Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2016 г. |
Дело N А56-27589/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: Григорьев Д.О. по доверенности от 25.01.2016,
от заинтересованного лица: Туезов А.А. по доверенности от 23.10.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10506/2016) Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Леноблтранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2015 по делу N А56-27589/2015 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АТП N 1"
к Государственному казенному учреждению Ленинградской области "Леноблтранс"
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АТП N 1" (адрес: 196608, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Автомобильная, д.4, офис 35, ОГРН 1047830018147, далее - Общество, ООО "АТП N 1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственного казенного учреждения Ленинградской области "Леноблтранс" (адрес:197342, Санкт-Петербург, ул. Артиллерийская, д.1, пом. 258, ОГРН 1137847499570, далее - ГКУ ЛО "Леноблтранс", Учреждение) от 15.04.2015 N 13-15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 N47-оз "Об административных правонарушениях" (далее Закон N 47-оз).
Решением суда от 16.12.2015 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.03.2015 N ОКПП-2015-26Р Межведомственной транспортной комиссией, созданной распоряжением Губернатора Ленинградской области от 15.11.2013 N 830-РГ "Об организации межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области", в составе отдельного батальона N 3 ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Ленинградское областное управление транспорта" на территории Гатчинского района Ленинградской области, 19.03.2015 проведен рейд по выявлению транспортных средств перевозчиков, оказывающих платные услуги населению по перевозке пассажиров и багажа на маршрутной сети Ленинградской области с нарушением установленного законодательством Российской Федерации и Ленинградской области порядка организации пассажирских перевозок.
В ходе проверки установлено, что Общество на платной основе осуществляет перевозку пассажиров и багажа по маршруту N 545А, следующему от деревни Пудомяги Гатчинского района Ленинградской области до города Санкт-Петербурга ст. метро "Купчино", проходя тем самым по трассе маршрута регулярных перевозок N К-545, внесенного в реестр автобусных маршрутов Ленинградской области в соответствии с заключенным договором.
При проверке на линии выявлено осуществляющее вышеуказанную перевозку автотранспортное средство "Ивеко" с государственным регистрационным знаком "О650ХС178".
Названным автотранспортным средством (свидетельство о регистрации 78 13 N 594392 от 11.10.2013, собственник Минина В.Х.) управлял водитель Ахмедов М.У.
Согласно объяснениям Ахмедова М.У. он работает водителем в Обществе и осуществляет перевозку пассажиров и багажа по маршруту N 545А от пос. Пудомяги Гатчинского района Ленинградской области до Санкт-Петербурга станции метро "Купчино".
Данный маршрут отсутствует в реестре маршрутов Ленинградской области.
По результатам проверки составлен акт от 19.03.2015 N ОКПП-2015 26Р.
Согласно протоколу от 19.03.2015 N 13-15 об изъятии вещей и документов проверяющими произведено изъятие транспортного средства и документов (договор аренды, лицензия, расписание).
15.04.2014 N 13-15 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Закона N 47-оз. Постановлением от 15.04.2015 N13-15 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 6.4 Закона N 47-оз, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
На основании пункта 2 части 1 статьи 24.7 КоАП РФ и приказа Комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области от 26.12.2014 N 512-п издержки по делу об административном правонарушении возложены на ООО "АТП N 1".
Не согласившись с означенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В силу статей 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов, то есть указанное регулирование относится к вопросам защиты прав человека и общественной безопасности.
Согласно статье 4 Закона N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 21.05.2013 N 30-оз "О наземном пассажирском транспорте общего пользования в Ленинградской области" (далее - Закон N30-оз), настоящий областной закон регулирует отношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземным пассажирским транспортом общего пользования в Ленинградской области.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 30-оз организация работы перевозчиков осуществляется уполномоченным органом, порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок определяется договорами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона N 30-оз маршрут регулярных перевозок представляет собой предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2, части 2 статьи 4 Закона N 30-оз порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа определяется договором на организацию и выполнение перевозок, заключаемым между уполномоченным органом и перевозчиком.
В соответствии с договором на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа пассажирским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок от 28.06.2013 N КТ7228/06/130119и дополнительным соглашением от 30.06.2014 N 1, заключенным с Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области, официальным перевозчиком на маршруте N К545 является ОАО "АТП-31".
Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской федерации от 14.08.2003 N 178, предусмотрено, что работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций.
Открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Согласно письму Министерства транспорта Российской Федерации от 29.10.2014 N 030308/4943 (в ответ на запрос ГКУ ЛО "Леноблтранс" от 28.10.2014 N 292) в общем реестре регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (Санкт-Петербургом и Ленинградской областью) маршруты N К-545А и NК-545Б, обслуживаемые ООО "АТП N1", отсутствуют (л.д. 84, 85).
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области письмом N вс-5269/14-0-1 от 06.11.2014 информировал ГКУ ЛО "Леноблтранс" о том, что в реестре автобусных маршрутов Ленинградской области отсутствуют регулярные пригородные автобусные маршруты N К-545А и N К-545Б, в связи с чем договоры на организацию и обслуживание указанных автобусных маршрутов Комитетом не заключались.
Поскольку выявленный в ходе работы Межведомственной транспортной комиссии 19.03.2015 маршрут N К-545А не внесен в общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, согласование заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области ООО "АТП N 1" не получено, паспорт маршрута отсутствует, следовательно, ООО "АТП N 1" действует с нарушением Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 30-оз перевозчики, нарушившие требования, предъявляемые к их деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ленинградской области, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и областным законом от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях".
В силу статьи 1.1 КоАП РФ и статьи 1.1 Закона N 47-оз данный областной закон является составной частью законодательства об административных правонарушениях, основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом N 47-оз, осуществляется в порядке, определенном КоАП РФ (статья 1.11 Закона N 47-оз).
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона N 47-оз, составляет нарушение в сфере организации обслуживания пассажиров наземным пассажирским транспортом общего пользования, оказание услуг населению по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским транспортом общего пользования по межмуниципальным и пригородным маршрутам в случае, если отсутствует договор на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок, заключаемый между уполномоченным органом и перевозчиком.
Изложенные обстоятельства дела, а также представленные Учреждением доказательства свидетельствуют о том, что Учреждением доказан факт совершения Обществом административного правонарушения. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины Общества в совершении правонарушения в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение Учреждением порядка привлечения Общества к административной ответственности и не установлено существенных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления.
В соответствии со статьей 1.5 Закона N 47-оз дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим областным законом рассматриваются в числе прочих, органом исполнительной власти Ленинградской области, наделенным полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении, и специально уполномоченным подведомственным ему государственным учреждением в лице уполномоченных должностных лиц (абзац введен Законом Ленинградской области от 21.05.2013 N31-03).
Наделение соответствующих должностных лиц полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях от имени органов и государственных учреждений, указанных в абзацах пятом, шестом, восьмом и одиннадцатом настоящей статьи, осуществляется руководителями этих органов и государственных учреждений.
В силу статьи 1.6 Закона N 47-оз орган исполнительной власти Ленинградской области, наделенный полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении, и специально уполномоченное подведомственное ему государственное учреждение в лице уполномоченных должностных лиц рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью первой статьи 6.4 настоящего областного закона.
В соответствии со статьей 1.9 Закона N 47-оз, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой статьи 6.4 настоящего областного закона, уполномочены составлять должностные лица органа исполнительной власти Ленинградской области, наделенного полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении, и специально уполномоченного подведомственного ему государственного учреждения.
Согласно Приказам ГКУ ЛО "Леноблтранс" от 17.03.2014 N 9 и N 10 право составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренные частью первой статьи 6.4 Закона N 47-оз и рассматривать дела об административных правонарушениях по указанной квалификации имеют следующие должностные лица: руководитель ГКУ ЛО "Леноблтранс"; начальник отдела контроля пассажирских перевозок ГКУ ЛО "Леноблтранс"; главный специалист отдела контроля пассажирских перевозок ГКУ ЛО "Леноблтранс".
Вместе с тем, решением Ленинградского областного суда от 03.04.2015, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2015 N 33-АПГ15-13, признана недействующей с момента вступления в законную силу решения суда статья 6.4 областного Закона Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях".
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Оспариваемое постановление в отношении Общества не исполнено.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично- правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В соответствии с пунктом 2 того же постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
С учетом изложенного, постановление ГКУ ЛО "Леноблтранс" от 15.04.2015 N 13-15 о назначении ООО "АТП N1" административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 6.4 Закона N47-оз, исполнению не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявления и признании постановления от 15.04.2015 N 13-15 не подлежащим исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2015 по делу N А56-27589/2015 отменить.
В удовлетворении заявления Обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N 1" отказать.
Признать не подлежащим исполнению постановление Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Леноблтранс" от 15.04.2015 N 13-15 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N 1" к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27589/2015
Истец: ООО "АТП N 1"
Ответчик: ГКУ ЛО "Леноблтранс"
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11588/16
09.06.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10506/16
08.02.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2807/16
16.12.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-27589/15