Требование: о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
09 июня 2016 г. |
Дело N А65-24859/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан - не явился, извещен,
от МУП "Альметьевское троллейбусное управление" - Шарипов И.Э. (доверенность от 01.09.2016 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 марта 2016 года по делу N А65-24859/2015 (судья Путяткин А.В.),
по заявлению МУП "Альметьевское троллейбусное управление",
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан,
о признании незаконными действий, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МУП "Альметьевское троллейбусное управление",
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Альметьевское троллейбусное управление" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан о признании незаконными действий, выразившихся в направлении на расчетный счет МУП "Альметьевское троллейбусное управление" в ООО "ТАТАГРОПРОМБАНК", г. Казань, инкассовых поручений от 02.04.2015 N 01307180013957 на сумму 916 727,50 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ПФР, СЧ. взносы); от 02.04.2015 N 01307180013958 на сумму 249 005,35 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ПФР, НЧ. взносы); от 02.04.2015 N 01307180013959 на сумму 1 421 847,56 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ФФОМС, взносы); об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МУП "Альметьевское троллейбусное управление" в соответствии с действующим законодательством - обязать Управление Пенсионного фонда России в Альметьевском районе и городе Альметьевск Республики Татарстан произвести возврат сумм неправомерно удержанных в Пенсионный фонд Российской Федерации и бюджет Фонда обязательного медицинского страхования по инкассовым поручениям от 02.04.2015 N 01307180013957 на сумму 916 727,50 руб.; от 02.04.2015 N 01307180013958 на сумму 249 005,35 руб.; от 02.04.2015 N 01307180013959 на сумму 1 421 847,56 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 марта 2016 года по делу N А65-24859/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв МУП "Альметьевское троллейбусное управление" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 марта 2016 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель МУП "Альметьевское троллейбусное управление", считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Фондом в ООО "Татагропромбанк" направлены инкассовые поручения от 02.04.2015 N 01307180013957 на сумму 916 727,50 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ПФР, СЧ. взносы); от 02.04.2015 N 01307180013958 на сумму 249 005,35 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ПФР, НЧ. взносы); от 02.04.2015 N 01307180013959 на сумму 1 421 847,56 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ФФОМС, взносы), которые поступили в банк 06.05.2015. Впоследствии, на основании данных инкассовых поручений 31.07.2015 указанные суммы списаны с расчетного счета заявителя, что подтверждается соответствующей выпиской.
Полагая, что действия, выразившиеся в направлении на расчетный счет МУП "Альметьевское троллейбусное управление" в ООО "ТАТАГРОПРОМБАНК" вышеуказанных инкассовых поручений не отвечают требованиям ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212 - ФЗ), поскольку обращение взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов в банке произведено на недоимку, образовавшуюся за период 2-го квартала 2012 года, соответственно, срок направления инкассовых поручений пропущен, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Ответчик, возражая относительно удовлетворения заявленных требований, ссылается на то, что инкассовые поручения повторно направлены в связи с наличием недоимки, образовавшейся в 2012 году, которая относится к текущей задолженности предприятия, при отсутствии в ст. 19 ч. 7 Федерального закона N 212 - ФЗ срока, в течение которого Фонд имеет право направить инкассовые поручения после принятия решения о взыскании. Факт завершения процедуры банкротства в связи с погашением требований кредиторов не отменяет обязанности по оплате недоимки, относящейся к текущей задолженности.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Инкассовые поручения N 01307180013957 на сумму 916 727,50 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ПФР, СЧ. взносы), N 01307180013958 на сумму 249 005,35 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ПФР, НЧ. взносы), N 01307180013959 на сумму 1.421.847,56 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ФФОМС, взносы) датированы 02.04.2015 г, поступили в банк 06.05.2015 г.
Как следует из выписки по расчетному счету заявителя, денежные средства на основании данных поручений списаны 31.07.2015 г. Указывая, что списание денежных средств произведено 31.07.2015 г., и с этой даты ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, заявитель ходатайствует о восстановлении пропущенного трехмесячного срока и исчислении его с 31.07.2015 г.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что с учетом списания денежных средств 31.07.2015 на основании инкассовых поручений от 02.04.2015 N 01307180013957 на сумму 916 727,50 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ПФР, СЧ. взносы), N 01307180013958 на сумму 249 005,35 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ПФР, НЧ. взносы), N 01307180013959 на сумму 1 421 847,56 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ФФОМС, взносы) права заявителя могли быть нарушены именно с 31.07.2015, предприятие в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением обратилось 20.10.2015, что свидетельствует о наличии оснований для восстановления пропущенного процессуального срока в порядке ст. 198 ч. 4 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2012 г. по делу N А65-34585/2011 муниципальное унитарное предприятие "Альметьевское троллейбусное управление" (ОГРН 1021601626144) признано несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Определением Арбитражного суда РТ от 08.05.2015 по делу N А65-34585/2011 (дата оглашения резолютивной части - 29.04.2015) производство по делу о несостоятельности (банкротстве) МУП "Альметьевское троллейбусное управление" прекращено.
