Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
07 июня 2016 г. |
Дело N А21-8612/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены ( уведомление N 05565);
от заинтересованного лица: не явились извещены (уведомление N 05564);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8439/2016) ООО "Народная касса" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.02.2016 по делу N А21-8612/2015 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Народная касса"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
ООО "Народная касса" (236039, г.Калининград, Ленинский пр, д.131-204, ОГРН 1103926002322, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (236000, г.Калининград, ул.Барнаульская, д.4, далее - УФАС по Калининградской области, Управление) от N Р-273адм/2015 от 30.10.2015 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за нарушение законодательства о рекламе.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Народная касса" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить по тем основаниям, что Управлением пропущен установленный законом срок давности привлечения к административной ответственности, кроме того, просило снизить размер административного штрафа, применив положения ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, антимонопольный орган свои возражения изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 22.09.2014 в УФАС по Калининградской области поступило обращение Красавина Г.А. о распространении на страницах газеты "Хроники Амбера" в городе Советске размещении о краткосрочных займах, содержащей признаки нарушения рекламного законодательства.
Рассмотрев данное обращение, антимонопольный орган установил, что в рекламном печатном издании "Хроники Амбера" (выпуск N 31 от 06.08.2014. стр. 9, N 32 от 13.08.2014, сгр. 9, N 33 от 20.08.2014, стр. 9 и выпуск N 34 от 27.08.2014) размещена реклама финансовых услуг со следующей информацией: "Краткосрочные займы до 7500 рублей, сроком до 15 дней без залога и поручителей, оформление и выдача на месте за 10 мин. 8-900- 346-91-26, г. Советск, ул. Победы, 12 этаж 2, каб.1 (здание почты)".. Лицом, в чьих интересах распространяется рассматриваемая реклама, является ООО "Народная касса".
Определением антимонопольного органа от 08.12.2014 в отношении ООО "Народная касса" возбуждено дело N Р-11/2014 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
По результатам проверки антимонопольным органом 19.01.2015 принято решение N Р-11/2014, в соответствии с которым:
1. Реклама финансовых услуг, размещенная в рекламном печатном издании "Хроники Амбера" (выпуск N 31 от 06.08.2014. стр. 9, N 32 от 13.08.2014, сгр. 9, N 33 от 20.08.2014, стр. 9 и выпуск N 34 от 27.08.2014) со следующей информацией: "Краткосрочные займы до 7500 рублей, сроком до 15 дней без залога и поручителей, оформление и выдача на месте за 10 мин. 8-900- 346-91-26, г. Советск, ул. Победы, 12 этаж 2, каб.1 (здание почты)" - признана ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 и 3 статьи 28 Закона о рекламе.
2. Действия рекламодателя ООО "Народная касса" признаны нарушившими часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 и 3 статьи 28 Закона о рекламе.
3. ООО "Народная касса" выдать предписание о прекращении распространения указанной ненадлежащей рекламы.
4. Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства о рекламе к административной ответственности
Во исполнение п. 4 решения, 23.10.2015 антимонопольным органом в отношении ООО "Народная касса" составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 30.10.2015 N Р-273адм/2015 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей за нарушение требований законодательства о рекламе.
Общество не согласилось с указанным постановлением в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности и наличием признаков малозначительности совершенного правонарушения. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал оценку фактическим обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 5 - 7 части 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона).
Обстоятельства дела свидетельствуют, что Управлением было выявлено рекламирование финансовых услуг ООО "Народная касса" - микрозаймов, имевшее место в августе-ноябре 2014 года в городе Советске в рекламном печатном издании "Хроники Амбера".Текст рекламы был утвержден генеральным директором Степанченко А.В., расчеты происходили единовременно по приходно-кассовому ордеру.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Размещенная реклама содержит одно из таких условий, а именно, максимальную сумму займа, однако в ней отсутствует информация об иных условиях, влияющих на сумму расходов, которую понесут лица, воспользовавшиеся такими услугами.
При этом как указывает ФАС России в письме от 13.08.2010 N АК/26483 "Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг" в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
К иным существенным условиям, влияющим на сумму расходов, которую понесут лица, воспользовавшиеся такими услугами, относится указание на величину процентной ставки, минимальную сумму займа, минимальный и максимальный сроки займа.
Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Принимая во внимание вышеизложенное, в размещенной рекламе должны быть указаны все остальные величины суммы или срока (минимальная, максимальная и промежуточные) по рекламируемому кредиту, а также все остальные условия договора, при которых применяются все указанные пороговые значения суммы или срока, включая все величины процентной ставки по кредиту.
Объем и способ доведения до потребителей условий кредита в рекламе должен быть таким, чтобы условия воспринимались обычным потребителем достаточно ясно и понятно, позволяющим ему при ознакомлении с текстом рекламы иметь возможность правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой ему услуги.
Вместе с тем, размещенная реклама содержит только одно из условий, а именно, максимальную сумму займа, однако отсутствует информация об иных условиях, влияющих на сумму расходов, которую могут понести потребители, воспользовавшиеся такими услугами.
Информация об адресе, месте нахождения ООО "Народная касса", номере телефона не заменяет опубликования иных сведений, влияющих на сумму расходов.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
С учетом названных обстоятельств и положений части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона о рекламе, реклама ООО "Народная касса" не отвечает требованиям Закона о рекламе.
На основании части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 указанного закона, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Поскольку рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО "Народная касса", следовательно, в действиях общества содержится нарушение п. 2 ст. 28, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о доказанности УФАС по Калининградской области в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Апелляционным судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В апелляционной жалобе общество указывает на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности. Указанные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении, апелляционный суд не находит оснований для их переоценки.
В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав заявителя, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, апелляционным судом не установлены, назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и согласуется с принципами юридической ответственности, а потому оснований для снижения назначенного обществу административного штрафа, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ N 4-П от 24.02.2014, у суда не имеется.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, степени общественной опасности, совершенного обществом правонарушения, а также принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях",апелляционный суд не находит оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Калининградской области от 08 февраля 2016 года по делу N А21-8612/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Народная касса" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8612/2015
Истец: ООО "Народная Касса"
Ответчик: УФАС по К/о