г. Тула |
|
2 июня 2016 г. |
Дело N А23-4699/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: заявителя - открытого акционерного общества "РОСНО-МС" (г. Москва, ОГРН 1027739051460, ИНН 7703027721) - Миронова С.А. (доверенность от 01.01.2016 N МС-91) и заинтересованного лица - территориального Фонда обязательного медицинского страхования Калужской области (г. Калуга) - Алексеевой Н.В. (доверенность от 11.01.2016 N 2), Семиной А.В. (доверенность от 11.01.2016 N 1), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "РОСНО-МС" на решение Арбитражного суда Калужской области от 12.01.2016 по делу N А23-4699/2015, установил следующее.
Открытое акционерное общество "РОСНО-МС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным абзацев 40-43 раздела "Проверка осуществления оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам", пункта 3 раздела "Результаты проверки" и пунктов 1, 2 раздела "Предложения" акта комплексной проверки от 22.07.2015 N 07-7/25, проведенной Территориальным Фондом обязательного медицинского страхования, а также раздела "По пункту 2" заключения от 07.08.2015 N 3-888 территориального Фонда обязательного медицинского страхования Калужской области по протоколу разногласий от 29.07.2015.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 12.01.2016 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые разделы акта проверки и заключения соответствует требованиям закона и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что уплатив предоставленные ему средства фонда обязательного медицинского страхования медицинским организациям при отсутствии у них лицензии на осуществление медицинской деятельности по адресу ее осуществления (по адресу нахождения медицинских кабинетов школьно-дошкольных учреждений), заявитель допустил нецелевое расходование указанных денежных средств.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что оказание медицинской помощи в здравпунктах (медкабинетах) образовательных учреждений, в том числе и в отсутствие указания адресов таких здравпунктов в лицензии медицинской организации, не свидетельствует о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования.
Фонд просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, фондом на основании приказа руководителя от 09.07.2015 N 70 проведена проверка использования обществом средств обязательного медицинского страхования в период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
По результатам проверки фондом составлен акт комплексной от 22.07.2015 N 07-7/25, которым, в частности, установлен факт оплаты обществом медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию ряду медицинских организаций, не имевших лицензию на право осуществления медицинской деятельности по определенным местам оказания медицинских услуг, что, по мнению фонда, нарушает требования статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В акте также указано, что сумма средств, использованных не по целевому назначению в размере 31 461 686 руб. 92 коп., должна быть возмещена заявителем в бюджет фонда. Кроме того, общество обязано уплатить в бюджет фонда штраф в размере 10 % от указанной суммы в соответствии с частями 11 и 12 Федерального закона N 326-ФЗ.
Заявителем направлены возражения на указанный акт проверки, которые, исходя из правил, установленных в разделе V и VI Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", утвержденного Федерального фонда обязательного медицинского страхования приказом от 16.04.2012 N 73, были рассмотрены фондом, и по результатам рассмотрения вынесено заключение от 07.08.2015 N 3-888 о несогласии с возражениями заявителя, касающимися денежных средств, используемых не по целевому назначению. Обществу в течении 10 дней со дня получения заключения надлежало уплатить в бюджет фонда штраф в сумме указанной в акте проверки, и возвратить в бюджет фонда средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 31 461 686 руб. 92 коп.
Не согласившись с актом проверки и заключением фонда в оспариваемой части, общество обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо), подписанный руководителем (заместителем руководителя) государственного и иного органа, наделенного федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, и касающийся конкретного лица.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) фонд осуществляет контроль за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно разделу 5 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", утвержденного Федерального фонда обязательного медицинского страхования приказом от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), по результатам проверки составляется акт проверки.
При выявлении фактов нарушения договорных обязательств, установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией, в заключительную часть акта проверки включается обобщенная информация о направлениях нарушений договорных обязательств и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования с требованием о возврате (возмещении) страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств в соответствии с частями 11, 12 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ и (или) уплате штрафов, пеней за нарушение договорных обязательств (пункт 21.3 Положения).
При наличии письменных возражений на акт проверки территориальный фонд направляет руководителю страховой медицинской организации письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки, подписанное директором (заместителем директора) территориального фонда. В случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом письменных возражений на акт проверки страховая медицинская организация (филиал страховой медицинской организации) вправе обжаловать данное решение в судебном порядке (пункт 25 Положения).
Общество представило разногласия к акту проверки от 22.07.2015, которые фонд признал необоснованными заключением от 07.08.2015.
