11.04.2011, зарегистрированные Исполнительным комитетом Симферопольского городского совета АР Крым 02.09.2011, согласно которым по тексту Устава слова - ОАО "Крымстрой", заменить словами - ПАО "Крымстрой". Пункт 1.2. дополнен абзацем: дочернее предприятия "Управление производственно-технологической комплектации" ПАО "Крымстрой" является правопреемником имущественных прав и обязанностей дочернего предприятия "Управление производственно-технологической комплектации" ОАО "Крымстрой" (т.1, л. 64-65).
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства КРС N 227856 от 21.10.1999, дочерним предприятием в 1999 году был приобретен автомобиль ГАЗ 3110 регистрационный номер N 30032КО, 1999 года выпуска, белого цвета, двигатель N 40210DX0050634, шасси (рама) N 0002972, кузов Y7D311000X0232277(т.1, д. 16).
Также, в 2000 году дочерним предприятием был приобретен автомобиль ГАЗ 33021 регистрационный номер N 03169КО, 2000 года выпуска, светло-серого цвета, двигатель N 4215CPY0306030, шасси (рама) N 0013903, кузов N 330200Y0058493, что подтверждается свидетельством о регистрации КРС N 240485 от 17.08.2000 (т.1, л.17).
Данные автомобили являлись собственностью дочернего предприятия и находились в его пользовании.
Согласно расходной накладной от 03.11.2014 N РН-000004 ПАО "Крымстрой" произвел расчет дочернему предприятию "Управление производственно-технологической комплектации" ПАО "Крымстрой" за автотранспортные средства в сумме 664,25 руб. (с НДС). (т.1, л. 18).
17.11.2014 Приказом Публичного акционерного общества "Крымстрой" N 17 "О передаче автотранспортных средств в собственность ПАО "Крымстрой" директором дочернего предприятия "Управление производственно-технологической комплектации" ПАО "Крымстрой" Ермаковой Г.Н. передано в собственность ПАО "Крымстрой" автотранспортные средства: Автомашина марки ГАЗ-3110, регистрационный N 30032КО, год выпуска 1999 г.; Автомашина марки ГАЗ-31021, регистрационный N 03169КО, год выпуска 2000 г. (т.1, л. 19).
17.11.2014 между Дочерним предприятием "управление производственно-технологической комплектации ПАО "Крымстрой", в лице директора Ермаковой Галины Николаевны, действующей на основании Устава (Даритель) и акционерным обществом "Крымстрой", в лице Генерального директора Степаненко Александра Семеновича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем (Одаряемый), заключен договор дарения автомобиля.
Согласно подпунктам 1.1., 1.2 пункта 1 договора, Даритель обязуется передать в дар Одаряемому автомобили:
- Марка, модель - ГАЗ 3110, регистрационный знак - N 30032КО, год выпуска 1999 года, двигатель - N 40210DX0050634, шасси (рама) - N 0002972, кузов (коляска) N Y7D 311000X0232277, цвет - белого цвета;
- Марка, модель - ГАЗ 33021, регистрационный знак - N 03169КО, год выпуска 2000 года, двигатель - N4215СPY0306030, шасси (рама) - N 0013903, кузов (коляска) N330200Y0058493, цвет - светло-серого цвета.
Одаряемый обязуется принять в дар от Дарителя автомобили, указанные в пункте 1 настоящего Договора (пункт 2).
Согласно пункта 5 договора, Автомобили, указанные в пункте 1 настоящего Договора подлежат передаче по остаточной стоимости, которая по состоянию на момент заключения договора составляет 296,73 руб. и 266,19 руб. соответственно, а всего 562,92 руб. (т.1, л. 78).
25.11.2014 составлен Акт приема-передачи автотранспортных средств, согласно которому в собственность ПАО "Крымстрой" передаются с баланса дочернего предприятия "Управление производственно-технологической комплектации" ПАО "Крымстрой" на баланс ПАО "Крымстрой" автотранспортные средства: Автомашина марки ГАЗ-3110, регистрационный N 30032КО, год выпуска 1999; Автомашина марки ГАЗ-31021, регистрационный N 03169КО, год выпуска 2000 г. (т.1, л. 20).