09.07.2015 г. МУП "Альметьевское троллейбусное управление" обратилось в Фонд с заявлением (исх. N 21/02) о возврате взысканных страховых взносов, мотивируя необоснованность их взыскания окончанием процедуры конкурсного производства.
Письмом от 30.07.2015 (исх. N ЯФ-11-0113/4479) ответчик в возврате взысканных страховых взносов отказал.
В силу ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Понятие обязательных платежей дано в ст. 2 Федерального закона N 127-ФЗ, согласно которой таковыми являются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212 - ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Исходя из ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в т.ч. организации.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ст. 10 Федерального закона N 212 - ФЗ).
Ст. 15 п. 3, 4 и 5 Федерального закона N 212 - ФЗ предусмотрено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 3 ст. 15 данного Федерального закона).
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (п. 4 ст. 15 указанного Федерального закона).
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Как предусмотрено ст. 16 того же Федерального закона страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300.000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы предусмотрена ст. 18 п. 1 Федерального закона N 212-ФЗ.
Порядок взыскания страховых взносов в случае их неуплаты или неполной уплаты регламентирован ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции по состоянию на 02.04.2015, т.е. на момент вынесения инкассовых поручений), согласно которой в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона. Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей. Решение о взыскании, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В случае пропуска указанных сроков, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения о взыскании по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Исходя из положений п. 6 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Порядок направления в банк поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов денежных средств со счетов плательщиков страховых взносов в электронном виде через территориальные органы Федерального казначейства устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральным казначейством, Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации. Направление в территориальный орган Федерального казначейства поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов в электронном виде осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счета в валюте Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на счета в иностранной валюте, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации (п. 13 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ).
Как предусмотрено п. 14 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения (часть 3 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 - ч. 7 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Как следует из инкассовых поручений от 02.04.2015 N 01307180013957 на сумму 916 727,50 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ПФР, СЧ. взносы), N 01307180013958 на сумму 249 005,35 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ПФР, НЧ. взносы), N 01307180013959 на сумму 1 421 847,56 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ФФОМС, взносы) они вынесены на основании решения Фонда N 89 от 02.04.2015 (рег. N 013071000072) на основании ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ, период уплаты - 15.07.2012, дата возникновения обязанности по уплате страховых взносов - 15.07.2012, срок окончания налогового периода - 15.07.2012.
Таким образом, недоимка, подлежащая взысканию на основании данных инкассовых поручений, относится к периоду 2012 года. Аналогичной позиции придерживается ответчик, в обоснование которой им представлены справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 25.05.2012 N 013 071 12 СН 014 2393, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 25.05.2012 N 01307140155198, решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 25.06.2012 N 013 071 12 ВД 0047817, справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 21.08.2012 N 013 071 12 СН 0192008, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 21.08.2012 N 01307140214117, решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 13.09.2012 N 013 071 12 ВД 0070477, справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 19.11.2012 N 013 071 12 СН 0232115, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 19.11.2012 N 01307140261682, решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 13.12.2012 N 013 071 12 ВД 0092952, справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 20.03.2013 N 013 071 13 СН 0090453, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 20.03.2013 N 01307140093553, решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 17.04.2013 N 013 071 13 ВД 0024644.
На основании решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, от 13.09.2012 N 013 071 12 ВД 0070477 Фондом в ОАО АКБ "Энергобанк" направлены инкассовые поручения N 01307170264384 от 13.09.2012 на сумму 29 121 руб., и N 01307170264383 от 13.09.2012 на сумму 733 658,23 руб. Письмом от 08.11.2012 (исх. N 017) указанные инкассовые поручения возвращены в связи с закрытием расчетного счета предприятия.
На основании того же решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, от 13.09.2012 N 013 071 12 ВД 0070477 Фондом в ОАО "Россельхозбанк" направлены инкассовые поручения N 01307170264376 от 13.09.2012 на сумму 1 955 518,5 руб., и N 01307170264377 от 13.09.2012 на сумму 29 446,29 руб. Письмом от 15.10.2012 (исх. N 353) указанные инкассовые поручения возвращены в связи с закрытием расчетного счета предприятия.
Кроме того, на основании решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 13.09.2012 N 013 071 12 ВД 0070477 Фондом в ООО "Татагропромбанк" направлены инкассовые поручения N 01307170 от 19.09.2012 на сумму 15317,3 руб., и N 01307170 от 19.09.2012 на сумму 386 908,56 руб. Исходя из представленных в материалы дела уведомлений ООО "Татагропромбанк" инкассовое поручение N 01307170264382 от 19.09.2012 на сумму 15 317,23 руб., инкассовое поручение N 01307170264380 от 19.09.2012 на сумму 386 908,56 руб. не оплачены из-за отсутствия средств.
