г. Самара |
|
30 мая 2016 г. |
Дело N А72-16122/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Рогалевой Е. М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей акционерного общества "Ульяновская сетевая компания" - Сурмаковой О.А (доверенность от 11.03.2016 N 35/16), Воронцовой Т.В. (доверенность от 02.12.2015 N 341/15),
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель общества с ограниченной ответственностью "Парк" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель общества с ограниченной ответственностью "Районная сетевая компания Парк" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Ульяновская сетевая компания",
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 февраля 2016 года по делу N А72-16122/2015 (судья Коннова О.В.),
по заявлению акционерного общества "Ульяновская сетевая компания" (ОГРН1067326026514, ИНН 7326027025), г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
с участием третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "Парк" (ОГРН 1087302001621, ИНН 7302040073), г. Димитровград,
общества с ограниченной ответственностью "Районная сетевая компания Парк" (ОГРН 1147329003084, ИНН 7329016039), г. Димитровград,
о признании недействительным и отмене решения от 25.09.2015 N 6345-04 по делу N 12329/04-2015,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ульяновская сетевая компания" (далее - заявитель, общество, АО "УСК") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган, Ульяновское УФАС России, Управление) с заявлением (с учетом уточнений требований) о признании недействительными и отмене решения от 25.09.2015 N 6345-04 по делу N 12329/04-2015 и предписания от 25.09.2015 N 100 (т.1 л.д.2-3, т.2 л.д.133).
Определением суда, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - общество с ограниченной ответственностью "Парк", общество с ограниченной ответственностью "Районная сетевая компания Парк" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2016 по делу N А72-16122/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2 л.д.153-157).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.27-31).
Антимонопольный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя антимонопольного органа и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 08.06.2015 в Ульяновское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступило заявление ООО "Парк" на незаконные действия АО "УСК", выразившиеся в непредставлении акта проверки расчетного прибора учета по результатам проверки от 28.11.2014, составлении акта проверки расчетного прибора учета N 30 от 27.02.2015, акта о неучтенном потреблении электроэнергии от 27.02.2015 с нарушением порядка их составления, направлении расчета объема неучтенного потребления электроэнергии с нарушением срока.
По результатам рассмотрения указанного заявления приказом от 08.07.2015 N 160 возбуждено дело по признакам нарушения АО "УСК" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном выставлении объемов неучтенного потребления электроэнергии в адрес ООО "Парк" за период с 03.07.2014 по 31.12.2014.
Оспариваемым решением антимонопольного органа от 25.09.2015 N 6345-04 по делу N 12329/04-2015 действия АО "УСК", выразившиеся в необоснованном выставлении объемов неучтенного потребления электроэнергии в адрес ООО "Парк" за период с 03.07.2014 по 31.12.2014, признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (т.1 л.д.56-59).
Антимонопольный орган выдал АО "УСК" предписание от 25.09.2015 N 100 о прекращении в течение 30 календарных дней со дня получения предписания указанного нарушения путем отзыва писем, направленных в адрес ООО "Парк" от 04.03.2015 N 1601-18/157, от 18.03.2015 N 09-2/148 (т.1 л.д.60).
Считая данные акты антимонопольного органа незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы, АО "УСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из материалов дела видно, что АО "УСК" включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (Раздел I. Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии), приказом от 30.01.2013 N 51-э под номером 73.1.25.
Таким образом, АО "УСК" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и присоединения к электрическим сетям в границах присоединённой сети.
01.10.2012 на основании договора N 001 аренды имущества, предназначенного для использования в целях обслуживания электросетевого оборудования и передачи электрической энергии, заключенного между ОАО "Мелекессремтехпред" (арендодатель, правопреемник - ООО "Базис-М") и ООО "Парк" (арендатор), последнему по акту приема-передачи электросетевого имущества (приложение N 1 к договору) передано здание трансформаторной подстанции N 172, трансформатор ТМ-630 кВА по адресу: г.Димитровград, ул. Куйбышева, д. 34, опора, провода.