Согласно Листу записи Единого государственного реестра юридических лиц и Свидетельству о внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц Акционерное общество "Крымстрой" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, согласно законодательства Российской Федерации 26.11.2014 (ОГРН 1149102093645) (т.1, л. 35-38).
Истцом осуществлена оплата за регистрационные знаки по платежному поручению N 87 от 03.03.2015 в сумме 3300,00 руб., свидетельство о регистрации ТС (СТС), паспорт технического средства (ПТС) за ГАЗ 53021, рег. N 03169КО, по платежному поручению N 88 от 03.03.2015 в сумме 3 300,00 руб., свидетельство о регистрации ТС (СТС), паспорт технического средства (ПТС) за ГАЗ 3110, рег. N 30032КО (т.1, л. 44, 46).
07.05.2015 письмом N 35/1-С-30 Отделением N1 (по обслуживанию г. Симферополя, Симферопольского и Бахчисарайского районов) межрайонного регистрационно - экзаменационного отдела Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым сообщено истцу, что в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; в соответствии с разъяснениями Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения, осуществление регистрационных действий с транспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам, ранее зарегистрированным в соответствии с законодательством Украины (до 18 марта 2014 года) и до настоящего времени не внесенными в единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 мая 2014 года N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третей Гражданского кодекса Российской Федерации" не представляется возможным; зарегистрированное до 18 марта 2014 года в соответствии с законодательством Украины юридическое лицо, не прошедшее государственную регистрацию в качестве российского, либо не воспользовавшееся таким правом, вправе осуществлять отчуждение имеющегося у него имущества, в том числе и транспортных средств; при переходе права собственности такого имущества (транспортного средства) к российскому юридическому лицу или физическому лицу - гражданину Российской Федерации расценивается как ранее принадлежащее иностранному юридическому лицу, такие транспортные средства подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в том числе паспортов транспортных средств в таможенных органах; в случае перерегистрации таких юридических лиц в качестве российских, принадлежащие им транспортные средства могут быть зарегистрированы в установленном порядке с заменой, ранее выданных на них в соответствии с законодательством Украины регистрационных документов и номерных знаков (т.1, 39-40).
16.06.2015 письмом N 35/1-С-39 Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым сообщено истцу, что в соответствии с пунктом 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II данного Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении; Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997; из положений статьи 1 Федерального закона от 05.05.2014 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что ранее зарегистрированное в соответствии с законодательством Украины юридическое лицо, не прошедшее государственную регистрацию в качестве российского, либо не воспользовавшееся таким правом, вправе осуществлять отчуждение имеющегося у него имущества, в том числе и транспортные средства; при переходе права собственности таких транспортных средств к физическому лицу гражданину Российской Федерации либо к российскому юридическому лицу, они считаются как ранее принадлежащее иностранному юридическому лицу; такие транспортные средства подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в том числе паспортов транспортных средств в таможенных органах; в связи с непредставлением истцом паспортов транспортных средств, основания для осуществления регистрации автомобилей отсутствуют (т.1, л. 41-43).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правовую оценку обстоятельств по делу и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
11.03.2014 Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и г. Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Пунктом 2 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" установлено, что со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6).
21.03.2014 принят Федеральный Конституционный закон N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Статьей 10 Федерального Конституционного Закона N 6 - ФКЗ предусмотрено, что государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального Конституционного Закона N 6 - ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с частью 3 статьи 12.1 Федерального Конституционного Закона N 6 - ФКЗ, на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования корпоративных отношений в части порядка принятия решений о внесении изменений в учредительные документы юридических лиц или иных решений, являющихся основанием для внесения данных изменений, в целях приведения юридическими лицами, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации (при условии гарантирования прав всех участников (акционеров) таких юридических лиц) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя, которые действуют до 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции от 05.05.2014 N 124-ФЗ, от 04.11.2014 N 346-ФЗ, от 31.12.2014 N 506-ФЗ), в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года (п.1 ст.19 в редакции от 05.05.2014); указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи юридические лица, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц и не приобрели статус филиала (представительства) иностранного юридического лица в срок, установленный настоящей статьей или статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", по истечении этого срока не имеют права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение обязательств указанных юридических лиц, возникших до истечения этого срока, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности указанных юридических лиц) и подлежат ликвидации.
