г. Самара |
|
07 июня 2016 г. |
Дело N А49-13452/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Туркина К.К.,
судей Карпова В.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикташевой А.С.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Караван-Сервис" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 04 марта 2016 года по делу N А49-13452/2015 (судья Гук Н.Е.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ОГРН 1065836023714) к обществу с ограниченной ответственностью "Караван-Сервис" (ОГРН 1095837000335, ИНН 5837039524) о взыскании 256316 руб. 29 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Горводоканал" обратилось в арбитражный суд Пензенской области с иском к ООО "Караван-Сервис" о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации г. Пензы в сумме 245783 руб. 45 коп. по договору на отпуск питьевой воды, приём сточных вод и загрязняющих веществ N 2809 от 17. 10. 2011 года за период с 04. 12. 2014 года по 01. 04. 2015 года и о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 10532 руб. 84 коп. Требования заявлены на основании ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ.
Определением арбитражного суда Пензенской области от 25. 11. 2015 года исковое заявление принято к производству арбитражного суда Пензенской области с указанием о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Определением арбитражного суда Пензенской области от 30. 12. 2015 года дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Решением суда первой инстанции от 04.03.2016 г., по делу N А49-13452/2015 исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" удовлетворены.
Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Караван-Сервис" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" сумму долга в размере 245783 рубля 45 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 10532 рубля 84 копейки. Всего 256316 рублей 29 копеек.
Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Караван-Сервис" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 8126 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "Караван-Сервис" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 04.03.2016 г., и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права. Отклоняя доводы ответчика о необходимости расчета размера платы на основании пункта 123 "Правил холодного водоснабжения и водоотведения" суд указал, что нормативные акты, на которые ссылался истец - не утратили силу, являются действующими, в связи с чем их действие распространяется на отношения истца и ответчика. Размер платы рассчитан истцом по формуле, указанной в пункте 3.1 Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы водоотведения населенных пунктов Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 29. 12. 2010 года N 874-пП. Однако данный Порядок действовал и регулировал отношения, связанные со сбросом загрязняющих веществ в системы водоотведения с момента его утверждения - 29. 12. 2010 года и до 01. 01. 2014 года. В настоящее время данный Порядок применяться не может. С 01. 01. 2012 года вступил в силу ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с п. 10 ст. 7 которого в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, абонент обязан компенсировать организации расходы, связанные с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ. С 01. 01. 2014 года вступил в силу раздел VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29. 07. 2013 года N 644. Пунктом 123 указанных Правил установлен принципиально иной способ расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества. Кроме того, абзацем 5 пункта 123 Правил N 644 установлен предельный размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, который составляет 10-кратный тариф на водоотведение, без учета НДС, умноженный на общий объем сточных вод, отведенных абонентом за отчетный период. Тариф на водоотведение в спорный период установлен в размере 10 руб. 36 коп. Таким образом, общий объем сточных вод, отведенных абонентом за спорный период, составил 606,05 м.куб. Соответственно общий размер платы за спорный период не может превышать 62786 руб. 78 коп. Кроме того, Отбор проб сточных вод произведен истцом с нарушением условий договора. Уведомления о предстоящем отборе проб в адрес ответчика не поступали. Управляющая Савина, указанная в актах отбора проб в качестве представителя ответчика, в трудовых отношениях с ООО "Караван-Сервис" не состоит.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что 17. 10. 2011 года между ООО "Горводоканал" и ООО "Караван-Сервис" заключен договор N 2809 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ для юридических лиц и граждан - собственников нежилых помещений, по условиям которого истец обязан отпускать ответчику питьевую воду из городского водопровода, принимать сточные воды абонента, а ответчик обязан своевременно оплачивать предоставляемые услуги, соблюдать лимиты и режим отпуска питьевой воды, а также приема сточных вод, не превышать концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (л. д. 27-37).
Согласно п. 3.2.7. договора абонент обязался не превышать концентраций загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему канализации водоканала, установленные действующим законодательством, графиками аналитического контроля, полученным разрешением на сброс загрязняющих веществ.
В соответствии с п. 2.3. договора контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах в соответствии с разделом 5 договора.
Порядок контроля за сбросом сточных вод установлен разделом 5 договора.
Согласно п. 5.1. договора контроль за соблюдением нормативов качества сбрасываемых сточных вод абонентом осуществляется водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Сроки отбора проб (контрольных проб) и время проведения отбора определяются водоканалом, при отборе проб сточных вод составляется двухсторонний акт (п. 5.2. договора).
