Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 октября 2016 г. N Ф01-3957/16 настоящее постановление оставлено без изменения
8 июня 2016 г. |
А43-22598/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2016 по делу N А43-22598/2015,
принятое судьей Назаровой Е.А. по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Скорая помощь" (ОГРН 1055248160692, ИНН 5262144168) 5 932 850 рублей 09 копеек.
В судебном заседании приняли участие представители:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области - Харчева О.В. по доверенности от 31.12.2015 N 161 сроком действия до 31.12.2016, Зотова Ю.И. по доверенности от 31.12.2015 N 165 сроком действия до 31.12.2016;
общества с ограниченной ответственностью "Скорая помощь" - Ремизова Е.В. по доверенности от 13.08.2015 N 8 сроком действия 3 года, Иванова Е.Ю. по доверенности от 25.04.2016 N7 сроком действия 3 года.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Скорая помощь" (далее - Общество, ООО "Скорая помощь") в 2014 году участвовало в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2013 N 985.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - Фонд) проведены комплексная и контрольная проверки использования Обществом средств обязательного медицинского страхования.
Результаты проверки зафиксированы в актах от 31.03.2015 N 24 и от 11.06.2015 N 62.
В акте контрольной проверки от 11.06.2015 N 62 ООО "Скорая помощь" предложено в срок до 22.06.2015 восстановить сумму нецелевого использования денежных средств обязательного медицинского страхования в размере 5 393 500 руб. 08 коп. на лицевой счет Фонда и уплатить штраф в размере 539 350 руб. 01 коп.
В установленный актом срок Общество не выполнило требования Фонда, что послужило основанием для обращения последнего в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с ООО "Скорая помощь" 5 932 850 руб. 09 коп.
Решением от 18.02.2016 суд удовлетворил заявленные требования в части, взыскал с Общества в пользу Фонда 1 227 509 руб. 73 коп. нецелевого расходования денежных средств, а также штраф в размере 122 750 руб. 90 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований Фонду было отказано.
Не согласившись частично с принятым судебным актом, Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить в части отказа во взыскании с ООО "Скорая помощь" расходов на аренду, коммунальные расходы и ремонт по адресам, не указанным в лицензии на осуществление медицинской деятельности, и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что оказание Обществом медицинских услуг по адресам, не указанным в лицензии, является нарушением лицензионных требований, следовательно, у ООО "Скорая помощь" отсутствовало право получения целевых государственных средств на незаконно оказанную медицинскую помощь.
Фонд считает, что представленная в материалы дела аналитическая справка по статьям расходов на 2014 год содержит недостоверные сведения, вследствие чего не может рассматриваться в качестве допустимого доказательства.
Представители Фонда в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "Скорая помощь" на вопрос суда не возразили против проверки законности судебного акта в пределах апелляционной жалобы Фонда, поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Согласно статье 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В силу пункта 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном данным Федеральным законом порядке.
Статьей 9 Закона N 326-ФЗ определены субъекты обязательного медицинского страхования, которыми являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, а также участники обязательного медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и подпункта 8.12 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, в соответствии с приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение о контроле) Фонд осуществляет контроль, за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с главой 7 Закона N 326-ФЗ программы обязательного медицинского страхования подразделяются на территориальную программу обязательного медицинского страхования и базовую программу обязательного медицинского страхования.
Согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии со статьей 30 Закона N 326-ФЗ.
Частью 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ определено: тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу части 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ.
В рассматриваемый период правоотношения Фонда, страховых медицинских организаций, а также медицинских организаций, возникающие при реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2013 N 985, регулировались Тарифным соглашением в сфере обязательного медицинского страхования на 2014 год (далее - Тарифное соглашение в сфере ОМС на 2014 год).
В соответствии с пунктом 7.1.15. Тарифного соглашения в сфере ОМС на 2014 год согласно приложению N 15 были установлены тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию для медицинских организаций при оказании медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе и ООО "Скорая помощь".
Затраты, включаемые в тарифы на медицинскую помощь (медицинские услуги) и возмещаемые за счет средств обязательного медицинского страхования, делятся на тариф по базовой программе обязательного медицинского страхования и тариф на прочие статьи расходов в условиях одноканального финансирования.