Указанные правовые нормы регулировали порядок приведения в соответствие учредительных документов юридических лиц, за исключением юридических лиц, имущество которых находилось в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых являлось публично-правовое образование, оговорка по которым исключена лишь 04.11.2014 федеральным законом N 346-ФЗ.
По смыслу правил пунктов 1, 9 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части 1 ГК РФ" (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 506-ФЗ) (далее - Закон) если юридические лица, которые имели место нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ до 01.03.2015, то после этой даты они приобретают ограниченную правосубъектность, то есть лишаются права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение своих обязательств) и подлежат ликвидации.
Таким образом, законодателем установлено, что соответствующие юридические лица, созданные по законодательству Украины, по существу приобретают с 01.03.2015 ограниченную правосубъектность согласно законодательству Российской Федерации и признаются до своей ликвидации участниками гражданских правоотношений, их ликвидация осуществляется по правилам российского законодательства.
Соответствующие юридические лица, в том числе в отношении которых принято решение о ликвидации, признаются до своей ликвидации участниками гражданских правоотношений с ограничениями, установленными пунктом 9 статьи 19 Закона.
Спорные автомобили приобретены в 1999 и 2000 годах, дочернее предприятие распорядилось ими в переходный период до 01.01.2015 и до 01.03.2015, до 18.03.2014 они всегда находились и находятся сейчас на территории Республики Крым и эту территорию не покидали.
В связи с принятием Республики Крым в состав РФ истец привел свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, сведения о нем были внесены в ЕГРЮЛ, после чего истец приобрел права и обязанности российской организации.
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального Конституционного Закона N 6 - ФКЗ, части 1 статьи 9 Договора, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
С учетом вышеизложенных правовых норм, после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, в том числе города федерального значения Севастополя, свидетельства о регистрации транспортных средств, выданные ответчику (юридическому лицу, зарегистрированному на территории Республики Крым в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 года), сохранили свое действие в отношении Дочернего предприятия "Управление производственно-технологической комплектации ПАО "Крымстрой".
17 ноября 2014 года, до истечения переходного периода, Дочернее предприятие "Управление производственно-технологической комплектации ПАО "Крымстрой", заключило с истцом договор дарения автомобилей, находящихся на территории Республики Крым и города Севастополя.
Договор дарения заключен в соответствии со статьей 23 Закона N 6-ФКЗ по законодательству Российской Федерации, на территории Республики Крым даритель передал одаряемому документы о регистрации транспортных средств украинского образца, предварительно не осуществив регистрацию передаваемых транспортных средств в соответствии с российским законодательством на основании подпункта (а) пункта 1 постановления Правительства РФ от 05.09.2014 N 897 "Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдачи водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя", действовавшего до 01 января 2015 года.
Таким образом, с 01.03.2015 правосубъектность Дочернего предприятия "Управление производственно-технологической комплектации ПАО "Крымстрой" в настоящее время ограничена, в связи с чем истец и ответчик не имеют возможности произвести государственную регистрацию спорных транспортных средств по законодательству Российской Федерации.
В то же время и на акционерное общество "Крымстрой" не распоространяется упрощенный порядок регистрации транспортных средств, установленный постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2015 года N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя", так как истец является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации и зарегистрированным в ЕГРЮЛ 26.11.2014, а ответчик такую перерегистрацию и приведение учредительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации не произвел.
Следовательно, вывод арбитражного первой инстанции о невозможности истца защищать свое право иным способом, предусмотренным административным законодательством о регистрации транспортных средств, является верным, поскольку сделан с учетом всех фактических обстоятельств спорного правоотношения.
Таким образом, ссылка ответчика на то, что автомобили могут быть зарегистрированы либо после проведения таможенных процедур с выдачей таможенными органами паспорта транспортного средства, либо дочернему предприятию необходимо пройти государственную регистрацию в качестве российской организации не состоятельны, так как препятствуют осуществлению прав и охраняемых законом интересов истца в спорных правоотношениях, которые имеют особенности.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 утвержден "Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним" (далее - административный регламент).
Административным регламентом определен исчерпывающий перечень документов, необходимых, в соответствии с нормативными правовыми актами, для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителям, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Пунктом 15 Административного регламента определен перечень документов, представляемых заявителями, а именно: документы на транспортное средство (пункт 15.4.1. Административного регламента): паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента, основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года.
