г. Самара |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А55-31816/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалёвой Е.М., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Паладьев М.А., доверенность от 26 августа 2015 года N 7,
от ответчика - Пащенко А.А., доверенность от 01 февраля 2016 года N 3-01-02/615,
от третьего лица - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 марта 2016 года по делу N А55-31816/2015 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татьяна" (ОГРН 1026301713910, ИНН 6319052090), город Самара,
к Администрации городского округа Самара, город Самара,
с участием третьего лица Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Татьяна" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации городского округа Самара (далее - Администрация), с привлечением в качестве третьего лица Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - департамент), о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению общества о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0707004:3280 площадью 475,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, д. 320 А, занимаемого магазином товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв.м., и обязать администрацию рассмотреть в тридцатидневный срок заявление общества о предоставлении в собственность за выкуп вышеназванный земельный участок.
Решением суда заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
Администрация, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель администрации.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей общества и Администрации, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.06.2015 г. ООО "Татьяна" обратилось в Администрацию с заявлением о представлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0707004:3280, площадью 475 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, д. 320А, занимаемого магазином товаром первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв.м., которое поступило в департамент 02.07.2015 г., что подтверждается входящим N 15-01- 22/8128, однако по состоянию на 24.12.2015 г. заявитель не уведомлен о предоставлении земельного участка в собственность, что послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит модульный павильон мини-магазина площадью 110,5 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, д. 320 А, что подтверждается свидетельством от 23.10.2002 г. серия 63-АА N 681811.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 г. были возложены на Министерство.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентирован ст. 36 Земельного кодекса РФ, действовавшей на момент принятия решения о предоставлении.
Актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, являлся Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утв. постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, действовавший на момент принятия решения об отказе, утратившим в силу в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 18.03.2015 г. N 124.
26.02.2015 г. был принят Закон Самарской области N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и ст. 5.1 Закона Самарской области "О земле".
Согласно указанному закону полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара с 01.03.2015 г. осуществляются органами местного самоуправления городского округа Самара.
В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Таким образом, с 01.03.2015 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Самара, перешли к органам местного самоуправления городского округа Самара.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ осуществляется без проведения торгов.
В соответствии с ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
При этом уполномоченный орган вправе направлять соответствующие запросы, однако реализация указанного полномочия не изменяет срок рассмотрения уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка, установленный п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.п. 4 п. 2 постановления Администрации городского округа Самара от 19.08.2015 г. N 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по организации подготовки проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли- продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, в случаях предусмотренных ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в администрацию с заявлением о представлении в собственность за выкуп 02.07.2015 г., что подтверждается входящим N 15-01- 22/8128, которое администрация передала для работы в Департамент управления имуществом городского округа Самара, но до настоящего времени администрация не приняла решения по заявлению общества.
Доводы Администрации об отсутствии в ее распоряжении необходимых для рассмотрения заявления заключений уполномоченных органов правомерно признаны судом несостоятельными, поскольку предусмотренный п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ срок является пресекательным и продлению не подлежит, при этом передача органом местного самоуправления части своих полномочий иным государственным органам не освобождает его от обязанности рассмотреть заявление в установленный срок.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 г. по делу N А55-29467/2015.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2, под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами, в данном случае - Земельным кодексом РФ). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии с разъяснениями ВАС РФ и Верховного суда РФ, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 г. (п. 6), основанием для признания действий органа государственной власти незаконными является обязательное и одновременное наличие двух условий: во-первых, соответствующие действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту; во-вторых, такие действия должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии бездействия со стороны администрации, выразившееся в непринятии решения по заявлению общества о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0707004:3280 площадью 475,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, д. 320 А, занимаемого магазином товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв.м., в срок, установленный ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, то есть не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка. После истечения указанного срока действия заинтересованных лиц по рассмотрению заявления являются явно несвоевременными, в результате чего в течение длительного времени заявитель лишен возможности получения ответа на своё заявление.
Таким образом, бездействие администрации, выразившееся в не принятии в установленный законом срок решения по заявлению общества, нарушает требование ст. 39.17 Земельного кодекса РФ и создает препятствия к реализации права общества на приобретение в собственность земельного участка (ст. 39.20 ЗК РФ).
Принимая во внимание, что заявление общества до настоящего времени администрацией не рассмотрено, а также учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти, уполномоченных по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, суд правильно обязал администрацию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя - в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения рассмотреть заявление о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0707004:3280 площадью 475,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, д. 320 А, занимаемого магазином товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв.м.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы Администрации о том, что судом не приняты во внимание ссылки ответчика на постановление Администрации от 19.08.2015 г. N 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" и Административный регламент, утвержденный приказом Министерства строительства Самарской области от 30.06.2015 г. N 262-п, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как порядок и срок рассмотрения заявления лица о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется федеральным законом - Земельным кодексом РФ и орган местного самоуправления при осуществлении своих полномочий обязан руководствоваться нормами федерального законодательства, в том числе императивными нормами, предусматривающими сроки рассмотрения заявления. Предусмотренный п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ срок является пресекательным и продлению не подлежит. Приведенные в жалобе обстоятельства не свидетельствуют об освобождении Администрации от обязанности рассмотреть заявление в установленный срок.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 марта 2016 года по делу N А55-31816/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.М. Рогалёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31816/2015
Истец: ООО "Татьяна"
Ответчик: Администрация городского округа Самара
Третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара, ООО "Татьяна"