г. Владимир |
|
26 мая 2016 г. |
Дело N А43-16621/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.05.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рубис Е.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белах О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Ямовова Виктора Васильевича
на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.03.2016 по делу N А43-16621/2015,
принятое судьей Когутом Д.В.,
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области
на действия временного управляющего Ямовова Виктора Васильевича,
без участия сторон.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП "Муниципальное предприятие "Теплоэнерго" МО "Балахнинский муниципальный район Нижегородская область" ФНС России обратилась в суд с жалобой на действия временного управляющего МУП "Муниципальное предприятие "Теплоэнерго" МО "Балахнинский муниципальный район Нижегородская область" Ямового В.В., выразившиеся в согласовании анализа финансового состояния должника выполненного в нарушении требований ст. 70 Закона о банкротстве, а также просит признать необоснованными расходы по оплате услуг ООО "Мастер Аудит" в размере 120 000 рублей.
Определением от 21.03.2016 суд первой инстанции признал незаконными действия временного управляющего МУП "Муниципальное предприятие "Теплоэнерго" МО "Балахнинский муниципальный район Нижегородская область" Ямового Виктора Васильевича по привлечению ООО "Мастер Аудит" для составления финансового анализа по договору от 29.12.2015, а также действия по выплате ООО "Мастер Аудит" 120 000 рублей.
При принятии судебного акта арбитражный суд первой инстанции руководствовался статьями 20.3, 20.7, 32, 60, 67, 70 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве).
Не согласившись с принятым судебным актом, арбитражный управляющий Ямовой В.В. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда от 21.03.2016 ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, изложенных в определении, обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы полагает, что отсутствуют правовые основания для признания его действий незаконными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257-262, 266, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.09.2015 в отношении МУП "Муниципальное предприятие "Теплоэнерго" муниципального образования "Балахнинский муниципальный район Нижегородская область" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Ямовой В.В.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятий" бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке аудитором.
Уставом МУП "МП "Теплоэнерго" МО "БМР НО" определена обязанность ежегодно проводить аудиторские проверки (при наличии финансовых показателей своей деятельности, установленных действующим законодательном).
Согласно справке выданной директором МУП "МП "Теплоэнерго" МО "БМР НО" Валатиным В.В. аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП "МП "Теплоэнерго" МО "БМР НО" за последние три года не проводился.
29.12.2015 между временным управляющим Ямовым В.В. (заказчик) и ООО "Мастер Аудит" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности МУП "МП "Теплоэнерго" МО "БМРНО" N 234/2015.
Согласно п. 1.1 договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя выполнение работ по анализу финансового состояния МУП "МП "Теплоэнерго" МО "БМР НО" за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 на основании п. 2 ст. 70 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также в соответствии с требованиями правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367, в срок до 12.01.2016.
В соответствии с п. 4.1. стоимость работ по настоящему договору составляет 120 000 рублей.
Анализ финансового состояния должника выполнен и составлен ООО "Мастер Аудит" за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Посчитав, что временный управляющий неправомерно привлек ООО "Мастер Аудит" для составления финансового анализа по договору от 29.12.2015 уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Нижегородской области.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены определения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве, части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве кредиторам должника предоставлено право обратиться в арбитражный суд с жалобой о нарушении их прав и законных интересов.
По смыслу указанной нормы права, основанием для удовлетворения жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов действием (бездействием) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом фактов несоответствия этих действий (бездействия) законодательству и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов кредиторов должника.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан: анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц; разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В силу абзаца шестого пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.
При привлечении специалистов арбитражный управляющий обязан в том числе привлекать их лишь тогда, когда это является обоснованным, и предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.
Общий подход к оценке разумности и добросовестности привлечения специалистов для обеспечения деятельности арбитражного управляющего сформулирован, в частности, в пунктах 2, 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве".
По смыслу названных разъяснений, арбитражный управляющий при привлечении специалистов должен принимать во внимание необходимость их привлечения в целом или в части (как в общем, исходя из потребности в услугах такого привлеченного лица, так и применительно к конкретному привлеченному лицу). Кроме того, при привлечении привлеченных лиц арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, в том числе привлекать их лишь тогда, когда это является обоснованным, и предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.
При рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения привлеченного лица следует, исходя из пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве, учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим (с учетом количества принадлежащего должнику имущества и места его нахождения), возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией.
Таким образом, привлечение арбитражным управляющим лиц в процедурах банкротства должно быть обусловлено реальной в том необходимостью, в целях своевременного и надлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей в процедуре банкротства.
Необходимость привлечения специалистов, как правило, основана на том, что сам арбитражный управляющий в определенной области не обладает соответствующими знаниями, поэтому привлекает специалистов в указанной области (юрист, бухгалтер, аудитор и т.д.), либо объем работы, который следует выполнить в рамках дела о банкротстве, не позволяет арбитражному управляющему выполнить эту работу без привлечения иных лиц.