Из положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что к данным правоотношениям они не применимы, так как в данном случае отсутствует факт ввоза на территорию Российской Федерации указанных автомобилей, ранее зарегистрированное в соответствии с законодательством Украины юридическое лицо, которое не привело свою организационно-правовую форму в соответствие с законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять отчуждение имеющегося у него имущества, в том числе и транспортные средства.
Кроме того, согласно статье 9 Закона Украины "О хозяйственных обществах" от 19.09.1991 N 1576-XII, общество имеет право создавать на территории Украины и за ее пределами филиалы и представительства, также дочерние предприятия в соответствии с действующим законодательством Украины.
В соответствии со статьей 12 Закона Украины "О хозяйственных обществах" общество является собственником: имущества, переданного ему участниками в собственность как вклад в уставный капитал; продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной деятельности; полученных доходов; другого имущества, приобретенного на основаниях, не запрещенных законом.
Часть 1 статьи 213 ГК РФ предусматривает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Частью 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если
иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Из содержания части 1 статьи 224 Гражданского кодекса РФ следует, что передачей признается вручение вещи приобретателю. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя.
В соответствии со статьей 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 года 10/22 разъяснено, что согласно статье 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания права.
Иск о признании права собственности - это внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество, не соединенное с конкретными требованиями о возврате имущества или устранении иных препятствий, не связанных с лишением владения
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 223, 572 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу, что истец приобрел право собственности на транспортные средства на основании договора дарения автомобиля от 17.11.2014 с момента их передачи дарителем одаряемому по соответствующим актам.
Кроме того, исходя из корпоративного законодательства Украины, учитывая тот факт, что ДП "Управление производственно - технологической комплектации ОАО "Крымстрой" и все его имущество находилось в собственности истца, спорные транспортне средства из собственности истца не выбывали.
Поскольку обязательства сторон (истца и ответчика) по договору дарения от 17 ноября 2014 года прекратились исполнением (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации), истец приобрел безвозмездно титул - право собственности - на спорные транспортные средства и фактически владеет ими, следовательно, перед другими лицами (в частности, Министерством внутренних дел по Республике Крым) сохраняется неопределенность в праве собственности истца на указанные транспортные средства, которая связана с поведением первого ответчика, который не перерегистрировал автомобили и не привел свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и эта возможность им после 01.01.2015 и 01.03.2015 утрачена, второго ответчика, который отказал в государственной регистрации и не может быть устранена иным способом, кроме как решением суда о признании права собственности истца на указанные транспортные средства.
Таким образом, дочернее предприятие "Управление производственно-технологической комплектации публичного акционерного общества "Крымстрой" передавая безвозмездно истцу автомобили: автомобиль ГАЗ 3110 регистрационный номер N 30032КО, 1999 года выпуска, белого цвета, двигатель N 40210DX0050634, шасси (рама) N 0002972, кузов Y7D311000X0232277 и автомобиль ГАЗ 33021 регистрационный номер N 03169КО, 2000 года выпуска, светло-серого цвета, двигатель N 4215CPY0306030, шасси (рама) N 0013903, кузов N 330200Y0058493, по своему фактическому содержанию совершил сделку по их отчуждению, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, и в силу чего истец приобрел право собственности на эти автомобили с момента их передачи истцу.
Обжалуемое решение принято законно и обоснованно с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, так как указанные автомобили были зарегистрированы на территории Республики Крым, на этой территории использовались, эту территорию не покидали и в переходный период до 01.01.2015 были переданы дочерним предприятием материнскому предприятию, которое являлось его собственником.
Поэтому доводы апелляционной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судом, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), также не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство внутренних дел по Республике Крым, освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь изложенным и учитывая требования пункта 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд-
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 февраля 2016 года по делу N А83-5793/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.П. Илюхина |
Судьи |
Ю.М. Гоголь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5793/2015
Истец: АО "КРЫМСТРОЙ"
Ответчик: Дочернее предприятие "Управление производственно-технологической комплектации ПАО "Крымстрой", Дочернее предприятие "Управление производственно-технологической комплектации публичного акционерного обзества "Крымстрой", МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, Министерство внутренних дел Республики Крым