С учетом вышеприведенных требований действующего законодательства акт проверки использования средств обязательного медицинского страхования не является окончательным документом по решению указанного вопроса, а является лишь основанием для принятия директором (заместителем директора) территориального фонда в дальнейшем мер принудительного взыскания денежных средств со страховой медицинской организации.
Акт не носит властно-распорядительного характера, не создает каких-либо препятствий для осуществления обществом предпринимательской или иной экономической деятельности, не влечет для общества правовых последствий. Данный акт не устанавливает, не изменяет, не отменяет прав и обязанностей конкретного лица, является документом процедурного характера, которым зафиксированы результаты проверки достоверности сведений, представляемых обществом в фонд, и предложения об исправлении выявленных ошибок, отраженные итоговой части акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что акт проверки от 22.07.2015 не может являться самостоятельным предметом спора в арбитражном суде, в связи с чем считает необходимым прекратить производство по делу в данной части на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 11.02.2016 N Ф10-1/2016 по делу N А23-7164/2014.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона N 326-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Статьей 9 Закона N 326-ФЗ установлено, что участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (статья 37 Закона N 326-ФЗ).
По договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (часть 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
Из части 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ следует, что отношения между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, урегулированы договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с названным договором медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является принцип ответственности за нецелевое использование средств обязательного социального страхования (статья 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", далее - Закон N 165-ФЗ).
Расходование денежных средств бюджетов конкретных видов обязательного социального страхования осуществляется лишь на цели, установленные федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период (часть 1 статьи 19 Закона N 165-ФЗ).
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов как видов обязательного социального страхования не допускается (часть 2 статьи 19 Закона N 165-ФЗ).
Необходимость расходования денежных средств только на цели, предусмотренные законом, также вытекает из правил статей 38, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования в Калужской области от 31.12.2013 (далее - Тарифное соглашение) предусматривает порядок оплаты медицинской помощи, наименования медицинских учреждений, сведения о количестве прикрепленных застрахованных лиц, подушевом нормативе, а также объеме финансирования в месяц, квартал и год.
Пунктом 5.1.1 Тарифного соглашения установлено, что оплата медицинской помощи медицинским организациям, оказывающим первичную доврачебную, первичную медико-санитарную помощь и имеющим прикрепленное застрахованное население на медицинском обслуживании, производится по утвержденному в установленном порядке тарифу на основе подушевого норматива финансирования на комплексную амбулаторно-поликлиническую услугу, включающую в себя, в том числе: финансовые средства на оплату посещений участковых врачей, врачей общей практики, врачей-специалистов, посещений среднего медицинского персонала, в том числе на ФАП и здравпунктах и т.д.; на финансирование мероприятий на проведение профилактических медицинских осмотров взрослого населения и несовершеннолетних согласно приказам Минздрава России от 06.12.2012 N 1011н и от 21.12.2012 N 1346н; финансовые средства на оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной прикрепленным гражданам в медицинских организациях, в которых эти лица не находятся на медицинском обслуживании.
Расходы на финансовое обеспечение заработной платы (с учетом начислений на оплату труда) медицинским работникам медицинских кабинетов и здравпунктов образовательных учреждений осуществляется по утвержденному в установленном порядке тарифу на основе подушевого норматива финансирования медицинских кабинетов здравпунктов образовательных учреждений (пункт 5.1.2 Тарифного соглашения).
Договором от 10.01.2012 N 8-08/12 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2014 год предусмотрено направление целевых средств на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи оказания застрахованным лицам, в рамках объемов медицинской помощи установленных решением комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования, созданной в Калужской области, по согласованным тарифам, с учетом результатов контроля объемов, сроков качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - договор о финансовом обеспечении).
Согласно решения комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования Калужской области, изложенного в протоколе от 25.04.2014 на 2014 год на оплату медицинской помощи, оказываемой в медицинских кабинетах и здравпунктах образовательных учреждений несовершеннолетним, застрахованным в обществе, выделено 49 936 784 руб. 57 коп.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора о финансовом обеспечении обществом заключены договоры с медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на оказание услуг и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В 2014 году в адрес общества из фонда поступили целевые денежные средства в сумме 509 101 811 руб. 99 коп., в том числе 4 403 684 801 руб. - на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования.
Приходя к выводу о нецелевом использовании заявителем средств фонда обязательного медицинского страхования в сумме 31 461 686 руб. 92 коп., фонд исходил из того, что указанные средства были выплачены обществом медицинским учреждениям при отсутствии у них лицензии на осуществление медицинской деятельности по адресу ее осуществления (по адресу нахождения медицинских кабинетов школьно-дошкольных учреждений).
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Из материалов дела следует, что спорные денежные средства направлены на финансовое обеспечение заработной платы и начислений по оплате труда врачам и медицинским работникам со средним медицинским образованием в медицинских кабинетах и здравпунктах образовательных учреждений.
При этом в проверяемый период все медицинские учреждения имели действующие лицензии по соответствующим профилям оказания медицинской помощи.
Доказательств того, что медицинская помощь оказана некачественно, с нарушением требований Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (утв. приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н) либо лицами, не имеющими права на оказание соответствующих видов медицинской помощи, не представлено.
Требование о необходимости включения в лицензию фактических адресов осуществления медицинской деятельности имеет правовое значение только при решении вопроса о соблюдении учреждением требований лицензионного законодательства, установленных Положением "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291). Само по себе нарушение лицензионных требований и условий без установления нарушения условий расходования бюджетных средств не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым.
Ссылка фонда на пункт 5.8.16 Тарифного соглашения, которым установлено, что оплата медицинской помощи в период отсутствия (приостановления действия) лицензии не осуществляется, не может быть принята во внимание, поскольку, как установлено судом, в спорный период все медицинские учреждения имели действующие лицензии по соответствующим профилям оказания медицинской помощи.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что денежные средства, полученные обществом, были израсходованы исключительно в связи с условиями Тарифного соглашения и договора о финансовом обеспечении на соответствующие выплаты медицинским работникам.
Оплата в адрес медицинских учреждений производилась на основании предъявленных медицинскими учреждениями счетов (реестров счетов), которые соответствовали требованиям, предъявляемым к ним Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н.
Доказательств обратного фондом не представлено.
Иных оснований для признания расходования указанных денежных средств нецелевым, в акте проверки и заключении фондом не приведено.
С учетом изложенного фонд не доказал нецелевого использования обществом денежных средств, полученных на обязательное медицинское страхование.
Кроме того, относительно довода фонда о нарушении медицинскими учреждениями лицензионных требований судебная коллегия считает необходимым пояснить следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Закона N 99-ФЗ адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности включаются в лицензию.
Часть 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ содержит требование о переоформлении лицензии в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение N 291).
Согласно пункту 8 указанного Положения при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные подпунктами б) - д), ж) и з) пункта 7 настоящего Положения сведения (документы).
Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Пунктом 2 указанных Требований установлены виды работ (услуг), которые осуществляются при оказании первичной (в том числе: доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи) и первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, то есть вне медицинской организации (в частности, неотложная медицинская помощь).
В рассматриваемом случае ни в акте проверки, ни в заключении фондом не исследовался вопрос о том, какие виды медицинской помощи оказывались несовершеннолетним в проверяемый период работниками медицинских учреждений в здравпунктах образовательных учреждений, и вправе ли были указанные медицинские учреждения оказывать соответствующие виды медицинской помощи вне медицинской организации.
Надлежащих доказательств, которыми был бы установлен факт нарушения медицинскими учреждениями лицензионных требований, в материалы настоящего дела не представлено.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание конкретные обстоятельства, установленные в настоящем деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заключение фонда в оспариваемой заявителем части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, поскольку возлагает на него дополнительные обязанности.
Учитывая требования статьи 110 АПК РФ, с фонда в пользу общества подлежат взысканию судебные расходы на уплату госпошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в сумме 3000 рублей и за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 12.01.2016 по делу N А23-4699/2015 отменить.
Прекратить производство по делу в части требования открытого акционерного общества "РОСНО-МС" недействительным абзаца 40-43 раздела "Проверка осуществления оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам" и пункта 3 раздела "Результаты проверки" и пунктов 1, 2 раздела "Предложения" акта комплексной проверки от 22.07.2015 N 07-7/25.
В остальной части заявление открытого акционерного общества "РОСНО-МС" удовлетворить.
Признать недействительным раздел "По пункту 2" заключения от 07.08.2015 N 3- 888 по протоколу разногласий от 29.07.2015.
Взыскать с территориального фонда обязательного медицинского страхования Калужской области в пользу открытого акционерного общества "РОСНО-МС" судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 4500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-4699/2015
Истец: ОАО Страховая компания " РОСНО-МС ", ОАО Страховая компания РОСНО-МС
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медецинского страхования Калужской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области
Третье лицо: Миронов Сергей Алексеевич, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