Впоследствии, в связи с не оплатой недоимки по страховым взносам Фондом на основании вышеуказанных решений о взыскании от 25.06.2012, 13.09.2012, 13.12.2012, 17.04.2013 в ООО "Татагропромбанк" направлены инкассовые поручения от 02.04.2015 N 01307180013957 на сумму 916 727,50 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ПФР, СЧ. взносы); от 02.04.2015 N 01307180013958 на сумму 249 005,35 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ПФР, НЧ. взносы); от 02.04.2015 N 01307180013959 на сумму 1 421 847,56 руб. на взыскание денежных средств в ПФР (ФФОМС, взносы).
Как следует из указанных инкассовых поручений они вынесены на основании решения Фонда N 89 от 02.04.2015 (рег. N 013071000072). Вместе с тем, данное решение Фонда N 89 от 02.04.2015 в материалы дела истцом не представлено, и исходя из пояснений истца данное решение N 89 от 02.04.2015 Фондом не выносилось, а инкассовые поручения от 02.04.2015 направлены на основании решений о взыскании от 25.06.2012, 13.09.2012, 13.12.2012, 17.04.2013.
Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в момент вынесения решений о взыскании от 25.06.2012, 13.09.2012, 13.12.2012, 17.04.2013, поскольку процедура принудительного взыскания недоимки начала осуществляться в указанный период) решение о принудительном взыскании страховых взносов за счет денежных средств на счетах плательщика принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Частью 7 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Порядок направления в банк поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов денежных средств со счетов плательщиков страховых взносов в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно ч. 14, 15 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, а также пени и штрафы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, Федеральным законом N 212-ФЗ установлены последовательность процедуры принудительного взыскания органом контроля за уплатой страховых взносов задолженности по обязательным платежам и сроки взыскания.
Вышеуказанными нормами ограничен срок, в пределах которого контролирующий орган вправе взыскать страховые взносы без обращения в суд, что является одним из существенных условий для принудительного взыскания задолженности, вследствие чего направление инкассовых поручений в банк по истечении срока, установленного ч. 7 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ, является недопустимым независимо от причин пропуска срока.
В рассматриваемом случае крайним сроком для исполнения требований от 25.05.2012, от 21.08.2012, от 19.11.2012, от 20.03.2013 указано 09.04.2013 (по требованию от 20.03.2013).
Неисполнение указанных требований от 25.05.2012, 21.08.2012, 19.11.2012, 20.03.2013 послужило основанием для вынесения фондом решений от 25.06.2012, 13.09.2012, 13.12.2012, 17.04.2013 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках.
Между тем, исходя из материалов дела, инкассовые поручения N 01307180013957 на сумму 916 727,50 руб., N 01307180013958 на сумму 249 005,35 руб., N 01307180013959 на сумму 1 421 847,56 руб. составлены Фондом 02.04.2015 и поступили в банк 06.05.2015, т.е. спустя более 2-х лет после вынесения решений о взыскании, т.е. в нарушение положений ст. 19 ч. 7 Федерального закона N 212-ФЗ по истечении одного месяца со дня принятия решений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия Фонда не соответствуют Федеральному закону N 212-ФЗ и нарушают права и законные интересы предприятия.
Аналогичная позиция о незаконности действий Пенсионного фонда изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2014 3 Ф09-14705/13 по делу N А34-2583/2013, оставленном без изменения Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.04.2014 N ВАС-4533/14.
Кроме того, после возврата не оплаченных инкассовых поручений N 01307170264384 от 13.09.2012 на сумму 29 121 руб. и N 01307170264383 от 13.09.2012 на сумму 733 658,23 руб. из ОАО АКБ "Энергобанк", инкассовых поручений N 01307170264376 от 13.09.2012 на сумму 1 955 518,5 руб. и N 01307170264377 от 13.09.2012 на сумму 29 446,29 руб. из ОАО "Россельхозбанк", инкассовых поручений N 01307170 от 19.09.2012 на сумму 15317,3 руб. и N 01307170 от 19.09.2012 на сумму 386 908,56 руб. из ООО "Татагропромбанк", ответчик был вправе прибегнуть к процедуре принудительного взыскания, установленной ст. 19 ч. 14 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которой при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ, в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Вместе с тем, доказательств совершения действий, предусмотренных ст.ст. 19 ч.4, ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ, ответчиком не представлено, в материалах дела таковые отсутствуют. Таким образом, повторное направление ответчиком в банк инкассовых поручений N 01307180013957 на сумму 916 727,50 руб., N 01307180013958 на сумму 249 005,35 руб., N 01307180013959 на сумму 1 421 847,56 руб. осуществлено без учета положений ст.ст. 19 ч.4, ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ, что также свидетельствует о незаконности оспариваемых действий Фонда.
Доводы ответчика о соблюдении им процедуры взыскания страховых взносов, пеней и штрафов арбитражным судом первой инстанции обосновано не приняты как противоречащие материалам дела и опровергающиеся вышеуказанными обстоятельствами.
С учетом изложенного, требования заявителя были обосновано судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 марта 2016 года по делу N А65-24859/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24859/2015
Истец: МУП "Альметьевское троллейбусное управление", г. Альметьевск
Ответчик: Управление Пенсионного фонда России в Альметьевском районе и городе Альметьевск Республики Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2016 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12058/16
05.09.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12058/16
09.06.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6294/16
15.03.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24859/15