В соответствии с п. 5.6. договора анализы проб сточных вод производятся лабораторий водоканала. Водоканал вправе провести анализ отобранных сточных вод в иной независимой аттестованной лаборатории.
Согласно пункту 6.6 договора расчеты за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ производятся на основании действующего законодательства и договора в размерах, установленных нормативными актами РФ, субъекта РФ и органа местного самоуправления.
Договор вступает в силу с 17. 10. 2011 года и действует по 17. 10. 2012 года. Если ни одна из сторон в письменной форме не заявила о расторжении или изменении договора в месячный срок до момента истечения срока его действия, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях (пункт 10.2 договора).
Из материалов дела так же следует, что 04. 12. 2014 года и 02. 04. 2015 года истцом произведены отборы проб сточных вод из контрольного колодца N 1, согласованного ответчиком.
Доводы заявителя о ненадлежащем оформлении отбора проб не принимается судом апелляционной инстанции.
Факт согласования контрольного колодца подтверждается подписями сотрудников представителя ООО "Караван-Сервис" С. В. Баранова и оттиском печати Отдела главного энергетика ООО "Караван-Сервис" на схеме канализационных сетей (л. д. 74).
Отборы проб производились в присутствии представителя ответчика -управляющей Савиной и были оформлены актами отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации для оценки качества воды по отношению к нормативным показателям (ПДК) N 952 от 04. 12. 2014 года, N 316 от 02. 04. 2015 года (л. д. 42-43, 51-52).
В протоколах результатов анализа проб сточных вод N 766 от 08. 12. 2014 года, N 251 от 08. 04. 2015 года и дополнениях к ним от 16. 12. 2014 года зафиксировано превышение ПДК по ряду показателей (л. д. 45-46, 49, 56-57).
Результаты анализов сточных вод направлены в адрес ООО "Караван-Сервис" 15. 12. 2014 года, 18. 12. 2014 года и 10. 04. 2015 года (л. д. 44, 48, 53).
17. 04. 2015 года ответчику предъявлен расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, сброшенных в период с 04. 12. 2014 года по 01. 04. 2015 года в размере 245783 руб. 45 коп. с НДС (л. д. 59, 60).
Не может быть принят и довод заявителя жалобы о том, что Постановления Правительства РФ от 31. 12. 1995 года N 1310 и от 12. 02. 1999 года N 167 в данном случае применению не подлежат, поскольку с 01. 01. 2014 года вступили в действие Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29. 07. 2013 года N 644, устанавливающие иной порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Данные доводы основаны на неверном толковании закона.
С 01. 01. 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07. 12. 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно п. 10 ст. 7 названного закона в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство РФ Постановлением от 29. 07. 2013 года N 644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29. 07. 2013 года N 644 признаны утратившими силу пункты 1-8, 10-18, 32-60, 63, 66, 68 и 72-94 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12. 02. 1999 года N 167.
Действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167 данным Постановлением сохранено.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29. 07. 2013 года N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N167 и Постановление Правительства РФ от 31. 12. 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Таким образом, нормативы ПДК загрязняющих веществ, установленные органами местного самоуправления, прекращают свое действие в отношении тех абонентов, которым установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и на водосбросные площади.
Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади в спорный период для ответчика не установлены.
Доказательства того, что ООО "Караван Сервис" является абонентом, который должен быть отнесен к определенным Правительством РФ категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, ответчик, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представил.
При таких обстоятельствах вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод, и, соответственно, спорные правоотношения сторон регулируются Постановлением Правительства РФ от 31. 12. 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Постановлением Правительства РФ от 12. 02. 1999 года N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644), Постановлением Правительства Пензенской области от 29. 12. 2010 года N 874 - пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области", Постановлением администрации г. Пензы от 28. 04. 2010 года N 430 "Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации" и условиями договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ N 1471 от 22. 10. 2008 года.
Положения Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29. 07. 2013 года N 644, к спорным правоотношениям не применяются.
В соответствии с пунктами 69, 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12. 02. 1999 года N 167, оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля. Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31. 12. 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" определение порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено установление мер экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Пензенской области от 29. 12. 2010 года N 874-пП "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области" утверждены нормативы платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, а также порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Кроме того, в соответствии с п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в системы канализации г. Пензы, были утверждены Постановлением администрации г. Пензы от 28.04.2010 N 430 "Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации".
