город Москва |
|
03 июня 2016 г. |
Дело N А40-192333/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солоповой А.А.
судей Александровой Г.С., Савенкова О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тарновским Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью
закрытого акционерного общества "ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙИНСТРУМЕНТ", Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 марта 2016 года по делу N А40-192333/2015, принятое судьей Ю.А. Скачковой по заявлению закрытого акционерного общества
"ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙИНСТРУМЕНТ"
(ОГРН 1027700385767, 105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 8) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Москве
(ОГРН 1097746680822, 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15) третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка, обязании зарегистрировать договор аренды земельного участка
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Бережнюк Д.В. (по доверенности от 31.03.2015)
от ответчика: Обижаева О.А. (по доверенности от 31.12.2015)
от третьего лица: Дергаусова А.А. (по доверенности от 25.12.2015),
Ивашурина А.А. (по доверенности от 24.12.2015)
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙИНСТРУМЕНТ" (далее - ЗАО "ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙИНСТРУМЕНТ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 30.09.2015 N 77/011/023/2015-44 в государственной регистрации договора аренды от 05.08.2015 N М-01-047488 земельного участка (кадастровый номер 77:01:0005015:3060), расположенного по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, вл. 17, стр. 3, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать договор аренды от 05.08.2015 N М-01-047488 земельного участка (кадастровый номер 77:01:0005015:3060), расположенного по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, вл. 17, стр. 3.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 марта 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, заявитель и третье лицо - Департамент городского имущества города Москвы, подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить и удовлетворить требования заявителя, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неверно истолкованы положения пункта 2 статьи 24 главы 5 (заключительные положения) Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, пришел к выводу, что решение суда от 14 марта 2016 года подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18 августа 2015 года заявитель - ЗАО "ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙИНСТРУМЕНТ", обратился за государственной регистрацией договора аренды от 05.08.2015 N М-01-047488 земельного участка (кадастровый номер 77:01:0005015:3060), расположенного по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, вл. 17, стр. 3, заключенного между Департаментом городского имущества города Москвы и ЗАО "ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙИНСТРУМЕНТ".
Сообщением от 30 сентября 2015 года N 77/011/023/2015-44 (л.д. 71-72 том 1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве отказало в государственной регистрации договора аренды, поскольку у государственного регистратора возникли сомнения в правомерности применения норм Закона N 43-ФЗ к отношениям, возникшим при предоставлении ЗАО "ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙИНСТРУМЕНТ" указанного земельного участка, а, кроме того, для предоставления в аренду земельного участка необходимо проведение торгов, которых не было.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве посчитало, что к спорным правоотношениям не применяется пункт 2 статьи 24 главы 5 (заключительные положения) Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку спорный земельный участок расположен за пределами присоединяемых к городу Москве территорий.
Полагая незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в государственной регистрации договора аренды от 05.08.2015 N М-01-047488 земельного участка (кадастровый номер 77:01:0005015:3060), расположенного по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, вл. 17, стр. 3, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления ЗАО "ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙИНСТРУМЕНТ", пришел к выводу о том, что заявитель неверно трактует пункт 2 статьи 24 главы 5 (заключительные положения) Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По мнению суда первой инстанции, указанная норма регулирует упрощенный порядок предоставления земельных участков в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в пределах присоединенных территорий, для применения указанной нормы необходимо согласно статье 2 названного федерального закона, чтобы здание, принадлежащее заявителю и расположенное на соседнем земельном участке, вошло в перечень объектов федерального (регионального) значения, подлежащих размещению на присоединяемых территориях.
Суд указал на то, что доказательств включения здания, принадлежащего заявителю на праве собственности, в данные перечни, а также доказательств нахождения спорного земельного участка в пределах границ присоединяемых территорий не представлено.
Суд первой инстанции также указал на то, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005015:3060, расположенный по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, д. 17, стр. 3, не находится на присоединенных территориях, а объект недвижимого имущества, для эксплуатации которого был передан земельный участок, не соответствует признакам объектов, предусмотренных названным законом, то упрощенный порядок предоставления земельных участков в аренду, предусмотренный Федеральным законом N 43-ФЗ, на указанный земельный участок не распространяется.
Суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае ввиду отсутствия в материалах дела документов, подтверждающих право на заключение договора аренды без проведения торгов (аукциона), предоставление спорного земельного участка в аренду должно осуществляться на торгах в силу пункта 3 статьи 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве".
