Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 сентября 2016 г. N Ф06-11832/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А72-8835/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Караман А.С.,
с участием в судебном заседании:
от заявителя апелляционной жалобы - Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - представитель Халитулин Р.Р. (доверенность от 08.06.2015 N 141/4-6973),
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ульяновский мебельный комбинат" - представитель Баркова Е.В. (доверенность от 17.08.2015),
от третьего лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2016 года в зале N 6 апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 декабря 2015 года по делу N А72-8835/2015 (судья Черланова Е.С.)
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1086671005838, ИНН 667127260), Свердловская область, г. Екатеринбург,
к обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновский мебельный комбинат" (ОГРН 1107326000440, ИНН 7326036100), г. Ульяновск,
третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области,
о взыскании задолженности по договору аренды, пеней и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновский мебельный комбинат" о взыскании основного долга по договору аренды за период с августа 2012 г. по июнь 2013 г. в размере 2 971 156 руб. 22 коп., пеней за период с 11.03.2012 г. по 30.06.2013 г. в размере 185 086 руб. 39 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.07.2013 г. по 01.05.2015 г. в размере 450 068 руб. 27 коп.
Определением суда от 10.11.2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14 декабря 2015 года по делу N А72-8835/2015 исковые требования оставлены без удовлетворения.
С Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации взыскано в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 41 032 (сорок одна тысяча тридцать два) руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ООО "Ульяновский мебельный комбинат" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьего лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение площадью 1840,9 кв.м по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул. Кирова, д. 50.1, и нежилое помещение площадью 72,5 кв.м по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул. Кирова, д. 52, находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.08.2015 г. (запись регистрации от 04.03.2004 г.) /л.д. 75-76/.
27.12.2004 г. между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ульяновской области (Арендодатель) и ООО "Управляющая компания "Ульяновскмебель" (Арендатор), при участии Ульяновской квартирно-эксплуатационной части (Балансодержатель), оформлен договор N 14-260 аренды недвижимого имущества, согласно которого Арендодатель при участии Балансодержателя передает, а Арендатор принимает в аренду нежилые помещения, расположенные по адресу: г.Ульяновск, ул. Кирова, д. 50.1, общей площадью 1789,46 кв.м (в том числе: 1173,37 кв.м - торговые площади, 274,62 кв.м - склад, 413,92 кв.м - вспомогательные площади), и нежилые помещения в здании, расположенном по адресу: г.Ульяновск, ул. Кирова, д. 52, общей площадью 72,5 кв.м, именуемые в дальнейшем "Объект" для использования под мебельный магазин (п. 1.1).
Дополнительным соглашением от 27.06.2005 г. площадь арендуемых нежилых помещений была уточнена: 1719,46 кв.м по адресу: г.Ульяновск, ул. Кирова, д. 50.1, и 72,45 кв.м по адресу: г.Ульяновск, ул. Кирова, д. 52.
Согласно п. 1.3 договора срок аренды устанавливается с 01.01.2005 г. по 01.12.2005 г.
С соответствии с п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
По окончании срока действия договора помещения не были возвращены арендатором арендодателю, вследствие чего договор аренды N 14-260 от 27.12.2004 г. возобновился на неопределенный срок.
Дополнительным соглашением N 141/3/АИФ-117 от 22.04.2010 г. преамбула договора аренды от 27.12.2004 г. была изложена в новой редакции, согласно которой
Арендодателями является: - Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района"
Арендатором является: Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновский мебельный комбинат".
В соответствии с приложением N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 имущество вооруженных сил является объектом федеральной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктами 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам.
07.07.2010 г. было зарегистрировано право оперативного управления Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района" на нежилое помещение площадью 1840,9 кв.м по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул. Кирова, д. 50.1, и нежилое помещение площадью 72,5 кв.м по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул. Кирова, д. 52 /л.д. 130, 131/.
На основании приказа Министерства обороны РФ от 17.12.2010 г. N 1871 деятельность Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района" прекращена в результате присоединения к Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации /л.д. 13-14/.
Следовательно, истец является лицом, осуществляющим контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, поэтому обладает правом на предъявление настоящего иска.
Согласно п. 4.1 договора, с учетом дополнительного соглашения от 06.12.2006 г., сумма ежемесячной арендной платы составляет 307 767,60 руб. (без НДС) и подлежит перечислению в федеральный бюджет /л.д. 53-оборот/.
Согласно п. 4.2 договора оплата арендой платы производится ежемесячными перечислениями вперед до 10 числа оплачиваемого месяца.
Мотивируя свои исковые требования тем, что у ответчика имеется задолженность по внесению арендной платы за период с августа 2012 года по июнь 2013 года в размере 2 971 156 руб. 22 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Период образования задолженности и размер задолженности истец определяет исходя из следующих обстоятельств.
20.06.2012 г. по заказу Министерства обороны РФ был составлен Отчет об оценке N 7300/23.05.11/141/23052011/Ю-1-Ф/0030 рыночной стоимости права пользования (и владения) помещениями, расположенными по адресу: г.Ульяновск. ул. Кирова, д. 50.1, площадью 1791,91 кв.м, согласно которому рыночная стоимость права пользования данными помещениями составляет 7 607 000 руб. в год. /л.д. 55/.