В силу пункта 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве полномочия, возложенные в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что пункт 5 статьи 20.3 Закона не содержит запрета на передачу арбитражным управляющим третьим лицам полномочий, принадлежащих ему как лицу, осуществляющему полномочия органов управления должника. Данная норма лишь ограничивает арбитражного управляющего в возможности передачи третьим лицам исключительных полномочий, предоставленных ему Законом как специальному участнику процедур банкротства и связанных, прежде всего, с принятием соответствующих решений, касающихся проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Утверждение арбитражного управляющего в качестве временного управляющего в деле о банкротстве в первую очередь предполагает осуществление им обязанностей временного управляющего самостоятельно.
Именно ввиду самостоятельного осуществления обязанностей временного управляющего арбитражному управляющему гарантировано законом получение причитающегося ему вознаграждения.
Статьей 20 Закона о банкротстве предусмотрено, что обязательными условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются, в том числе наличие высшего профессионального образования, наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве продолжительностью не менее шести месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее двух лет, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией; сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих.
Единой программой подготовки арбитражных управляющих, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2009 N 517 "Об утверждении Единой программы подготовки арбитражных управляющих" предусмотрено, что арбитражный управляющий должен обладать комплексными знаниями, включающими познания в области гражданского, налогового, трудового и уголовного права, гражданского, арбитражного и уголовного процесса, бухгалтерского учета и финансового анализа, оценочной деятельности и менеджмента, для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего.
Для обеспечения исполнения обязанностей Закон о банкротстве допускает возможность привлечения им иных лиц, но это вовсе не означает, что обязанности следует полностью возложить на привлеченных лиц.
Из изложенных норм права, Единой программы подготовки арбитражных управляющих следует, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве, обладая комплексными знаниями, обязан самостоятельно анализировать финансовое состояние должника.
Для анализа финансового состояния должника допускается использование услуг аудиторов при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 70 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 2 статьи 70 Закона о банкротстве, если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.
При отсутствии документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.
Предметом договора N 234/2015 на проведение анализа финансового состояния предприятия, в отношении которого возбуждена процедура банкротства от 29.12.2015 является выполнение работ по анализу финансового состояния МУП "МП "Теплоэнерго" МО "БМР НО" за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 на основании п. 2 ст. 70 Закона о банкротстве.
Согласно указанным выше нормам закона временный управляющий имеет право привлекать аудит для проведения анализа финансового состояния должника, между тем обязанность по составлению анализа финансового состояния должника лежит на временном управляющем.
Привлечение в порядке пункта 2 статьи 70 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" аудитора не снимает с арбитражного управляющего обязанности по проведению анализа финансового состояния должника.
Судом первой инстанции из содержания договора от 29.12.2015 N 234/2015 и пояснений управляющего в судебном заседании верно установлено, что ООО "Мастер Аудит" было поручено проведение финансового состояния должника, что он и сделал, временный управляющий лишь согласовал анализ финансового состояния.
Таким образом, суд приходит к выводу, что временный управляющий необоснованно привлек ООО "Мастер Аудит" для составления анализа финансового состояния должника по договору от 29.12.2015, поскольку данная обязанность лежит исключительно на временном управляющем.
Временным управляющим не обоснована невозможность самостоятельного осуществления им функций, для которых было привлечено ООО "Мастер Аудит".
Коллегия судей считает, что в силу установленных арбитражному управляющему квалификационных требований он мог и должен был осуществлять указанные действия самостоятельно, не привлекая для этих целей иных лиц.
Деятельность арбитражного управляющего, утвержденного судом для проведения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, должна быть направлена на минимизацию расходов, осуществляемых за счет имущества должника, из которого формируется конкурсная масса.
Коллегия судей также считает, что привлечение для оказания упомянутых услуг специалистов является необоснованным и не отвечает интересам кредиторов должника.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику, отклоняется апелляционным судом, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами. Нарушения единообразия судебной практики судом первой инстанции не допущено.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, оценив указанные обстоятельства, установленные в настоящем деле о несостоятельности (банкротстве) должника, в их совокупности и сопоставив их, коллегия судей считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление уполномоченного орагана.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.03.2016 по делу N А43-16621/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Ямовова Виктора Васильевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Рубис |
Судьи |
Т.А.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-16621/2015
Должник: МУП "Муниципальное предприятие "Теплоэнерго" муниципального образования "Балахнинский муниципальный район Нижегородская область"
Кредитор: Межрайонная ИФНС России N 5 по Нижегородской области
Третье лицо: Администрация Балахнинского муниципального р-на Нижегородской обл., АО "НПО "ПРавдинский радиозавод", Ассоциация Краснодарская МСРО АУ Единство, В/У Ямовой Виктор Васильевич, Валатин Владимир Васильевич, к.у. Еремеев Эдуард Михайлович, Кручинина Н. А. и Кручинина Е. С., МУП "МП Водоканал" МО "город Балахна", НП "КМ СРО АУ "Единство", ООО "Волга-Управляющая Компания "жилищно комунального хозяйства", ПАО "Т Плюс", ПАО "ТНС Энерго НН", УФНС России по НО, УФРС России по НО, УФССП (Балахнинский районный отдел), УФССП России по НО, филиал "Нижегородский" ПАО "Т Плюс"
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2581/16
10.07.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2581/16
09.09.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3107/16
26.05.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2581/16
29.01.2016 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-16621/15