01.01.2013 между ООО "Парк" (исполнитель) и АО "УСК" (заказчик) заключен договор N 01/13 оказания услуг по передаче электрической энергии, согласно которому исполнитель оказывает услуги по передаче электрической энергии и мощности от точек присоединения до точек поставки, путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а заказчик обязуется оплачивать оказанные исполнителем услуги в соответствии с условиями и сроками, указанными в настоящем договоре.
Перечень точек присоединения, их технические характеристики, а также перечень точек поставки, их технические характеристики определены сторонами в приложениях N N 1.1 и 1.2 к вышеуказанному договору, в частности передача электрической энергии осуществлялась на ПС Черемшанская 220/110/10 кВ яч. 18 ЗТП-172 (п) 10/0,4 кВ 2х630 кВА.
В силу пунктов 3.1.7, 3.1.8 договора от 01.01.2013 N 01/13 стороны обязуются проводить проверку приборов учета электроэнергии и схемы их включения, беспрепятственно, в предварительно согласованные сторонами сроки (не позднее, чем за одни сутки), допускать уполномоченных представителей другой стороны договора к приборам контроля и учета количества и качества переданной электрической энергии в случаях проведения контрольных проверок приборов учета и совместного снятия контрольных показаний приборов учета.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.3 договора N 01/13 от 01.01.2013 в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление N442), в указанных случаях заказчиком составляются акты безучетного потребления.
03.07.2014 между АО "УСК" и ООО "Парк" составлен акт N 73 проверки расчетного прибора учета объекта: база по адресу г. Димитровград, ул. Куйбышева, д. 34 (ПС Черемшанская, питающая ТП - ЗТП-172 630 кВА), согласно которому схема узла учета собрана верно, прибор учета электроэнергии работает в своем классе точности.
На основании дополнительного соглашения N 004 от 31.12.2014 вышеуказанный договор от 01.10.2012 N 001 аренды имущества, предназначенного для использования в целях обслуживания электросетевого оборудования и передачи электрической энергии, расторгнут с 31.12.2014. Сторонами подписан акт возврата из аренды электросетевого имущества от 31.12.2014.
01.01.2015 на основании договора N 002/15 аренды имущества, предназначенного для использования в целях обслуживания электросетевого оборудования и передачи электрической энергии, заключенного между ООО "Базис-М" (арендодатель) и ООО "Районная сетевая компания Парк" (арендатор), последнему по акту приема-передачи электросетевого имущества (приложение N 1 к договору) передано здание трансформаторной подстанции N 172, трансформатор ТМ-630 кВА по адресу: г.Димитровград, ул. Куйбышева, д. 34, опора, провода.
На основании дополнительного соглашения N 3 от 01.01.2015 о внесении изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 01/13 от 01.01.2013, заключенного между ООО "Парк" и АО "УСК" точка присоединения ПС Черемшанская 220/110/10 кВ яч. 18 ЗТП-172 (п) 10/0,4 кВ 2х630 кВА исключена из договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 01/13 от 01.01.2013.
14.01.2015 в адрес АО "УСК" поступила оферта ООО "Районная сетевая компания Парк" договора N 01/15 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2015, преддоговорный спор между сторонами разрешен в судебном порядке решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2015 по делу А72-7905/2015.
19.02.2015 между ООО "Районная сетевая компания Парк" и АО "УСК" подписан акт разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон N 110, согласно которому границы балансовой принадлежности сторон установлены: зажимы присоединения провода на ж/б опоре N 34 ВЛ-10кВ РП-32х400кВА яч. 16 ПС "Черемшанская" яч. 18, границы эксплуатационной ответственности сторон установлены: зажимы присоединения провода на опоре N 34 ВЛ-10кВ РП-3 2х400кВА яч. 16 в сторону ТП-172 2х630кВА.
27.02.2015 представителем АО "УСК" составлен акт N 30 проверки расчетного прибора учета объекта: база (II ввод) по адресу г. Димитровград, ул. Куйбышева, д. 34 (ПС Черемшанская, питающая ТП - ЗТП-172 630 кВА), согласно которому повреждена пломба государственной метрологической поверки, прибор учета электроэнергии не пригоден для коммерческих расчетов, истек срок гос. метрол. поверки измерительных т/т.
В представленном АО "УСК" акте N 30 от 27.02.2015 указано, что он составлен в присутствии уполномоченного представителя ООО "Парк" коммерческого директора Арефьева А.Н., акт подписан представителем ОАО "УСК" инженером ОТА Мильчаковым Д.С. и коммерческим директором Арефьевым А.Н.
В представленном ООО "Парк" акте N 30 от 27.02.2015 указано, что он составлен в присутствии уполномоченного представителя коммерческого директора Арефьева А.Н., акт подписан представителем ОАО "УСК" инженером ОТА Мильчаковым Д.С., имеется подпись в строке "представитель потребителя", подпись коммерческого директора Арефьева А.Н. отсутствует.
27.02.2015 представителями АО "УСК" в отношении ООО "Парк" составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии, который подписан представителями ОАО "УСК" инженером ОТА Мильчаковым Д.С., инженером ОТА Морозовым В.Н. и коммерческим директором Арефьевым А.Н.
04.03.2015 письмом N 1601-18/157 в адрес ООО "Парк" направлен расчет объема неучтенного потребления электроэнергии за период с 03.07.2014 по 27.02.2015.
Письмом от 18.03.2015 N 09-2/148 данный расчет скорректирован и выставлен за период с 03.07.2014 по 31.12.2014.
ООО "Парк" не согласно с указанными актами, так как владельцем спорного оборудования с 01.01.2015 не являлось, при проверке 27.02.2015 представитель ООО "Парк" не присутствовал, о проверке ООО "Парк" не извещалось, Арефьев А.Н. не является представителем ООО "Парк" с 01.01.2015, привлекается ООО "Парк" только по разовым гражданско-правовым договорам, о чем сообщается АО "УСК" в письменном виде.
ООО "Районная сетевая компания Парк" пояснило, что с 01.01.2015 является владельцем спорного оборудования, с 01.01.2015 Арефьев А.Н. состоит в трудовых отношениях с ООО "Районная сетевая компания Парк", Арефьев А.Н. принимал участие в проверке 27.02.2015 именно как представитель ООО "Районная сетевая компания Парк".
Ульяновское УФАС России, принимая оспариваемое в рамках настоящего дела решение, обосновывает свою позицию тем, что заявитель не имел законных оснований проведения проверки расчетного прибора учета объекта электросетевого хозяйства в отношении лица, не являющегося собственником или иным законным владельцем проверяемого объекта.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Согласно пункту 167 Постановления N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
В соответствии с пунктом 168 Постановления N 442 проверка соблюдения сетевой организацией требований настоящего документа, определяющих порядок учета передаваемой электрической энергии, в том числе проведение проверок приборов учета, принадлежащих сетевой организации и установленных в границах объектов электросетевого хозяйства такой сетевой организации, осуществляется смежными сетевыми организациями, потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства таких сетевых организаций, и (или) представляющими их интересы гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями), производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объекты по производству электрической энергии (мощности) которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства таких сетевых организаций. Условия и порядок проведения таких проверок определяются соглашением с указанной сетевой организацией.
Пунктом 172 Постановления N 442 установлено, что проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.
Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
В силу пункта 173 Постановления N 442 проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке. Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 настоящего документа.
Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является: полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего точки поставки, расположенные в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде; полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки; выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом.
Спорная проверка 27.02.2015 не была включена в план-график проведения проверок расчетных приборов учета, основанием ее проведения, как пояснил заявитель, явилось изменение договорных отношений в частности, по ТП N 172, соответственно, фиксирование переходных показаний.
В соответствии с пунктом 176 Постановления N 442 результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.
Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.
В акте проверки приборов учета должны быть указаны: дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки; лица, принявшие участие в проверке; лица, приглашенные в соответствии с пунктом 171 настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие; характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительного трансформатора, в случае если прибор учета входит в состав измерительного комплекса или систему учета), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета (измерительного трансформатора); характеристики и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки); результат проверки;характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка; лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.
В соответствии с пунктом 177 Постановления N 442 в случае, если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 442 "безучетное потребление" -потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 145 Постановления N 442 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
В соответствии с п. 1.2.2, 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6, потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов, учет, рациональное расходование электрической энергии и проведение мероприятий по энергосбережению. Обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии Потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию, персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям.
Учитывая вышеизложенные нормы, суд первой инстанции правильно признал обоснованными доводы Ульяновского УФАС России, что ответственность за нарушения, выявленные при проверке 27.02.2015, возложена на потребителя - собственника спорного прибора учета.
Договором от 01.01.2013 N 01/13 оказания услуг по передаче электрической энергии между ООО "Парк" (исполнитель) и АО "УСК" установлено, что исполнитель оказывает услуги по передаче электрической энергии и мощности от точек присоединения до точек поставки, путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а заказчик обязуется оплачивать оказанные исполнителем услуги в соответствии с условиями и сроками, указанными в настоящем договоре.
Согласно пункту 8.2 договора N 01/13 от 01.01.2013 его действие прекращается с момента прекращения действия договора аренды (субаренды) электрических сетей, находящихся в пользовании у исполнителя.
При этом согласно пункту 2.2 указанного договора стороны определили как существенное условие договора ответственность сторон договора за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которые фиксируются в прилагаемых к настоящему договору актах разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что с 01.01.2015 законным владельцем электросетевого имущества - трансформаторной подстанции N 172, в которой и установлен спорный прибор учета, является ООО "Районная сетевая компания Парк".
Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определено, что: "акт разграничения балансовой принадлежности электросетей" - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности; "акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства; "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
19.02.2015 между ООО "Районная сетевая компания Парк" и АО "УСК" подписан акт N 110 разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому границы балансовой принадлежности сторон установлены: зажимы присоединения провода на ж/б опоре N 34 ВЛ-10кВ РП-3 2х400кВА яч. 16 ПС "Черемшанская" яч. 18, границы эксплуатационной ответственности сторон установлены: зажимы присоединения провода на опоре N 34 ВЛ-10кВ РП-3 2х400кВА яч. 16 в сторону ТП-172 2х630кВА.
Таким образом, обоснованной является позиция антимонопольного органа, что законных оснований для возложения ответственности за нарушения, выявленные при проверке 27.02.2015, на ООО "Парк" не имеется. Заявителем такого нормативного обоснования не приведено.
Доводы заявителя об изменении договорных отношений с ООО "Парк" только 31.03.2015 (подписано дополнительное соглашение N 3 от 01.01.2015 о внесении изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 01/13 от 01.01.2013, оферта которого получена АО "УСК" 27.01.2015), о заключении договора с ООО "Районная сетевая компания Парк" только после разрешения преддоговорного спора в судебном порядке в октябре 2015 года, о нарушении ООО "Парк" пункта 8.4 договора в части срока направления оферты, не опровергают определенный законодателем подход к субъекту ответственности.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя в части подписания представителем ООО "Парк" актов от 27.02.2015 без замечаний.
Доказательств извещения ООО "Парк" о проверке 27.02.2015 суду не представлено.
В представленном ООО "Парк" акте проверки N 30 от 27.02.2015 не указано, что он составлен в присутствии уполномоченного представителя ООО "Парк" (указано -коммерческий директор Арефьев А.Н.).
С учетом доводов и представленных в их обоснование документов третьих лиц (с 01.01.2015 Арефьев А.Н. является представителем ООО "Районная сетевая компания Парк", при проверке 27.02.2015 он присутствовал именно как представитель данной организации) у суда не имеется бесспорных доказательств иного.
Довод заявителя, что он был беспрепятственно допущен Арефьевым А.Н. к спорной точке, не опровергает доводы третьих лиц, так как с 01.01.2015 доступ к ней имеется только у потребителя - ООО "Районная сетевая компания Парк", чьим представителем и являлся Арефьев А.Н.
Ссылку заявителя на судебную практику по вопросу противоречивости представленных доказательств (решение по делу N А72-5205/2015) суд первой инстанции правомерно отклонил, так как предметом оценки являлись иные доказательства (акты проверки и о неучтенном потреблении электроэнергии были подписаны директором общества, также суд учел наличие в акте расшифровки подписи, указания должности на документе, скрепленном печатью общества).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта, что АО "УСК" не занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.
В части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1998 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Из материалов дела видно, что АО "УСК" включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (Раздел I. Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии) приказом ФСТ России от 30.01.13 N 51-э под номером 73.1.25
Таким образом, АО "УСК" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и присоединения к электрическим сетям в границах присоединённой сети.
Апеллянт указывает в апелляционной жалобе, что если бы при проверке прибора 27.02.2015 учет электроэнергии был бы достовернее, то договорные отношения с ООО "ПАРК" были бы прекращены, начиная, с 01.01.2015 при отсутствии претензий друг к другу.
Однако исходя из обстоятельства, с 01.01.2015 электросетевое имущество выбыло из владения и пользования ООО "Парк", какой-либо правовой ответственности за выявленные нарушения, указанные в акте от 27.02.2015 ООО "ПАРК" нести не может.
Доказательств того, что нарушения, выявленные представителями АО "УСК" в ходе проверки прибора учета электроэнергии 27.02.2015, возникли в результате действий ООО "ПАРК", АО "УСК" в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта о невозможности взыскания неучтенного потребления, так как это не свидетельствует о правомерности проведения проверки 27.02.2015.
Судебная практика, на которую ссылается АО "УСК" (N А72-5205/2015) не имеет отношения к настоящему делу, конкретные обстоятельства настоящего спора (проведение проверки в отношении уже выбывшего из владения и пользования имущества проверяемого лица) не аналогичны обстоятельствам казанной судебной практики. Кроме того, в судебных актах по данному делу отсутствует вывод, что при противоречивости представленных доказательств необходимо руководствоваться документами, оформленными в ходе проверки.
Апеллянт указывает, что смежная сетевая организация провела замену неисправного прибора учета по предписанию АО "УСК", тем самым подтвердив непригодность расчетного прибора учета и факт выявленного безучетного потребления электроэнергии.
Однако замену произвело - ООО "РСК "Парк", как титульный владелец имущества, исходя из требований пункта 145 Постановления N 442, а не ООО "Парк".
Соответственно, данная замена прибора учета также не свидетельствует о правомерности проведения проверки прибора учета 27.02.2015 и выставлении безучетного потребления ООО "Парк".
При таких обстоятельствах, Ульяновское УФАС России пришло к обоснованному выводу о том, что в действиях АО "УСК", выразившихся в необоснованном выставлении объемов неучтенного потребления электроэнергии в адрес ООО "Парк" за период с 03.07.2014 по 31.12.2014, имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемые акты антимонопольного органа (решение и предписание) соответствует требованиям Закона о защите конкуренции, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы, АО "УСК" уплачена в доход федерального бюджета платежным поручением от 01.03.2016 N 1049 государственная пошлина в сумме 3000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает АО "УСК" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 01.03.2016 N 1049 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 февраля 2016 года по делу N А72-16122/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Ульяновская сетевая компания" (ОГРН1067326026514, ИНН 7326027025), г. Ульяновск, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 01 марта 2016 года N 1049 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-16122/2015
Истец: АО "УЛЬЯНОВСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
Третье лицо: ООО "ПАРК", ООО "РАЙОННАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ПАРК", ООО "РСК Парк", ООО ПАРК