24.07.2012 г. истец направил в адрес ответчика уведомление о проведенном перерасчете арендной платы на основании Отчета об оценке, и установлении ежемесячной арендной платы по договору аренды в размере 633 916,66 руб. Уведомление получено ответчиком 06.08.2012 г. /л.д. 117/.
15.04.2013 г. ответчик освободил часть помещений в здании по адресу: г.Ульяновск. ул. Кирова, д. 50.1, и помещение по адресу: г.Ульяновск, ул. Кирова, д. 52. В пользовании ответчика остались помещения общей площадью 465,28 кв.м, расположенные по адресу: г.Ульяновск. ул. Кирова, д. 50.1.
30.06.2013 г. ответчик освободил помещения площадью 465,28 кв.м в здании по адресу: г.Ульяновск, ул. Кирова, д. 50.1. Данный факт не оспаривается сторонами.
Поскольку в период с августа 2012 года по июнь 2013 года ответчик продолжал оплачивать арендную плату в прежнем размере (307 767,60 руб.), а не как было указано в уведомлении от 24.07.2012 г. (633 916,66 руб.), согласно расчету истца, у ответчика образовалась задолженность по арендной плате в размере 2 971 156 руб. 22 коп.
Возможность увеличения размера арендной платы в одностороннем порядке истец основывает на положениях пункта 4.4 договора аренды, положениях Федерального закона РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылками ан нормы статей 606, 614, 422 обосновано отказал в иске, поскольку сторонами не было достигнуто соглашение об изменении порядка определения размера арендной платы исходя из следующего.
Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, в целях передачи их в аренду является обязательным.
Согласно п. 4.4 договора аренды от 27.12.2004 г. размер арендной платы может быть в одностороннем пересмотрен Арендодателем в случае изменения средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на территории Ульяновской области, устанавливаемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти, вида деятельности арендатора (в рамках целей арендуемых помещений) и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Уведомлением о перерасчете арендной платы направляется Арендатору по почтовому адресу, указанному в договоре, Арендодателем либо по поручению последнего балансодержателем, и является обязательным для арендатора. Новый размер арендной платы устанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем внесения соответствующих изменений.
Таким образом, пунктом 4.4 договора аренды предусмотрена методика определения размера арендной платы исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на территории Ульяновской области.
Предусмотренный п. 4.4 договора аренды механизм определения размера арендной платы соответствовал Методике определения размера арендной платы, разработанной на основании распоряжении Минимущества России от 30 апреля 1998 г. N 396-р "О едином порядке определения величины арендной платы за пользование находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями" и от 14 мая 1999 г. N 671-р "О порядке расчета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом", и соответствовал действующему законодательству.
В письме от 1 февраля 2005 г. N вн-05/3131 "Об определении размера арендной платы за находящееся в федеральной собственности недвижимое имущество" Росимущество указывало, что "в целях повышения эффективности использования федерального недвижимого имущества Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р, предусмотрен переход к рыночным механизмам определения размера арендной платы за использование федерального недвижимого имущества.
Правовой основой для перехода к рыночным ставкам арендной платы является Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При передаче в аренду находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества, рекомендуется устанавливать размер арендной платы за предоставляемые в аренду здания, сооружения и отдельные помещения равным величине годовой арендной платы, указанной оценщиком в отчете об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, составленного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Указанный порядок определения размера арендной платы применяется до утверждения методики определения размера арендной платы за объекты недвижимого имущества (здания, строения, нежилые помещения), находящиеся в федеральной собственности".
В силу ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Как следует из содержания вышеуказанного письма Росимущества, в нем отсутствует указание на распространение его действия на отношения, возникшие до принятия данных разъяснений.
Таким образом правомерен вывод суда первой инстанции о том, что доказательств того, что стороны договора аренды от 27.12.2004 г. согласовали иной порядок определения размера арендной платы (исходя из рыночной стоимости годовой арендной платы), либо имеются иные основания для пересмотра размера арендой платы, указанной в п. 4.4 договора, истцом в материалы дела не предоставлено.
Следовательно начисление истцом арендной платы за период с августа 2012 года по июнь 2013 года в размере 633 916,66 руб. является неправомерным.
При этом суд первой инстанции верно указал, что задолженность по арендной плате (исходя из размера уплаченной арендной платы 307 767,60 руб. в месяц) и пеням у ответчика отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 14 декабря 2015 года по делу N А72-8835/2015, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 декабря 2015 года по делу N А72-8835/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации(ОГРН 1086671005838, ИНН 667127260), Свердловская область, г. Екатеринбург, в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8835/2015
Истец: ФГКУ "Приволжско-Уральское территроиальное управление имущественных отношений" Минобороны России, ФГКУ Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ
Ответчик: ООО "Ульяновский мебельный комбинат"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21590/17
28.03.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1912/17
07.09.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11832/16
06.06.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1513/16
14.12.2015 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-8835/15