Согласно пунктам 64-65, 67 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15. 06. 2005 года N 15378/04, установление повышенной платы за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ по сути является видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах и к штрафным санкциям или иному виду ответственности за неисполнение обязательств по договору не относится.
Таким образом, обязанность произвести оплату сброса сточных вод, в том числе при наличии загрязняющих веществ с превышением ПДК, возложена на ответчика условиями договора и вышеуказанными нормативными положениями, а не положениями Правил N 644.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет платы за сверхнормативный сброс, делает вывод о том, что он выполнен в порядке, установленном Постановлением Правительства Пензенской области от 29. 12. 2010 года N 874-пП, с учетом нормативов, установленных Постановлением администрации г. Пензы от 28. 04. 2010 года N 430.
Доводы заявителя жалобы, что он не был извещен об отборе проб, также не принимается, так как данное утверждение опровергается представленным в материалы дела письменным уведомлением самого ответчика, которым он извещает истца о том, что уполномоченным представителем ООО "Караван Сервис" при отборе сточных вод является управляющая магазином "Караван" Савина Лариса Александровна и указан ее номер телефона 89270943807 в качестве контактного (л. д. 73).
Таким образом, известив Савину Л. А. об отборе проб по телефону 89270943807 (л. д. 75-76) и произведя отбор проб в её присутствии, истец действовал в соответствии с предписаниями ответчика.
Учитывая, что расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ произведен истцом с учетом нормативного регулирования, факт сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в городскую канализацию в период с 04. 12. 2014 года по 01. 04. 2015 года подтверждается материалами дела и не опровергнут ответчиком путем отбора параллельных проб и их анализа в аккредитованной организации, хотя согласно п. 5.10 договора N 2809 от 17. 10. 2011 года при отборе представителем Водоканала контрольной пробы, абонент может одновременно отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в независимой аттестованной и (или) аккредитованной в установленном порядке лаборатории, суд, применяя к спорным правоотношениям сторон положения ст. ст. 309, 310, 426, 539-548 ГК РФ, признает исковые требования ООО "Горводоканал" о взыскании с ООО "Горводоканал" суммы долга в размере 245783 руб. 45 коп. обоснованными.
Обоснованы требования истца и о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку просрочка во внесении платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ является неправомерным удержанием денежных средств, что влечет гражданско-правовую ответственность, предусмотренную ст. 395 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Согласно представленному истцом расчету, ответчику начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 10532 руб. 84 коп., исходя из суммы долга 245783 руб. 45 коп., периода просрочки с 06. 05. 2015 года по 12. 11. 2015 года и ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8,25 % годовых (л. д. 9).
Согласно действовавшей до 01. 06. 2015 года редакции п. 1 ст. 395 ГК РФ, размер процентов определялся существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
По правилам ст. 395 ГК РФ (в редакции ФЗ от 08. 03. 2015 года N 42-ФЗ) размер процентов с 01. 06. 2015 года определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.
Таким образом, до 31. 05. 2015 года включительно для целей применения ст. 395 ГК РФ учитывается ставка рефинансирования ЦБ РФ, а с 01. 06. 2015 года учитываются средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц.
В период с 01. 06. 2015 года по 12. 11. 2015 года (дата окончания начисления процентов) средняя ставка банковского процента по вкладам физических лиц для целей применения ст. 395 ГК РФ, опубликованная Банком России по Приволжскому федеральному округу, составляла с 01. 06. 2015 года 11,15% годовых, с 15. 06. 2015 года - 11,16% годовых, с 15. 07. 2015 года - 10,14% годовых, с 17. 08. 2015 года -10,12% годовых, с 15. 09. 2015 года - 9,59% годовых, с 15. 10. 2015 года по 12. 11. 2015 года - 9,24% годовых.
Вместе с тем, согласно представленному истцом расчету, ответчику начислены проценты за пользование чужими денежными средствами, только из ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8,25 % годовых, размер которой меньше размера средней ставки банковского процента по вкладам физических лиц.
Учитывая, что ответчиком допущено нарушение денежных обязательств, а так же исходя из того, что уменьшение меры ответственности является правом потерпевшего лица, суд первой инстанции, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8,25%, обоснованно признал исковые требования ООО "Горводоканал" о взыскании с ООО "Караван-Сервис" процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 10532 руб. 84 коп. подлежащими удовлетворению.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 04 марта 2016 года по делу N А49-13452/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Караван-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.В. Карпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-13452/2015
Истец: ООО "ГОРВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО "КАРАВАН СЕРВИС", ООО "Караван-Сервис"