город Ростов-на-Дону |
|
08 июня 2016 г. |
дело N А32-442/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от муниципального казённого учреждения муниципального образования г. Краснодар "Краснодарский центр по озеленению, цветоводству и ландшафтному дизайну": представитель Агудалина Е.В. по доверенности от 14.07.2015, паспорт;
остальные участники процесса своих представителей в судебное заседание не направили, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казённого учреждения муниципального образования г. Краснодар "Краснодарский центр по озеленению, цветоводству и ландшафтному дизайну" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2016 г. по делу N А32-442/2016, принятое судьей Купреевым Д.В., по заявлению муниципального казённого учреждения муниципального образования г. Краснодар "Краснодарский центр по озеленению, цветоводству и ландшафтному дизайну" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю третьи лица: индивидуальный предприниматель Хакунова Рузана Ибрагимовна, индивидуальный предприниматель Глущенко Владимир Николаевич о признании ненормативного акта недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Краснодарский центр по озеленению, цветоводству и ландшафтному дизайну" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30.09.2015 по делу N ЗК-55/2015 о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части признания в действиях заказчика нарушений частей 1, 13 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении запроса котировок, ввиду чего, у антимонопольного органа имелись достаточные правовые основания для вынесения оспариваемого решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, полагает, что муниципальный контракт на выполнение работ заключен в установленные Законом N 44-ФЗ сроки.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Остальные участники процесса своих представителей в судебное заседание не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар "Краснодарский центр по озеленению, цветоводству и ландшафтному дизайну" на официальном сайте размещено извещение и документация запроса котировок N 0318300128615000012 "Выполнение работ по озеленению и содержанию территории сквера "Памятного знака Комсомольцам всех поколений" на перекрестке ул. Сормовская и 30-й Иркутской дивизии 1 часть".
Начальная (максимальная) цена контракта - 485 195,77 рубля.
Согласно извещению о проведении запроса котировок дата и время окончания подачи котировочных заявок - 9.00 часов 18.09.2015. Место проведения вскрытия конвертов -г. Краснодар, ул. Мира 72, ком. 116-117.
Не согласившись с действиями МКУ МО г. Краснодар "Краснодарский центр по озеленению, цветоводству и ландшафтному дизайну" при проведении запроса котировок, индивидуальный предприниматель Глущенко В.Н. обратился с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю.
По результатам рассмотрения обращения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю 30.09.2015 принято решение по делу N ЗК-55/2015 о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно которому жалоба Глущенко В.Н. признана необоснованной.
Вместе с тем, антимонопольным органом в ходе проверки жалобы Глущенко В.Н. выявлены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые нашли отражение в оспариваемом решении.
В связи с чем, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю 30.09.2015 по делу N ЗК-55/2015 о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях заявителя признаны нарушения частей 1, 13 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
МКУ МО г. Краснодар "Краснодарский центр по озеленению, цветоводству и ландшафтному дизайну", не согласившись с решением антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также порядка размещения заказов осуществляется на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" определило, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (пункт 1).
Согласно статье 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Пунктом 3 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.
Согласно части 1 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Вместе с тем, из представленной в материалы дела видеозаписи следует, что членом котировочной комиссии при процедуре вскрытия конвертов не озвучена информация о месте вскрытия конвертов.
Частью 8 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе. Указанный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение двух рабочих дней с даты подписания указанного протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок.
Из материалов дела следует, что в размещенном на официальном сайте протоколе результатов рассмотрения заявок от 18.09.2015 N 12 указано, что процедура рассмотрения и оценки заявок проводилась Единой комиссией заказчика в период с 09.30 до 09.45 часов 18.09.2015 по адресу: г. Краснодар, ул. Мира 72, ком. 117-118.
Однако, в соответствии с извещением о проведении запроса котировок дата и время проведения вскрытия конвертов 09.00 часов 18.09.2015.
В ходе рассмотрения антимонопольным органом жалобы предпринимателя, представителями заказчика в материалы дела представлен протокол от 18.09.2015 N 12, который не соответствует протоколу, размещенному на официальном сайте - в представленном протоколе указано, что он составлен в 09.00 часов, процедура проводилась с 09.00 до 09.10 часов.
Доводы заявителя о технической ошибке, допущенной при составлении протокола правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку до поступления жалобы заказчик не обращался в управление по факту обнаруженной им технической ошибки.
В соответствии с частью 13 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
Как установлено судом и не оспаривалось заявителем, контракт заключен заказчиком 25.09.2015, то есть на 7 день, что противоречит порядку исчисления сроков, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, в свяи с чем, довод учреждения о заключении контракта на 8 дней отклоняется апелляционной коллегией, как несостоятельный.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Вместе с тем, заказчик в документации запроса котировок указывает, что заявка подается в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа по адресу электронной почты krd.mu-ozel@mail.ru В свою очередь, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не предусмотрена подача котировочных заявок на электронную почту заказчика.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно и обоснованно сделан вывод о том, что муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар "Краснодарский центр по озеленению, цветоводству и ландшафтному дизайну" нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении запроса котировок, ввиду чего, у антимонопольного органа имелись достаточные правовые основания для вынесения оспариваемого решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и им была дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
Поскольку при обращении с апелляционной жалобой учреждению была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, то с муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Краснодар "Краснодарский центр по озеленению, цветоводству и ландшафтному дизайну" в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит взыскать в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, как со стороны не в пользу которой принят судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2016 г. по делу N А32-442/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального казённого учреждения муниципального образования г. Краснодар "Краснодарский центр по озеленению, цветоводству и ландшафтному дизайну" (ИНН 2309073752, ОГРН 1022301437784) в доход федерального бюджета 1500 (одну тысячу пятьсот) руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-442/2016
Истец: МКУ МО г. Краснодар "Краснодарский центр по озеленению, цветоводству и ландшафтному дизайну", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР "КРАСНОДАРСКИЙ ЦЕНТР ПО ОЗЕЛЕНЕНИЮ, ЦВЕТОВОДСТВУ И ЛАНДШАФТНОМУ ДИЗАЙНУ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: ИП Глущенко В. Н., ИП Глущенко Владимир Николаевич, ИП Хакунов Р. И., ИП Хакунова Рузана Ибрагимовна