В состав базового тарифа включены расходы по зарплате, приобретению медикаментов и проведению исследований, закупке продуктов и организации питания при отсутствии своего пищеблока, приобретению мягкого инвентаря.
В состав тарифа на текущее содержание медицинских организаций включены в числе прочих расходы по оплате договоров на оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием), ремонтом (за исключением капитального ремонта) нефинансовых активов, находящихся в собственности, оперативном управлении или аренде, в целях обеспечения собственных нужд для выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Судом по материалам дела установлено, что Общество фактически оказывало медицинскую помощь (приём вызовов, наличие врачебных и фельдшерских бригад, реанимационных бригад, комнаты отдыха для бригад, хранение и выдача лекарственных препаратов) по адресам: г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.56 и г. Нижний Новгород, ул. Весенняя, д. 1.
В 2014 году Общество произвело расходы на аренду помещений по указанным адресам, коммунальные платежи, расходы на ремонт этих помещений.
Спорные расходы по своему характеру соответствуют критериям затрат, установленным Тарифным соглашением в сфере ОМС на 2014 год.
Ссылка заявителя жалобы на то, что ООО "Скорая помощь" допущено нарушение лицензионных требований, поскольку в лицензии от 22.06.2011 N ЛО-52-01-001572, серия МЗ-1 52 N 002605 на осуществление медицинской деятельности в качестве адреса места осуществления деятельности значится адрес: 603006, г. Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д. 125, судом во внимание не принимается.
Несоблюдение лицензионных требований само по себе без установления факта нарушения условий расходования средств ОМС не является основанием для признания рассматриваемых расходов нецелевыми.
Доказательств того, что данные затраты не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), Фондом в материалы дела не представлено.
Напротив, целью данных расходов явилось оказание медицинской помощи.
Как установлено судом первой инстанции, общая сумма доходов Общества за 2014 год составила 48 464 301 руб. 80 коп. При этом доходы Общества за 2014 год от коммерческой деятельности составили 7 991 137 руб. 34 коп. (16,5% всех доходов), а финансирование по Территориальной программе обязательного медицинского страхования составило 40 473 113 руб. 96 коп. (83,5% всех доходов). Общая сумма затрат на аренду помещений, коммунальные платежи, их ремонт, по адресам: г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 56 и г. Нижний Новгород, ул. Весенняя, д. 1, составила 4 989 138 руб. 15 коп.
Общество суду первой инстанции представило аналитическую сводку по статьям расходов на 2014 год.
Проанализировав аналитическую сводку в совокупности с иными доказательствами по делу, с учетом принципа пропорционального распределения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, за счет средств ОМС и коммерческой деятельности, суд первой инстанции установил, что нецелевое расходование средств ОМС по затратам по аренде спорных помещений, коммунальным платежам и ремонту этих помещений, допущено лишь на сумму 692 930 руб. 48 коп. В остальной части рассматриваемые расходы подлежат отнесению на территориальную программу ОМС.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о недостоверности сведений, содержащихся в представленной Обществом аналитической сводке по статьям расходов на 2014 год, носит характер предположения. Общество пояснило, что аналитическая сводка составлена с учетом только тех статей расходов, в отношении которых Фондом заявлено требование о признании их нецелевым расходованием средств ОМС, а не всех расходов, отраженных в отчете по форме 14-ф (ОМС).
Обоснованный контррасчет Фонд суду первой инстанции не представил. Ссылаясь на отсутствие полномочий по истребованию документов, касающихся коммерческой деятельности Общества, Фонд не заявлял ходатайство перед судом первой инстанции в порядке части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о ненадлежащем оформлении Обществом книги учета доходов и расходов при применении упрощенной системы налогообложения несостоятелен, поскольку согласно пояснениям Общества выбранный им объект налогообложения в 2014 году "доходы".
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на непредставление Обществом оригиналов книги учета доходов и расходов за 2014 год, налоговой декларации по УСНО за 2014 год подлежит отклонению, так как оснований сомневаться в достоверности представленных копий документов у суда не имелось.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам подлежит отклонению.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2016 по делу N А43-22598/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-22598/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 октября 2016 г. N Ф01-3957/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СКОРАЯ ПОМОЩЬ", ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "СКОРАЯ ПОМОЩЬ"