Кроме того, суд первой инстанции указал, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005015:3060 к государственной или муниципальной собственности, а согласно данным из кадастрового паспорта и уведомления ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 27.01.2016, сведений о наличии на спорный земельный участок зарегистрированных прав, отсутствуют, в связи с чем суд первой инстанции не согласился с тем, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005015:3060 в полной мере соответствует условиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не согласен с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции неверно истолковал положение пункта 2 статьи 24 главы 5 (заключительные положения) Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Департаментом городского имущества города Москвы и ЗАО "ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙИНСТРУМЕНТ" заключен договор аренды земельного участка от 18.01.2007 N М-01-032421 с кадастровым номером 77:01:0005015:87 площадью 0,0329 га (в габаритах здания), где расположено здание площадью 380,9 кв.м., принадлежащее обществу на праве собственности.
Кроме того, между Департаментом городского имущества города Москвы и ЗАО "ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙИНСТРУМЕНТ" заключен договор от 05.08.2015 N М-01-04788 аренды земельного участка с кадастровым номером 77:01:005015:3060 площадью 167 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, владение 17 строение 3, предоставляемый в пользование для эксплуатации здания административного назначения (пункт 1.1 договора).
В пункте 1.5 указанного договора установлено, что на смежном земельном участке с кадастровым номером 77:01:0005015:87 расположено здание площадью 380,9 кв.м., принадлежащее обществу на праве собственности.
В преамбуле договора указано, что он заключался в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из письма Департамента городского имущества города Москвы от 24.09.2015, адресованного в Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по городу Москве, земельный участок с кадастровым номером 77:01:005015:3060 согласно проекту межевания территории квартала относится к территории, отведенной для эксплуатации здания по адресу: г. Москва, бульвар Зубовский, вл. 17, стр. 3.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы N 59 от 06.03.2007 утвержден проект межевания жилого квартала, ограниченного Зубовским бульваром, Комсомольским проспектом, улицей Тимура Фрунзе, Зубовским проездом.
Проектом межевания определен участок необходимый для эксплуатации указанного здания, принадлежащего заявителю, в связи с чем утверждены границы спорного земельного участка с кадастровым номером 77:01:005015:3060 распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 10.09.2014 N 14180.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" арендаторы земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены здания, строения, сооружения, вправе приобрести в аренду без проведения торгов смежные земельные участки, которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
Положения статьи 24 указанного Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, которыми собственнику объекта недвижимости предоставлены права на приобретение смежного земельного участка, направлены на реализацию положений пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего необходимость рационального использования земли.
Кроме того, иное будет нарушать принцип платности использования земли, установленный подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Более того, относительно толкования статьи 24 указанного Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ сформирована судебная практика (Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2016 N 305-КГ15-17765, постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.02.2016 по делу N А40-8579/15, постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.02.2015 по делу N А40-12814/14, постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.06.2015 по делу N А40-127024/14).
Вывод суда первой инстанции о том, что невозможно установить в полной мере соответствие спорного земельного участка условиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, из-за отсутствия государственной регистрации на него государственной либо муниципальной собственности, не может быть признан судом апелляционной инстанции обоснованным, исходя из следующего.
Согласно пунктам 1-3 статьи 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" в соответствии с федеральным законодательством земли в городе Москве, находящиеся в государственной собственности, подлежат разграничению на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и на земли, находящиеся в собственности города Москвы, органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством. В случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частную собственность, предоставления их на праве безвозмездного пользования, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно в аренду.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия регистрации нрава федеральной собственности, а также физических и юридических лиц и свободы спорного земельного участка от расположения на нем капитальных объектов, принадлежащих иным лицам, Департамент городского имущества города Москвы правомерно на основании статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ передал земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005015:3060 заявителю в аренду.
Учитывая изложенное, заявленные требования ЗАО "ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙИНСТРУМЕНТ" признаются судом апелляционной инстанции правомерными и подлежат удовлетворению судом.
Поскольку при принятии решения судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда города Москвы от 14 марта 2016 года на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении иска о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 30.09.2015 N 77/011/023/2015-44 в государственной регистрации договора аренды от 05.08.2015 N М-01-047488 земельного участка (кадастровый номер 77:01:0005015:3060), расположенного по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, вл. 17, стр. 3, и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать договор аренды от 05.08.2015 N М-01-047488 земельного участка (кадастровый номер 77:01:0005015:3060), расположенного по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, вл. 17, стр. 3.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 марта 2016 года по делу N А40-192333/2015 отменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 30.09.2015 N 77/011/023/2015-44 в государственной регистрации договора аренды от 05.08.2015 N М-01-047488 земельного участка (кадастровый номер 77:01:0005015:3060), расположенного по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, вл. 17, стр. 3.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать договор аренды от 05.08.2015 N М-01-047488 земельного участка (кадастровый номер 77:01:0005015:3060), расположенного по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, вл. 17, стр. 3.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15) в пользу закрытого акционерного общества "ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙИНСТРУМЕНТ" (ОГРН 1027700385767, 105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 8) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.А. Солопова |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-192333/2015
Истец: ЗАО "ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙИНСТРУМЕНТ"
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, Управление Росреестра по Москве
Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы