г. Чита |
|
09 июня 2016 г. |
Дело N А58-1331/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Окружной администрации города Якутска и муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "город Якутск" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 апреля 2016 года по делу N А58-1331/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рекорд Якутск" (ИНН 1435149826, ОГРН 1041402041988) к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) о признании недействительными пунктов 1, 2.1, 2.2, 2.3 распоряжения Окружной администрации города Якутска от 10 февраля 2015 года N157р,
суд первой инстанции, судья Собордахолва В.Э.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Налеваева Е.С., представителя по доверенности от 01.04.2016;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "город Якутск" (ОГРН 1111435006935 ИНН 1435242617): не было;
установил:
Заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Рекорд Якутск", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием к Окружной администрации города Якутска о признании недействительным пунктов 1, 2.1, 2.2, 2.3 распоряжения от 10 февраля 2015 года N 157р в связи с отсутствием оснований для досрочного расторжения передаточного акта.
Решением суда первой инстанции от 01.04.2016 заявителю отказано в удовлетворении требований, требования заявителя удовлетворены в части объектов водоотведения (септиков), переданных обществу с ограниченной ответственностью "Рекорд-Якутск" передаточным актом от 14.01.2014.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Пункт 1 оспариваемого распоряжения от 10.02.2015 противоречит Закону о защите конкуренции, а именно, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Пунктами 2.1. и 2.2. распоряжения от 10.02.2015 признаны утратившими силу распоряжения Администрации от 23 октября 2013 года N 1985р, от 18 декабря 2013 года N 2416р на основании которых был проведен конкурсный отбор организаций коммунального хозяйства, в том числе заявителя по настоящему делу перед заключением передаточного акта от 14.01.2015 N 27-ОТ.
Пунктом 2.3. распоряжения от 10.02.2015 признано утратившим силу распоряжение Администрации от 30 сентября 2014 года N 1692р, изданием которого, как установлено решением Управления ФАС России от 26.02.2015 Администрацией нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также нарушены права и законные интересы Общества наряду с иными организациями коммунального комплекса. Таким образом, требование заявителя в части признания недействительным пункта 2.3. распоряжения, которым признано утратившим силу нарушившее права и законные интересы Общества распоряжение Администрации от 30.09.2014, не может быть удовлетворено судом.
В остальной части оспариваемое распоряжение Администрации не соответствует Закону о защите конкуренции и в части канализационных септиков, переданных заявителю по передаточному акту от 14.01.2015 N 27-ОТ, нарушает права и законные интересы Общества как организации коммунального комплекса г. Якутска.
Окружная администрация города Якутска, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части удовлетворенных требований и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200298425133.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда первой инстанции носят ошибочный характер и нарушают требования закона о свободе договора.
МУП "Жилкомсервис", не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части удовлетворенных требований и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель МУП "Жилкомсервис" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200298425140.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда носят ошибочный характер.
Представитель ООО "Рекорд Якутск" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно пункту 5 статьи 268 АПК РФ и в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установил суд первой инстанции, 23 октября 2013 года Администрацией издано распоряжение N 1985р "Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа "город Якутск", которым - департаменту имущественных и земельных отношений ОА г. Якутска поручено расторгнуть договоры ответственного хранения с муниципальным казенным учреждением "Служба эксплуатации городского хозяйства" на бесхозяйные объекты (234 септика), указанные в приложении N 1 к настоящему распоряжению; а также в срок до 31.12.2013 совместно с МУП "Жилкомсервис" оформить передаточный акт, с правом передачи полномочий третьим лицам, на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, указанные в приложении N 1;
Данным распоряжением МУП "Жилкомсервис" поручено принять по акту приема-передачи бесхозяйные объекты недвижимого имущества, указанные в приложении N 1, осуществить отбор организаций коммунального комплекса на территории городского округа "город Якутск" на обслуживание и содержание бесхозяйных объектов недвижимого имущества, указанные в приложении N 2 к настоящему распоряжению (30 септиков), оформить передаточные акты с организациями коммунального комплекса городского округа "город Якутск".
24.12.2013 г. Администрацией принято распоряжение N 2416р "О внесении изменений в распоряжение от 23.102013 г. N 1985р "Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа "город Якутск".
Согласно указанному распоряжению, в приложение N 1 "Перечень бесхозяйных объектов недвижимого имущества, подлежащих передаче МУП "Жилкомсервис" включены 148 объектов, в приложение N 2 "Перечень бесхозяйных объектов недвижимого имущества, подлежащих передаче организациям коммунального комплекса городского округа "город Якутск" включено 30 септиков, расположенных в микрорайоне Марха городского округа "город Якутск".
Пункт 1 распоряжения N 1985р дополнен подпунктом 1.3 следующего содержания "1.3 осуществить отбор организаций коммунального комплекса на территории городского округа "город Якутск" на обслуживание и содержание бесхозяйных объектов недвижимого имущества, указанных в приложении N 2 к настоящему распоряжению".
Во исполнение указанного распоряжения органом местного самоуправления проведен конкурсный отбор организаций коммунального комплекса, на который были поданы заявки ООО "Р.И.К.", ООО УК "Жилищный стандарт", ООО "Харон" и ООО "Рекорд-Якутск".
14.01.2014 г. между Администрацией и вышеуказанными юридическими лицами подписаны передаточные акты на бесхозяйные объекты недвижимости, в соответствии с которыми принимающая сторона обязуется принять во временную эксплуатацию бесхозяйное имущество (септики).
30.09.2014 г. Администрацией издано распоряжение N 1692р "О внесении изменений в распоряжение Окружной администрации города Якутска от 23 октября 2013 года N 1985р "Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа "город Якутск". Указанным распоряжением изменены приложения N 1 и N 2.
Приложение N 2 названо "Перечень бесхозяйных септиков, подлежащих передаче МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск", и в нем указано 38 септиков, расположенных в микрорайоне Марха городского округа "город Якутск".
Приложение N 1 названо "Перечень бесхозяйных септиков, подлежащих передаче МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск" и включает в себя 153 септика, расположенных в городе Якутске.
В связи с изменениями, внесенными в распоряжение N 1985р от 23.10.2013 г., Администрацией в адрес ООО "Р.И.К.", ООО УК "Жилищный стандарт", ООО "Харон" и ООО "Рекорд-Якутск" были направлены уведомления о расторжении передаточных актов.
04 и 12 декабря 2014 года в Управление ФАС России по РС(Я) поступили обращения прокуратуры города Якутска, в которых указывалось на то, что в действиях Администрации по принятию решения и заключению договора с МУП "Жилкомсервис" о передаче бесхозяйных объектов (септиков), расположенных в мкр. Марха, усматриваются нарушения требований главы 3 Федерального закона от 26.06.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции".
10 февраля 2015 года Администрацией издано распоряжение N 157р "О передаче бесхозяйных объектов водоотведения (септики) на ответственное хранение гарантирующей организации в сфере централизованного водоотведения с промежуточным вывозом ЖБО на территории городского округа "город Якутск" и признании утратившим силу отдельные правовые акты Окружной администрации город Якутска", которым:
департаменту имущественных и земельных отношений Администрации поручено осуществить передачу бесхозяйных объектов водоотведения (септики) на ответственное хранение гарантирующей организации в сфере централизованного водоотведения с промежуточным вывозом ЖБО на территории городского округа "город Якутск" муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" городского округа "город Якутск" согласно приложению N 1,N 2, N 3 к распоряжению (пункт 1);
признано утратившим силу распоряжение Администрации от 23 октября 2013 года N 1985р (пункт 2.1.);
признано утратившим силу распоряжение Администрации от 18 декабря 2013 года N 2416р (пункт 2.2.);
признано утратившим силу распоряжение Администрации от 30 сентября 2014 года N 1692р (пункт 2.3.).
Общество посчитав, что распоряжение N 157р от 10 февраля 2015 года нарушает его права и законные интересы и не соответствует номам действующего законодательства, обратился в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу распоряжения N 1692р и в нарушение пункта 2.1 передаточного акта, с организациями коммунального комплекса (ООО "Р.И.К.", ООО УК "Жилищный стандарт", ООО "Харон" и ООО "Рекорд-Якутск" передаточные акты были расторгнуты, а 148 канализационных септиков распоряжением Администрации N 2416р, без проведения конкурсных процедур, были переданы МУП "Жилкомсервис" и в силу указанного 10 февраля 2015 года Администрацией издано распоряжение N 157р которым септики, ранее предоставленные ООО "Рекорд-Якутск" передаточным актом N27-ОТ от 14.01.2014, были переданы МУП "Жилкомсервис".
Как правильно указал суд первой инстанции, Управлением ФАС по Республики Саха (Якутия) вынесено решение от 26.02.2015 г. по делу N 02-08/15А о нарушении антимонопольного законодательства, которым было признано, что принятием Окружной администрацией города Якутск распоряжения N 1962р от 23.10.2013 г. о передаче канализационных септиков МУП "Жилкомсервис" нарушена часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции".
Судебными актами по делу N А58-2830/2015 вступившими в законную силу, Окружной администрации города Якутска отказано в признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Саха (Якутия) от 26.02.2015 г. N 02-08/15А.
Как было подтверждено судами, в нарушение антимонопольного законодательства Администрация осуществляя обязанность по содержанию септиков, осуществила ее путем передачи полномочий по их содержанию, выбрав конкретный хозяйствующий субъект для выполнения вышеназванных работ и услуг (МУП "Жилкомсервис") без проведения конкурса, тем самым создав преимущественные условия деятельности для МУП "Жилкомсервис", которые повлекли или могли повлечь за собой недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод о том, что распоряжение Окружной администрации Республики Саха (Якутия) N 1692р от 30.09.204 г. и передача на основании него канализационных септиков находящихся в пользовании заявителя, третьему лицу, МУП "Жилкомсервис", является недействительным, как не соответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Оценивая действия Администрации по одностороннему расторжению соглашения, в виде передаточного акта, как стороны по сделке, суд апелляционной инстанции исходит из того, что они являются незаконными, поскольку, в связи с признанием распоряжения Окружной администрации города Якутск N 1692р от 30.09.2014 г. принятым с нарушением антимонопольного законодательства, передача канализационных септиков находящихся в пользовании заявителя, третьему лицу, МУП "Жилкомсервис", также является недействительной
В силу указанного действия Администрации по одностороннему расторжению соглашения в виде передаточного акта N 27-ОТ от 14.01.2014 на бесхозяйные объекты недвижимости является также незаконным, в связи с отсутствием полномочий на совершение указанных действий.
Как правильно указал суд первой инстанции передаточный акт N 27-ОТ от 14.01.2014, заключенный по результатам проведенного конкурса с ООО "Рекорд Якутск", содержит сведения о предмете договора, сроке его действия, правах и обязанностях, ответственности сторон и подтверждает факт сложившихся между сторонами договорных отношений в связи с чем ссылка Администрации на положения статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации, является несостоятельной.
Пунктом 2.1 Передаточного акта N 27-ОТ от 14.01.2014 установлен срок действия передаточного акта: - до момента признания права собственности ГО "город Якутск" на передаваемые бесхозяйные объекты; - или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Как было установлено судом первой инстанции ни Администрацией, ни Департаментом не были представлены доказательства, свидетельствующие о признании права собственности ГО "город Якутск" на спорные септики. Собственник указанных бесхозяйных объектов неизвестен.
Ссылка Администрации в апелляционной жалобе на пункт 6.3 Передаточного акта N 27-ОТ от 14.01.2014, содержащий указание на возможность расторжения передаточного акта на основании внесения каких-либо изменений в распоряжение от 23.10.2013 N 1985р, судом отклоняется, поскольку как указано выше, Распоряжение N 1692р от 30.09.2014, вносящее изменения в Распоряжение N 1985р от 23.10.2013, принято в нарушение требований, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение и действия Администрации нарушают права и законные интересы заявителя и не соответствуют действующему законодательству и в частности Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя в заявленной им части.
То обстоятельство, что суд первой инстанции в нарушение части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части не указал название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверен оспариваемый акт, не привело к принятию им неправильного решения.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционных жалоб.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "01" апреля 2016 года по делу N А58-1331/2015 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1331/2015
Истец: ООО "Рекорд-Якутск"
Ответчик: Окружная администрация города Якутска
Третье лицо: МУП "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск"
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2476/16
20.10.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5052/16
13.10.2016 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1331/15
09.06.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2476/16
01.04.2016 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1331/15